Интерпретируя классику / V Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце» (Кинешма)

Выпуск №3-243/2021, Фестивали

Интерпретируя классику / V Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце» (Кинешма)

Несмотря на все сложности, в Кинешме Ивановской области уже в пятый раз состоялся фестиваль «Горячее сердце» и получился как никогда сильным. Почти все вошедшие в его программу спектакли уже отмечались престижными наградами на других фестивалях, премиями «Золотая Маска», «Золотой софит». И все же нынешняя театральная встреча в Кинешме могла стать еще ярче, если бы приехали все приглашенные. Но жизнь есть жизнь: пандемия подкосила финансовую составляющую многих театральных коллективов. У нескольких театров, несмотря на стремление приехать, просто не оказалось денег.

География «Горячего сердца» постоянно расширяется. Впервые участником фестиваля стал Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева из Санкт-Петербурга, сыграв «Мещан» по пьесе М. Горького и получив приз «За лучшую режиссерскую работу». Это одна из самых шумных премьер прошлого сезона в России. По версии Ассоциации театральных критиков, спектакль вошел в двадцатку лучших работ. Режиссер и сценограф спектакля Елизавета Бондарь поместила героев пьесы Горького в квартиру, уставленную «икеевской» мебелью. Герои намеренно обезличены, сливаются с обстановкой, голоса их неживые, «кукольные». Ни чувств человеческих, ни эмоций они не испытывают. Интересный режиссерский ход с отстранением приводит к тому, что никакого сочувствия персонажи не вызывают, и только охранник из нашего времени читает дневники давно истлевших в гробах мещан. Странный мир, умерший давным-давно, предстал перед глазами публики.

Над спектаклем Няганского ТЮЗа «История одного города» по Салтыкову-Щедрину работала прекрасная команда: автор сценической композиции и режиссер Артем Устинов, художник-постановщик Игорь Капитанов, художник по костюмам Фагиля Сельская. Трудно разделить, да и надо ли, заслуги каждого из них в постановке. Текст современен до такой степени, что иногда становится не по себе, а «глуповцы» так проектируются на нынешние реалии, что у некоторых зрителей закрадывалось сомнение - не дописали ли постановщики текст за Михаила Евграфовича? На протяжении всего спектакля на сцене течет река, в этом образе можно увидеть мифологические Лету или Стикс, но она в любом случае носит сакральное значение. Последний градоначальник решил ее перегородить, но против природы воевать бесполезно и даже глупо. Город смыло, словно его и не было. Второе столетие живет книга «История одного города», а сегодняшняя жизнь поразительно напоминает ту, что описал великий классик. Няганские артисты играют этот спектакль редко, но постановка находится в прекрасной форме. Как сказали на обсуждении руководители театра, это их первый выезд после пандемии на фестиваль. «История одного города» получила диплом в номинации «За лучшую сценографию».

«Чайку» А.П. Чехова в постановке Петра Шерешевского на фестиваль привез еще один петербургский коллектив - Камерный театр им. В.А. Малыщицкого. «Концерт для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких» - так обозначен жанр спектакля. В тексте есть небольшие изменения, однако заметят их разве что чеховеды. Например, Аркадина (Катя Ионас) называет спектакль Константина Треплева не «декадентским бредом», а «постдраматическим», тем самым приближая нас к пониманию того, почему герои пьесы не приняли эту постановку.

Все герои узнаваемы, они настолько филигранно существуют в спектакле, что, порой, не отличаешь, где игра, а где жизнь. Молодых бунтарей, похожих на Треплева (Александр Худяков), мы встречаем сколько угодно. Он наш современник, у него такая же боль, как и у многих творчески одаренных людей, которых старшее поколение то ли не понимает, то ли просто не хочет понять. О Тригорине (Виталий Коваленко) сложно сказать, талантлив он или нет, но в любом случае свои способности успешно разменял на деньги - прекрасная метафора с кочанами капусты в сцене, когда знаменитый писатель рассказывает о сути творчества восторженной Нине Заречной (Юлия Шишова). Капуста здесь - и способ прокормиться, и подмена акта творения простым приготовлением пищи, и, наконец, ассоциация с жаргонным названием денег. Прекрасна Маша (Дарья Змерзлая), любящая Костю и понимающая, что шансов на ответное чувство у нее нет. Медведенко здесь, словно иллюстрируя собственную фамилию, облачен в костюм медведя: бессловесный, несчастный получеловек, затравленный полузверь утаскивает Машу к себе в «берлогу». Об этом спектакле можно много писать, настолько он полон смыслов и заставляет зрителя сопереживать. «Чайка» завоевала Гран-при фестиваля, дипломом «За лучшую мужскую роль» награжден исполнитель роли Тригорина Виталий Коваленко.

