Перекличка голосов, или Рожденные мечтой / II Молодежный театральный фестиваль "Город юности" памяти Б.Равенских

Выпуск №4-244/2021, Фестивали

Перекличка голосов, или Рожденные мечтой / II Молодежный театральный фестиваль "Город юности" памяти Б.Равенских

Мой отец, режиссер, которого знают и помнят в России, ушел из жизни в день, когда сбылась его большая мечта - в Москве появился молодежный театр Бориса Равенских. Первый день жизни этого театра стал последним днем жизни режиссера. Иногда люди умирают не только от горя, но и от великой радости...

Убедить могущественных чиновников советской поры разрешить начать новое молодое дело Равенских было очень трудно. Только именитым художникам, которые отдали много сил нашему государству, возможно было мечтать о таких дерзких начинаниях. Вместо заявленных режиссером «Бориса Годунова» Пушкина и «Воскресения» Толстого в Академическом Малом с самого верха поступило совсем другое предложение - «Целина» Брежнева. Равенских понял, что это цена за новый театр. Конечно, как ученик Мейерхольда, он мог поставить и телефонную книгу, но... После мучительных раздумий Борис Иванович согласился и стал создавать собственную инсценировку - перекроил всё полностью. Наверху на это пошли. Режиссер настоял, чтобы на огромном экране во всю сцену появились кадры засекреченной кинохроники о людях, брошенных на освоение целины. И это ему позволили.

То, что он задумал, стало очень личным размышлением художника, поэмой о людях земли - это была его тема. Еще со времен знаменитой «Свадьбы с приданым» режиссер прославился эпиграммой: «В темах деревенских всех побил Равенских». Он любил людей-тружеников и сумел бы рассказать правдиво и пронзительно об их судьбах со сцены. Не случайно его называли «самородком», «сыном земли».

А после первой читки на труппе Малого театра новой пьесы в последний день своей жизни Борис Равенских шел в ГИТИС к ученикам. В кармане у него лежал приказ об открытии молодежного театра со своим зданием в Москве. По просьбе отца я купила на Центральном рынке ведро белых гвоздик, потому что для него это был праздник, ему хотелось войти в институт с цветами. Прямо с порога он объявил: «Разрешили!»

В этот вечер Борис Иванович рассказывал о своей юности, много смеялся, вел себя как двадцатилетний мальчишка, шутил, даже танцевал. Войдя в подъезд своего дома, он вдруг застыл на полуслове и упал замертво. Словно улетел. В какую даль?!

... Прошло много лет, и я подумала: несправедливо, когда человеческая мечта, тем более, если она принадлежит большому художнику, растворяется в воздухе. И вот однажды меня словно кто-то позвал... Вспомнилось, как Мейерхольд внушал юному Равенских, своему любимому ученику: «Помни о корнях своих, но всегда иди вперед!» И меня вдруг озарило - Старый Оскол! Это город юности папы, где он вырос и учился. Ведь там, наверное, есть театр? Ищу в Интернете его название и вижу - Театр для детей и молодежи. Молодежный театр! Именно так, как Борис Иванович хотел назвать свой. И еще: этот город на Белгородчине был основан по указу царя Федора Иоанновича, того самого, о котором Равенских поставил свой великий спектакль, ставший легендой Малого театра.

Настоящим счастьем стало для меня знакомство с талантливейшим режиссером Семеном Лосевым - художественным руководителем старооскольского театра. Он счел за честь присвоение в марте 2016 года театру имени Бориса Равенских. Семен Михайлович сердцем услышал эту идею, потому что понимает: творческое наследие самобытного режиссера может стать путеводной звездой для будущих поколений. Я абсолютно убеждена в том, что энергия больших художников никуда не исчезает, она остается с теми, кто их понял и полюбил.

