"Волшебное и непостижимое чувство..." / К 100-летию Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова

Выпуск №4-244/2021, Дата

"Волшебное и непостижимое чувство..." / К 100-летию Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова

В 1903 году в Челябинске построили театральное здание - это было вызвано тем, что уже несколько десятилетий в Купеческо-дворянском клубе давали представления любительские труппы. Продолжали они показывать спектакли вплоть до 1921 года, когда состоялось официальное открытие театра премьерой «Цена жизни» Вл.И. Немировича-Данченко в постановке П.И. Васильева. Родившемуся коллективу присвоили имя С.М. Цвиллинга, видного революционера, в 1917 году возглавившего Челябинский совет, председателя комитета РСДРП(б).

На долю артистов, режиссеров, представителей всех театральных профессий, собранных под одной крышей, пришлись все испытания предвоенных, военных и послевоенных лет. Репертуар строился в основном на классических произведениях, с которыми артисты часто выезжали в другие города и села области. Многое дало труппе и общение с Малым театром, оказавшимся в эвакуации в Челябинске - дружеские и творческие связи с одним из старейших русских театров продолжились на долгие десятилетия.

С годами обновлялся состав артистов (в 1935 году была открыта театральная студия), над спектаклями работали разные постановщики, но в 1973 году в Челябинскую драму пришел один из выдающихся режиссеров Наум Юрьевич Орлов. Получивший образование в Киевском театральном институте им. И. Карпенко-Карого у таких известных педагогов, как В.А. Нелли, К.П. Хохлова, Н.А. Соколова, Наум Орлов стал не только режиссером, но и театроведом. Работал в Одесском ТЮЗе, в Одесской драме, затем возглавил Русский театр в Казани и приехал в Челябинск, уже обладая серьезным авторитетом и репутацией. Это помогло режиссеру раскрыть новые творческие горизонты, а значит - и перспективы для труппы. Громкое имя Челябинского театра зазвучало многими постановками, начиная с первой же работы Орлова - «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» Б. Рацера и В. Константинова по роману Я. Гашека.

За три десятилетия руководства Наум Орлов был удостоен званий народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, стал лауреатом премии имени Ф.Г. Волкова. Он не только поставил более 40 спектаклей, но и воспитал как педагог целую плеяду артистов, ставших сегодня мастерами. Татьяна Сельвинская, работавшая с Орловым над многими постановками как сценограф, вспоминала: «Нашим первым с ним спектаклем был «Иосиф Швейк против Франца Иосифа». Я предложила сделать его в жанре цирка, и он сделал нечто фантастическое! Швейка играл замечательный актер Александр Михайлушкин, спектакль шел 17 лет. С первого знакомства я влюбилась в этот театр, дружила с актерами...»

Театр приобрел широкую популярность у зрителей и театральных критиков, приезжавших в Челябинск специально для того, чтобы своими глазами увидеть поставленные Наумом Орловым спектакли «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Лес» А.Н. Островского, «Король Лир» У. Шекспира, «Анфиса» Л. Андреева, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Антихрист» по Д.С. Мережковскому.

Для 70-80-х годов прошлого столетия репертуар был не столь обычным, каким стал уже значительно позже. Широко образованный, прекрасно знающий мировую культуру, Наум Юрьевич Орлов просвещал и воспитывал не только зрителя, но и труппу, не скрывая своего стремления: «... И если дрогнули сердца, если проскочила между сценой и залом невидимая искра взаимопонимания, то из этого единения душ и родится это волшебное и непостижимое чувство - ТЕАТР! Я пытаюсь воспитывать прежде всего духовные качества и, конечно, любовь к театру, обязательность, интеллигентность - я всегда был уверен, что в театре должны работать только интеллигентные люди. Интеллигентность - это и есть обязательность, терпимость, доброта, понимание другого человека, а также многие христианские качества. Все это я пытаюсь воспитывать не только в студентах, но и в актерах при каждой встрече с ними. Мне кажется, в театре должны работать люди, обладающие чувством собственного достоинства, без которого творчество невозможно».

Вероятно, и зрителям таким образом передаются эти необходимые черты подлинной интеллигентности...

На всю страну зазвучали имена Леонарда Варфоломеева, Валентины Качуриной, Бориса Петрова, Евгения Поплавского, Юрия Цапника, Марины Меримсон, Татьяны Руссиновой, Ольги Сафроновой, Татьяны Скорокосовой и многих других. Если в силу разных обстоятельств артисты покидали театр, уезжая в другие города, слава, можно сказать, шла за ними по пятам: так происходило в Курске с Евгением Поплавским, в Москве - с Александром Михайлушкиным (незабываемым Швейком) и Александром Мезенцевым (столь же незабываемым Подсекальниковым), ярко и сильно явивших себя московскому зрителю на сценах ЦАТСа и Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя, с другими, прошедшими школу Наума Орлова. Из тех, кто только начинал в его последние годы, необходимо назвать Рамилю Искандер и безвременно ушедшего из жизни Степана Морозова - звезд РАМТа...

