Магнитное поле / Достоевский и театр. Сборник статей

Выпуск №3-243/2021, Перечитывая заново

Магнитное поле / Достоевский и театр. Сборник статей

Достоевский и театр. Сборник статей. Составление и общая редакция А.А. Нинова. Изд-во «Искусство», Ленинградское отделение, 1983


Ждать к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского такого же «бума», что происходил по случаю 100-летия писателя, - не приходится. Иные времена - иные нравы, мы «жить торопимся и чувствовать спешим». Главным образом - чувствовать, пытаясь нередко поверхностно раскрыть связь проблем, волновавших Достоевского, с их далеко не всегда оправданным кругом вопросов дня сегодняшнего. И театр здесь, безусловно, пытается лидировать, как кажется, взяв за основу определение М.М. Бахтина: «карнавализация». В этом скрыт своеобразный парадокс: термин театральный, наиболее близкий к стремительной смене событий и их то ироническому, то трагическому накалу в прозе писателя, ставится во главу угла, заслоняя (а порой и начисто лишая) той многозначности, что открывается за этим влекущим термином философа и исследователя. Не потому ли, что сегодняшнее восприятие слова «карнавал» носит уже иной смысл?..

В сборнике, вышедшем без малого три десятилетия назад, собраны статьи литературоведов, вникающих в наследие Достоевского, в первую очередь, с позиций литературных, нередко - чисто идеологических. И рядом - статьи театроведов того поколения, которое считало невозможным судить о спектакле, не погрузившись в историю инсценировок того или иного произведения; привлекая в качестве доводов или для дискуссии размышления современников писателя, воспоминания тех, кто видел спектакли 10-30-х годов прошлого столетия; не пренебрегая научными исследованиями, в которых театр нередко затрагивался «по касательной», ибо проблема заключалась в попытке если не разгадать, то приблизиться к таинству волновавших Достоевского вопросов.

Несколько позже данного сборника вышла книга философа и литературоведа В.Д. Днепрова, посвященная творчеству Федора Михайловича, с «искушающим» названием - «Идеи и страсти». Не уверена, что современные режиссеры читали это исследование, в котором тщательно прослеживалось, как постепенно, медленно, чаще всего под воздействием прочитанного или увиденного, в человеке зарождается и укрепляется некий теоретический посыл. И наступает момент, когда становится необходимо проверить теорию практикой. Этот момент и есть начало страсти, захватывающей человека властно и влекущей к первому шагу...

За ним может последовать мучительный поворот к прежнему, но чаще - путь, определенный писателем в «Братьях Карамазовых» как дорога от «идеала Мадонны к идеалу Содомскому». Начавшийся и уже неостановимый.

В сборнике «Достоевский и театр» собраны статьи, которые сегодня было бы отнюдь не вредно прочитать и даже затвердить тем, кто обращается к театральным воплощениям его как ранних, так и поздних произведений. Особенно - к «великому Пятикнижию». В предисловии от составителя говорится: «Не претендуя на исчерпывающую полноту изложения столь обширной темы, авторы статей... сосредоточили свое внимание на нескольких основных проблемах, недостаточно изученных в специальной литературе: отношение Достоевского к театральной культуре его времени; сценичность произведений и формирование «театра Достоевского», то есть первые актерские и режиссерские опыты театральной интерпретации прозы великого писателя; опыт освоения романов Достоевского русским театром начала века и влияние его творчества на театральные перемены начала ХХ века; наиболее яркие страницы истории постановок Достоевского на русской, советской и зарубежной сцене». И хотя сборник был предназначен «для специалистов в области истории театра и литературы, а также читателей, интересующихся театральным искусством», сегодня, на мой взгляд, он становится наиболее необходимым и незаменимым для режиссеров, задумавших инсценировать прозу Достоевского.

Не стану приводить в пример конкретные спектакли и тем более анализировать их, но в фундамент тех, что довелось увидеть в последние два десятилетия в разных театрах, едва ли не в первую очередь заложены торопливость и невнимание к тщательному отбору - то печальное условие, что постоянно подгоняло писателя разделаться с долгами, стало «ритмом дня нынешнего», влекущего режиссеров. Эта стремительность смены событий, порой лишенных действенности, заменила для среднего и молодого поколений режиссеров смысл «идей и страстей», явившись своеобразным знаком совпадения времен: ведь мы живем в первых двух десятилетиях нового столетия в ритмах, чаще всего мешающих «остановиться, оглянуться». Особенно - оглянуться. На то, что было найдено прежде и осталось навсегда в истории отечественного и мирового театра.

Тогда же, в 80-х годах, в Польше вышли Дневники Анны Григорьевны Достоевской на польском языке под названием, способным привлечь самый широкий круг читателей: «Мой бедный Федя...» Это было забавно и даже по-своему трогательно, но сегодня приобретает несколько иной смысл в восприятии творчества Федора Михайловича на отечественной сцене.

Конечно, к юбилейным фестивалям и премьерам по прозе Ф.М. Достоевского уже появляются и будут добавляться новые и новые спектакли. В них почти наверняка окажется множество световых и звуковых эффектов, щедрое использование экрана, кровь рекой (если инсценируются «Преступление и наказание» и «Бесы») и - как вишенка на торте - лобовые и поверхностные сопоставления с нашим сегодняшним днем, с трагическими событиями в Казани, в Перми. Но, хочется верить, найдутся в этой череде и спектакли, в которых мучительный путь от идеи к страсти прозвучит хотя бы в намеке...

В сборнике «Достоевский и театр» любопытствующий найдет многое для размышлений и не очень приятных для себя открытий, что придуманное им было когда-то и не раз воплощено с большим или не слишком значительным успехом. Для этого советую обратиться, в первую очередь, к блистательным по стилю, уровню размышлений, глубине анализа статьям выдающихся театроведов Раисы Беньяш, Константина Рудницкого, Майи Туровской, посвященных спектаклям Г.А. Товстоногова, спектаклям на московских сценах конца 70-х - начала 80-х годов. Это ближе по времени и - главное - по степени его осмысления, в котором несопоставимы и недопустимы натяжки с кричащими событиями дней сегодняшних и многословными суждениями современных политиков и чиновников с размышлениями и действиями деятелей тех времен.

Да и вообще очень и очень стоит прочитать этот том не по диагонали, а вдумчиво: ведь в нем собраны статьи выдающихся ученых и деятелей, начиная с Ю. Завадского, Н. Берковского, А. Гозенпуда, Я. Билинкиса, М. Строевой и других.

Это полезно и необходимо, хотя бы потому, что мысль А. Альтшуллера реализуется так или иначе до сей поры и будет наверняка проявляться и впредь: «Русское сценическое искусство в магнитном поле Достоевского... это сильное поле. Оно распространилось далеко во времени и пространстве, дошло до наших дней, отозвалось в сценическом творчестве актеров многих стран... Не написавший ни одной пьесы Достоевский обогатил театр...» И не только - литературу, кинематограф разных стран, достаточно вспомнить всего несколько имен.

Нам не выйти из этого магнитного поля...

Фотогалерея