Буинский государственный драматический театр представил «Барыню» по рассказу И.С. Тургенева «Муму». В небольшой по продолжительности спектакль Тимура Кулова вошли также фрагменты других произведений писателя. Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского представил «Маскарад» М.Ю. Лермонтова режиссера и художника Елены Сафоновой. Некоторую иллюстративность драматической составляющей постановки компенсируют красочные костюмы и декорации.

Московский драматический театр «Человек» сыграл спектакль «Гамлет (Сумарокова)», созданный режиссером Владимиром Скворцовым. Текст шекспировского «Гамлета» в переводе русского поэта, драматурга и литературного критика Александра Петровича Сумарокова впервые появился на российской сцене 250 лет назад. Современный зритель привык к другим переводам, но эта постановка интересна, прежде всего, как эксперимент. Наверняка в Москве, в камерном пространстве театра «Человек» он находит своего зрителя, но при переносе на большую сцену возникли трудности - спектакль показался излишне статичным, хотя в нем и заняты известные актеры: Владимир Майзингер играет Полония, Милена Цховребова - Гертруду. Решением жюри «Гамлет (Сумарокова)» получил диплом «За яркий художественный эксперимент».

Спектакль «Головлёвы. Маменька» по «Господам Головлёвым» М.Е. Салтыкова-Щедрина поставили в Нижнетагильском драматическом театре им. Д.Н. Мамина-Сибиряка режиссер Даниил Безносов и художник Михаил Кукушкин. На сцене выстроен станок, который по ходу действия медленно превращается в могилу - туда в конце концов загонит всех Порфирий Головлёв (Тимофей Панов). Стремительно развивающийся сюжет, уместившийся в два с половиной часа сценического действия, рассказан практически полностью, герои представлены объемно. К сожалению, не хватило психологического наполнения в образе Арины Петровны Головлёвой (Ирина Цветкова), которая проходит путь от бессердечного, не знавшего любви и сострадания человека, до постаревшей женщины с оттаявшей душой. Спектакль получил «Приз зрительских симпатий».

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского на правах хозяина фестиваля выступил вне конкурса с недавней премьерой «Как Зоя гусей кормила» С. Баженовой в постановке Александра Огарёва (о ней подробно рассказано в «Страстном бульваре, 10», №3-233/2020). Остается лишь добавить, что постановка отмечена специальным призом жюри «За освоение пространства современной драматургии».

«Гроза» А.Н. Островского на сцене Великолукского драматического театра стала последней работой талантливого и так рано ушедшего из жизни режиссера Ильи Ротенберга. Спектакль словно написан акварельными красками, а время действия перенесено в условные советские годы: взамен заброшенной церкви здесь баня, хотя до конца так и не ясно, действующая она или нет. Вместо очищения души персонажи смывают грязь телесную. Никаких масок, никаких «лучей света в темном царстве». С пьесы снят наросший за долгие годы смысловой слой социального «геройства» Катерины. В спектакле Великолукского театра Катя Кабанова (Алина Бичай) - самая обыкновенная женщина, даже слишком обыкновенная. Тем страшней и неожиданней расплата за совершенный грех. В финале Катерина уходит в свет, как бы растворяясь в его лучах, сливаясь с природой, а рассказанная история превращается в притчу.

Завершился фестиваль мюзиклом «Капитанская дочка» Московского театра «У Никитских ворот», созданным его руководителем Марком Розовским на музыку Максима Дунаевского. Красочный музыкальный спектакль, отмеченный дипломом «За верность классической литературе», стал яркой финальной точкой «Горячего сердца».

Следующая театральная встреча в Кинешме должна состояться через два года, в 2023-м, на который приходится 200-летие со дня рождения Александра Николаевича Островского.

 

Фото Евгения ПАНКРАТОВА

Фотогалерея