Когда-то Всеволод Мейерхольд взял совсем юного Равенских в свой театр, выдав ему удостоверение, где было написано: «Зачислен на должность режиссера - учителя сцены». Теперь я всегда вспоминаю об этом, когда думаю о Семене Лосеве. Театр может научить многому, но, чтобы учить и актеров, и зрителей, нужна огромная энергия личности художественного руководителя. И еще нужна ранимая совесть и большой такт. Именно этими достоинствами обладает Семен Михайлович. Он сразу с радостью принял идею проведения в Старом Осколе молодежного театрального фестиваля «Город юности» памяти Равенских.

Юный человек - это не только молодой, а тот, кто не боится смотреть в будущее, кто верит будущему. Иногда мне кажется, что режиссера Лосева словно выбрали старооскольская земля и само здание театра, где когда-то было духовное училище. Семен Михайлович не устает думать о том, что театр нужен зрителю, чтобы ответить на его поиски духовного идеала. Ведь дух - это больше, чем душа. И теперь все, кто выходит на сцену этого театра, должны каждый раз завоевывать право продолжать учить, вести за собой. Уникален способ мыслить у руководителя этого, ставшего мне родным коллектива. Поразило признание Семена Михайловича: «Я живу драматургией, где есть космос, где есть глобальная философия, где есть объем». Так мог сказать только человек верящий, что театр способен оказать сильнейшее воздействие на зрителя, изменить его, - человек, сделавший театр духовным и интеллектуальным центром города.

Сама архитектура старооскольского театра уникальна. Выходишь из здания и оказываешься на смотровой площадке, а на самом театре есть эмблема - черно-белое солнце с сильными энергетическими лучами. Увидев это, впервые вспомнила, что Равенских любил мысль нашего знаменитого золотоискателя и писателя Олега Куваева: «Цель жизни человека - излучиться до конца». И вот этот символ: черно-белое солнце на театре с лучами во все стороны земли, а вокруг белый мел и черная руда - стал словно подтверждением этой мысли. «Излучиться до конца» - не это ли задача любого творческого человека, кто бы он ни был по профессии, а тем более молодого театрального коллектива?

Я долго размышляла, что же это такое - государственная поддержка национального таланта? Говорят, она необходима, чтобы не произошел разрыв с корневой культурой. Уверена, что речь идет не только о молодежи, а еще и о достойной памяти тех, чей талант является национальным достоянием. Потому что они оставили великое наследие и стали гордостью своей земли. В книгах о Равенских, в видеозаписях его спектаклей есть много уроков мастерства и лучезарной энергии, которых хватит на многие годы новым поколениям актеров и зрителей.

Никогда не забуду, как радовалась Вера Васильева - народная любимица, актриса, высоко оценившая влияние Бориса Ивановича на всю свою жизнь, - когда узнала о том, что Совет народных депутатов Старого Оскола принял решение присвоить театру имя Равенских. Я очень дорожу дружбой с Верой Кузьминичной и, часто беседуя с ней, рассказываю о театральных новостях Белгородчины. Однажды она сказала: «Нам часто мечтается, чтобы то, о чем мы думали в юности, исполнилось. Борис Иванович мечтал отдать свой талант молодым... Как хорошо, если бы был фестиваль памяти Равенских!»

Осенью, а точнее 30 сентября 2019 года, в день рождения Веры Васильевой, ее идея воплотилась в жизнь. В Старом Осколе открылся первый молодежный театральный фестиваль «Город юности». Действительно, целый город юности - студенты Школы-студии МХАТ, ГИТИСа, Щепкинского училища и Театрального института имени Бориса Щукина - приехали в город, где прошла юность Бориса Равенских. Они представили зрителям свои лучшие дипломные работы. Отбирались спектакли на фестиваль, конечно же, в соответствии с теми творческими принципами, которые были близки Борису Ивановичу. «Удиви меня хоть раз, и я пойду за тобой», - любил он повторять. И очень хотелось отыскать те «блестки», те талантливые рождения на студенческих сценах, которые могли бы удивить, проникнуть в душу и найти отклик у современного зрителя.

