Чтоб есми вовеки едины были / "Мазепа" на Исторической сцене Большого театра

Выпуск №3-243/2021, Мир музыки

Чтоб есми вовеки едины были / "Мазепа" на Исторической сцене Большого театра

Премьера «Мазепы» П.И. Чайковского на Исторической сцене Государственного академического Большого театра России стала одной из главных оперных премьер 245-го сезона, в очередной раз доказав, что русская опера - это бренд Большого как театра национального и главного оперного страны.

По словам режиссера Евгения Писарева, их совместный с дирижером Туганом Сохиевым выбор Исторической сцены Большого театра для новой постановки «Мазепы» в большой степени повлиял на ее концепцию и сценографию. В итоге и решение спектакля в целом, и сценография Зиновия Марголина поражают своей масштабностью и поистине эпическим размахом.

По мнению ведущих исследователей творчества Чайковского, опера «Мазепа» занимает особое место в наследии композитора. Долгое время в отечественном музыкознании бытовало мнение, что историческая тема, доминирующая в «Полтаве» А.С. Пушкина, в опере П.И. Чайковского отступила на второй план, на фоне которого развивается любовная драма Марии. Однако, новейшие исследования творчества композитора свидетельствуют, что историческая линия в «Мазепе» - далеко не фон, она играет чрезвычайно важную роль в развитии сюжета в целом.

Таким образом, после «Евгения Онегина» (1878) - непревзойденного образца лирической оперы («лирические сцены в трех актах») и «Орлеанской девы» (1879) - одного из самых монументальных творений Чайковского, выбор композитором пушкинской «Полтавы» в качестве сюжета для своего нового оперного творения представляется во многом неожиданным и в то же время закономерным, что отметил в своем интервью дирижер-постановщик Туган Сохиев: «Заимствованный у композитора Карла Давыдова сюжет, чужой по сути, и сочиненное к чужому замыслу либретто - на первый взгляд, не очевидный повод для творческого взлета... эту оперу можно было бы счесть промежуточным сочинением, если бы не его по-настоящему яркая индивидуальность».

Действительно, созданную в зрелый период, что называется, «во всеоружии мастерства», оперу «Мазепа» называют одной из вершин оперного творчества П.И. Чайковского. Ее музыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципы лирико-психологической и исторической оперы, объединяя лирически окрашенные сцены с развитыми хоровыми и симфоническими эпизодами, воссоздающими драматизм действительных исторических событий.

Известно, что, будучи неравнодушным к судьбе Отечества, Чайковский весьма болезненно реагировал на самые животрепещущие события своего времени. Многочисленные тому свидетельства мы находим в письмах композитора, убеждающих в том, что Россия последней трети XIX века (то есть в период создания «Мазепы») жила предчувствиями надвигающейся катастрофы. «Мы переживаем очень критическую эпоху», - эта мысль является сквозной в письмах Чайковского, начиная с 1878 года, и напрямую перекликается также с мыслью Ф.М. Достоевского о том, что «вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездною».

История создания оперы, точнее, начала работы над «Мазепой», относится к 1881 году, когда Чайковский гостил у своей любимой сестры Александры Ильиничны (в замужестве Давыдовой, вышедшей замуж за сына декабриста), в их имении Каменка на Украине. «Есть одно место в Южной России, - признавался композитор, - которое я не променяю ни на какие другие в мире - это местечко Каменка... Я люблю в ней ее прошлое, она овеяна для меня духом поэзии; образ Пушкина витает предо мною; всё здесь настраивает на поэтический лад». В Каменке Чайковскому всегда хорошо работалось. И именно здесь ему приходит мысль о создании оперы на сюжет пушкинской «Полтавы».

Либретто оперы было создано самим П.И. Чайковским на основе пушкинской поэмы, а также существовавшего в распоряжении композитора либретто Виктора Буренина. Последнее, как уже упоминалось, было создано для Карла Давыдова, известного виолончелиста, а также композитора (в основном, автора виолончельных сочинений) и тогдашнего директора Петербургской консерватории, который уступил это либретто композитору.