1 августа 2003 года Наума Юрьевича не стало. Завершилась целая эпоха не только прославленного коллектива, но отечественного театра. Челябинской драме было присвоено его имя, и еще долгое время в репертуарной афише оставались блистательные свершения режиссера: «Последние» М. Горького, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера... Они были любимы зрителями, а артисты не хотели с ними расставаться, бережно сберегая память об Орлове. Его слова, сказанные в труднейшие для страны 90-е годы, не потеряли своего глубокого значения по сей день, оставшись своеобразным завещанием для тех, кто причастен высокому служению: «Сегодня люди обременяют себя добыванием богатства или хождением во власть. Мне этого ничего не нужно. Много лет тому назад я обременил себя искусством, театральным искусством. Один из гениев человеческой деятельности как-то заметил, что жизнь - это театр. Мне посчастливилось - театр стал моей жизнью. Я построил его и каждый день благодарю Бога за то, что хочу и могу в нем работать».

После ухода из жизни Наума Орлова Челябинский театр переживал непростые времена. Найти личность, равную прежнему руководителю, оказалось, практически, невозможно. Спектакли ставили самые разные режиссеры, выручал основатель и руководитель театра «Манекен» Анатолий Морозов, но у него был свой коллектив. Приглашались разные режиссеры, не всегда спектакли оказывались удачными. Зрительский интерес постепенно угасал... В 2017 году театр возглавил Александр Маркович Зыков, известный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, Зыков работал ассистентом у Романа Виктюка. Был главным режиссером Оренбургского драматического театра, Новосибирского «Красного факела», почти 20 лет являлся художественным руководителем Норильского заполярного театра драмы. К моменту, когда его пригласили в Челябинскую драму, Александр Зыков был уже опытным и широко известным режиссером, спектакли, поставленные им в разных театрах, пользовались заслуженным успехом в городах и на фестивалях. О его работах «Шесть блюд из одной курицы» и «Время женщин» слух разнесся далеко от Челябинска.

Интересно, что в первом же интервью после того, как он возглавил театр, Александр Зыков ответил на вопрос журналиста о том, будет ли он приглашать режиссеров: «Конечно, будем приглашать. Мне уже понравилась поставленная здесь «Шинель». А теперь режиссер этого спектакля Денис Хуснияров предлагает поставить на челябинской сцене пьесу Александра Володина. И это уже не Гоголь. Это камерная психологическая драма. Уверен: за полтора-два года мы найдем пять-шесть режиссеров, которых и будем приглашать. И это не от имени зависит. Нередко режиссер с громким именем, приезжая в чужой театр, относится к постановке как к халтуре. Мы же будем искать тех, кто к театру относится трепетно». Так и произошло - за прошедшие несколько лет в Челябинской драме ставили многие режиссеры, в основном, молодые. Зыков добавил: «А еще живу литературой. В ГИТИСе у меня были замечательные педагоги. Один из них на мой вопрос, читал ли он только что напечатанного тогда Экзюпери, ответил: «Я еще Толстого всего не перечитал»... Я понял, что он мне сказал: не надо бежать за модой».

Александр Маркович и не стремится поспеть за ней, он работает серьезно, тщательно, в русле русского психологического театра, которым дорожит, считая, что воспитать труппу и вернуть зрителя возможно только таким способом. Но изменились зрительские пристрастия, сегодня многие идут в театр, чтобы забыть о суровой действительности и развлечься. Одними серьезными спектаклями, заставляющими работать мысль и чувство, невозможно удержать аудиторию...

Сегодня в Театре имени Наума Орлова идут разные спектакли разных режиссеров, многие из которых молоды и не очень известны широкому зрителю. Может быть, и им удастся проявить себя в полной мере, потому что Зыков умеет учить, не назидая, не навязывая своих эстетических принципов - просто демонстрируя их в своих спектаклях.

Сегодня театр входит в число ведущих театров страны, с ним сотрудничают режиссеры и сценографы из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Челябинский театр драмы является участником и лауреатом многих театральных фестивалей, активно гастролирует. С 2014 года он успешно сотрудничает с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности в рамках программы «Большие гастроли». За последние годы спектакли театра видели в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Абакане, Барнауле, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и других городах.

В 2018 году по итогам Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» «Шинель» и «Убийца» были включены экспертным советом фестиваля в лонг-лист наиболее заметных российских спектаклей сезона 2016/2017. В 2020 году по итогам сезона 2018/2019 в лонг-лист «Золотой Маски» вошел спектакль «Алексей Каренин».

Остается пожелать прославленному коллективу долгих и счастливых лет творческой, насыщенной жизни! Пусть продолжится «волшебное и непостижимое чувство...»

 

Фото с официального сайта Челябинского
государственного академического театра
драмы имени Наума Орлова

Фотогалерея