Идею фестиваля горячо поддержали ректоры московских вузов: Игорь Золотовицкий, Григорий Заславский, Борис Любимов и Евгений Князев. Они уверены в открытиях, которые способна совершить одаренная молодежь, посвятившая свою жизнь театру. В афише фестиваля были представлены спектакли московских студентов: «Чуш» В. Астафьева (курс В.А. Рыжакова), «Ах, Оффенбах!» (курс А.А. Бармака), «Волшебная флейта» Моцарта (курс В.В. Иванова), «Шут» (курс В.А. Сафронова) и спектакль Белгородского государственного института искусств и культуры «Непростые истории простых людей» (О.А. Бгавиной).

Одним из важнейших итогов фестиваля стало проведение режиссерской лаборатории «Творческий эксперимент». В буклете, на страничке, посвященной этому начинанию, есть слова Равенских: «Верность заветам Мейерхольда не в подражании ему, не в умелом или неумелом использовании в своих спектаклях его сценических находок, а в праве на творческий эксперимент, на остроту и смелость режиссерской мысли». За четыре дня московские студенты, открывая для себя новые имена актеров старооскольского театра, создали и показали несколько отрывков будущих спектаклей - режиссерских эскизов.

Режиссерская лаборатория - это форма диалога театра со зрителем, это способ выражения мыслей молодого режиссера, его слово, его взгляд. А реальным итогом лаборатории стало приглашение Семеном Лосевым победителей поставить спектакли на старооскольской сцене, которые сегодня украшают репертуар театра. Это «Долина аистов» по мотивам пьес Иона Друцэ режиссера Тимура Галеева (мастерская Е. Каменьковича) и «Смердяков» по роману Достоевского «Братья Карамазовы» режиссера Максима Меламедова (мастерская Л. Хейфеца).

Завершился фестиваль показом спектакля «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в постановке Семена Лосева. Так же как четверть века Малый театр открывал свой каждый сезон знаменитым спектаклем Равенских о царе Федоре, так и старооскольский театр любит начинать и заканчивать свои театральные сезоны этой исторической пьесой, где героем, по мысли Бориса Ивановича, является человеческая совесть. Как главный жизненный ориентир. Вспоминая о прекрасной музыке Георгия Свиридова, словно благословившей это создание режиссера на долгую сценическую жизнь, для меня как программного директора фестиваля одним из главных критериев отбора студенческих работ стала музыкальность. Равенских как-то сказал: «Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу - музыке». И еще: «Я хочу внушить зрителю то, во что верю сам, хочу, чтобы после моего спектакля он долго ничего не мог смотреть».

Очень важно, чтобы отобранные на фестиваль спектакли стали перекличкой голосов с творчеством Бориса Ивановича. Мхатовцы, например, удивили влюбленностью и проникновением в тему Астафьева, столь далекую от столичной жизни, но щемящую и вечную, - тему корней, чистоты души, ее первородства. Студенты факультета музыкального театра ГИТИСа поразили ярким драматическим дарованием, будучи профессиональными вокалистами. А спектакль щукинцев «Волшебная флейта» стал дерзким экспериментом и труднейшим экзаменом для актеров драмы. Они покорили виртуозностью исполнения ролей и музыкальностью. Это был абсолютно вахтанговский спектакль, студенческая «Турандот». Щепкинцы своей интерпретацией «Тиля» порадовали искренностью, задором и смелостью работы. Спектакль, жанр которого я бы определила как «ностальгия по герою», стал размышлением о том, куда исчезают лучшие качества, присущие человеку в молодости.

Приветствуя зрителей фестиваля «Город юности», я сказала, что Борис Иванович был бы счастлив видеть переполненные залы, где зритель, стоя, каждый день встречает выходящих на поклоны молодых актеров. Это означает, что наша цель - познакомить жителей Старого Оскола с лучшим, что создает театральная молодежь Москвы, и одновременно возбудить интерес всех участников фестиваля к легендарной личности режиссера Равенских - достигнута. Семь дней внимание жителей города было приковано к творчеству двадцатилетних, к их мироощущению, к музыке их сердец.