Интересен и тот факт, что ко времени обращения П.И. Чайковского к этому сюжету уже существовала опера по пушкинской «Полтаве», автором которой был композитор и музыкальный критик Борис Фитингоф-Шель. Она была поставлена в Большом театре в 1866 году, однако, в репертуаре продержалась недолго.

«Мазепа» П.И. Чайковского впервые была поставлена на Исторической сцене Большого театра 3 февраля 1884 года, и за прошедшее время ставилась нечасто. Нынешняя постановка - девятая по счету. И каждое новое воплощение «Мазепы» неизменно привлекает к себе повышенное внимание, поскольку эта опера написана в расчете на большие голоса и невероятно сложна для певцов. Справедливости ради следует отметить, что не менее сложна она и для постановщиков.

Чайковский, в отличие от большинства «собратьев по цеху», был одним из немногих, кого глубоко волновала стержневая проблема эпохи - проблема веры, причем не только в личностном, но и в национальном масштабе. Выдающийся композитор, для которого вера была имманентной потребностью духа, стремясь найти ответы на «вечные» вопросы pro и contra, сумел сформулировать для себя суть трагизма человека XIX века, сомневающегося и склонного к скептицизму, пытающегося заменить религию той или иной философской теорией.

Своеобразие музыкально-художественной концепции «Мазепы» П.И. Чайковского наиболее ярко проявляется через смысловое поле феномена трагического, в основе которого лежит духовный и личностный фактор. Композитор не случайно называет свою оперу «Мазепа». Почему же именно Мазепа, казалось бы, олицетворяющий собой измену и стяжательство, перешедший на сторону шведского короля Карла XII, был поставлен композитором, что называется, «во главу угла»? Дело в том, что в западноевропейской традиции, к моменту создания Чайковским оперы, были известны литературные и поэтические произведения, рисующие Мазепу романтическим героем. Достаточно вспомнить симфоническую поэму «Мазепа» Ференца Листа, навеянную стихами Виктора Гюго.

Таким же романтическим и одновременно трагедийным героем предстает Мазепа и в опере Чайковского. Смысловым ядром в этом контексте становится утрата Мазепой чувства Бога как особой «силы», от которой он «отпал», став носителем трагедийного опыта. Вместе с тем, Мазепа убежден, что в любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявляя свою решимость и волю. И его решимость, и жажда еще неизведанного, и могучая воля неоднократно помогали Мазепе вести за собой других, как и выдвигаться в фавориты «власть имущих», - будь то польский король Ян Казимир, гетманы Дорошенко и Самойлович, любимец регентши Софьи Василий Голицын, Петр I или Карл XII.

Однако под маской внешнего хладнокровия Мазепы скрывается борьба чувств и страстей, стремление к славе и большим деньгам, «моральная нечистоплотность и политическая близорукость». Испытывая страсть к дочери своего друга Кочубея и своей крестнице - юной и прекрасной Марии, Мазепа бросает вызов обществу и судьбе, желая проверить, есть ли силы более мощные и иррациональные, могущие ему противостоять. Борясь с судьбой в лице Кочубея и его сторонников, Мазепа на время получает власть над другими. Но неуемная жажда славы и власти, в конце концов, все равно приводит его к нравственному падению. И в то же время он губит и Марию, пожертвовавшую для него всем, и их любовь.

По словам Евгения Писарева, главный конфликт и тема оперы - «это история об амбициозных, страшных людях, цель которых - взять то, что взять нельзя». С Большим театром этот режиссер успешно сотрудничает уже на протяжении почти десятилетия. После удачных постановок опер «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Дж. Россини, директор Владимир Урин неожиданно предложил ему обратиться к русской опере и поставить «Мазепу» - романтическую драму личных отношений, переплетенную с масштабными историческими событиями.

Евгений Писарев также отметил, что в новой постановке они с художником-сценографом Зиновием Марголиным и всей постановочной командой (костюмы - Ольга Шаишмелашвили, свет - Дамир Исмагилов, видео - Анастасия Быкова, хореограф -- Ирина Кашуба, пластика - Албертс Альбертс) визуально усилили тему войны, приблизив оперу Чайковского к пушкинскому оригиналу, поскольку большая сцена диктует свои правила игры, и «на Исторической сцене надо высказываться эпично». Кроме того, «война является постоянным контекстом, внутри которого разворачиваются события».

Так, в первом акте, на фоне пока еще жизни без войны, тем не менее, уже ощущается ее приближение в мизансценах проводов новобранцев. Второй акт - столкновение с войной, что называется, лицом к лицу. Причем, войной гражданской, когда «брат идет на брата», что приводит к ужасным кровопролитиям (сцена казни Кочубея и Искры) и, в итоге, - в третьем, заключительном, акте - к выжженным дотла полям и полной разрухе, которую символизирует сожженный автобус посреди дымящегося поля.

В контексте обозначенной Е. Писаревым антимилитаристской концепции каждый из трех актов оперы разыгрывается в своем времени: первый - в Петровском, описанном А.С. Пушкиным, второй - в период Гражданской войны, третий - в наше время. Страшное, «разрушительное» впечатление от последствий войны усиливает также грандиозная симфоническая фреска оперы «Полтавский бой», визуально решенная средствами кинохроники - демонстрацией на фоне звучания оркестра кадров из художественных фильмов, где показаны баталии Петровского времени, Первой мировой и Гражданской войн, хроники событий на Украине во время Великой Отечественной.

Таким образом, в отсутствии привязки к определенному времени, история становится вневременной, убеждая в актуальности поставленной во главу угла проблемы. Перемещая героев сквозь эпохи, постановщикам удалось придать опере современное «звучание». По мнению Е. Писарева, «неконтролируемые амбиции приводят во все времена к одинаковому исходу», и с этим нельзя не согласиться. И не важно, как зовут героя - Мазепа или как-то иначе.

Как романтический герой, Мазепа - личность сложная и неоднозначная, полная противоречий, при этом драматургически и вокально являющаяся центральной фигурой оперы. Для воплощения на сцене образа мятежного гетмана требуется певец экстраординарный, способный органично соединить его различные ипостаси - с одной стороны, жестокого властителя, с другой - страстного, лирического героя, когда речь заходит о его чувствах к Марии. Таков Желько Лучич - один из самых ярких на сегодняшний день оперных певцов в мире, лучший «вердиевский баритон». Обладатель голоса необычайной красоты, силы и плотности, яркой сценической внешности, Ж. Лучич создает образ гордый и подлинно царственный, убедительный в каждом своем появлении - будь то в дуэтах с Марией, знаменитой арии-признании «О, Мария!» или в ключевой арии «Тиха украинская ночь». Это неукротимый дикий зверь, сметающий всё на своем пути, стихийная сила. В жернова этой стихийной силы, которая непременно должна была ее сломать, и попадает Мария. Даже ее самоотверженная любовь не смогла поколебать решимости Мазепы любой ценой достигнуть своих амбициозных целей. При этом Мазепа наделен мощным мужским обаянием и столь мощной харизмой, что Марии, кажется, невозможно было им не увлечься и не «потерять голову».

В созданном Анной Шаповаловой (победительницей телепроекта «Большая опера-2019») образе Марии много света и душевного трепета. Молодая певица сумела продемонстрировать не только красоту своего голоса и выразительную вокальную технику, но и незаурядное актерское мастерство. В ее героине, несмотря на трагичность судьбы, искрится радость жизни.

Музыкальный характер Марии находится все время в движении, в развитии, он меняется в зависимости от сценической ситуации, нарастания трагедии. С момента первого появления на сцене - взволнованного ариозо «Какой-то властью непонятной» - и до последней встречи Марии и Мазепы в финале оперы, исполненной подлинного трагизма, где раздирающие ее душу страдания, приводящие к безумию, певица выражает драматическими красками - сочно, экспрессивно, постепенно переходя к замирающе-трепетным краскам в голосе в колыбельной «Спи, младенец мой прекрасный». Это звучит трогательно, нежно и вместе с тем глубоко трагично.

Под стать Мазепе и его друг, становящийся врагом, - Кочубей в исполнении ведущего солиста оперной труппы Мариинского театра и приглашенного солиста Большого театра Станислава Трофимова, - обладателя густого, насыщенного по тембру баса, наделенного также огромными артистическими возможностями. Хочется особенно отметить владение певцом богатейшей вокальной палитрой создаваемого образа, охватывающего, кажется, все возможные тембровые краски, и осмысление духовной наполненности и глубины переживаний героя в драматических диалогах и, особенно, в главной арии «Три клада», и в финальной молитве перед казнью.

Развитие драмы происходит в ансамблевых сценах. Это финальные сцены первой и второй картин первого действия - когда оскорбленный Кочубеем Мазепа уходит вместе с Марией, охраняемый стражей, а с детства любящий Марию Андрей (Дмитро Попов) вызывается лично доставить донос на Мазепу в столицу. Это и дуэты Марии и Мазепы, Марии и Любови (Елена Манистина), сцена Кочубея и Орлика (Николай Казанский) в темнице и сцена казни Кочубея и Искры (Роман Муравицкий) во втором действии, а также сцена поединка Мазепы и Андрея в финале. Укрупнение эмоции, ее отражение, словно в зеркале, в эмоции партнера, становится в каждом из ансамблей ведущим принципом в построении узловых в драматургическом отношении сцен.

Не менее важную роль в опере играют хоровые сцены, оставляющие впечатление идеальной спетости и сбалансированности (главный хормейстер Валерий Борисов). Русская опера изобилует большим количеством хоровых сцен, где хор представляет собой отдельное действующее лицо. «Мазепа» в этом смысле - не исключение. Пространственное решение голосов хоровой фактуры, верное понимание всех стилистических особенностей музыкального текста и умение соотносить с ними приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию - весь спектр выразительных средств используется в звучании хора в новой постановке «Мазепы».

Особенно порадовало, что все перечисленные выше достоинства новой постановки Большого театра оказались в полной мере «созвучными» ее музыкальному решению. Оркестр Большого театра под управлением Тугана Сохиева демонстрирует высочайший класс музицирования. Воспитанник Ильи Мусина и Юрия Темирканова, дирижер Туган Сохиев унаследовал от них интеллектуализм симфонических решений, логику оркестровой мысли и вкус к архитектоническому строению музыкальной формы, а его влюбленность в музыку этой оперы помогла извлечь из ее партитуры новые смыслы. Его интерпретация «Мазепы» - огромный диапазон эмоций, настроений, переживаний. Т. Сохиев, удивительно гибко «ломая темпы», то ускоряя, то замедляя, дифференцированно выстраивает сложную оперно-симфоническую ткань, подчеркивая необходимые нюансы, и делая это с присущим именно ему своеобразием дирижерского мышления и особым блеском.

Новая постановка Большого театра, бесспорно, стала событием и заставила в очередной раз задуматься об историческом единстве России и Украины на протяжении вот уже более чем трех с половиной столетий. Эта общая история начинается с решения Переяславской рады от 8 января 1654 года о вхождении Украины в Россию «чтоб есми вовеки едины были».

Хочется надеяться, что никаким враждебным силам, никому и никогда не удастся «вбить клин» и навсегда разделить два братских народа, а по сути, один - как «две половины сердца...» За более чем 360-летнюю, начиная с воссоединения Украины с Россией, историю дружбы, общих бед и побед - двумя братскими народами сплетен «венок столетий». И как бы ни складывались сегодня политические события, этот дух единения двух народов продолжает жить, позволяя надеяться на то, что, в конечном итоге, победа Добра над Злом неизбежна. Чтоб есми вовеки едины были...

 

Фото Дамира ЮСУПОВА

предоставлены пресс-службой Большого театра

Фотогалерея