Я очень благодарна Александру Николаевичу Сергиенко, главе Старого Оскола, за молниеносность решения. Узнав об идее, он коротко произнес: «Фестивалю быть!» И пожелал ему долгой жизни. Еще благодарна за то, что в этом году, в наше тревожное, переполненное пандемическими страхами время он, вопреки и наперекор обстоятельствам, вновь подтверждает срок проведения теперь уже второго фестиваля, прошедшего с 30 сентября по 7 октября 2021 года. Так идея становится традицией.

Люди, служащие театру, посвящающие ему свою жизнь, меряют ее не годами, а театральными сезонами. В конце этого сезона Борису Равенских исполнилось бы сто десять лет. И нынешний фестиваль прошел в преддверии этого юбилея. В новом буклете есть удивительные слова, принадлежащие другу Равенских, искусствоведу Татьяне Забозлаевой, участникам и зрителям фестиваля: «Что точно можно взять от Бориса Ивановича - это его отношение к театру. Он считал театр самым выдающимся видом искусства, который наиболее могущественно влияет на сознание человека». Не случайно на спектакли Равенских люди возвращались по многу раз. Это был театр колоссального воздействия. И может быть, именно в этом году наш фестиваль памяти режиссера, дарящий людям радость и вдохновение, имеет особое значение. Потому что эти два года - это испытание для всех нас и физических, и душевных сил, экзамен на стойкость.

Я низко кланяюсь всем организаторам и спонсорам «Города юности». Московской команде: Елене Антоновой, Галине и Алине Равенских, Любови Песиковой, Светлане Королевой. Всему старооскольскому театру, но особую признательность и благодарность выражаю председателю Попечительского совета театра, генеральному директору Старооскольского горно-обогатительного комбината, нашему генеральному спонсору Сергею Александровичу Напольских. Вот уж кто настоящий почетный житель «Города юности», глава театральной семьи! В условиях пандемии трудно верить, что задуманное реально, и финансировать проекты-мечты. А Напольских сделал это сразу. Это поступок.

На второй молодежный театральный фестиваль приехали не только москвичи. К нам присоединились Белгород и Ярославль. Открывали одним из лучших спектаклей Лосева «Жизнь Александра Пушкина. Лицей».

И это было не случайно. Десять лет жизни Равенских отдал Театру им. Пушкина. Борис Иванович говорил: «Я вышел из семьи, где на стене висели пять икон, Пушкин, Толстой, позднее Есенин. Я глубоко убежден, что задача театра будить в человеке поэтический взгляд на мир... Пушкин - лучшая школа для режиссера и актера».
А дальше, по выражению Лосева, зрители увидели чудо, происходящее в Старом Осколе, «настоящий эксклюзив»: спектакли - итог четырехлетнего обучения студентов. Впервые участником театрального праздника в городе стал Ярославский государственный театральный институт. Студенты четвертого курса под руководством режиссера Александра Кузина показали спектакль по пьесе Островского «Волки и овцы». Это был очень темпераментный рассказ о «невероятной и смешной, жуткой и трогательной смеси нежных чувств и жестких нравов», - так думает Кузин. И, словно соглашаясь, подтверждает Равенских: «Островского надо играть, понимая жизнь пьесы с позиций современного мышления». А я вслед за Александром Николаевичем могу лишь повторить: ярославским студентам приношу «искреннюю и глубокую благодарность».

В спектакле белгородцев по мотивам рассказов Виктории Токаревой «Скажи мне что-нибудь на твоем языке» почти все мечтают только об одном - быть счастливыми и любить, несмотря ни на что. Во время спектакля, наблюдая за совсем юными актерами, вспомнилось, как Вера Васильева говорила, нсколько важно оценить человека в молодости, чтобы он поверил в свои силы, и какое счастье, что судьба молодых начнется именно здесь, на земле Бориса Равенских.

Увидев спектакль Павла Любимцева «Лес», решено было тотчас - надо везти на фестиваль. Пусть будет два Островских. Имя этого драматурга связано с судьбой Равенских неразрывно. Десятилетие Борис Иванович возглавлял Малый театр - Дом Островского, которого режиссер называл большим художником и поэтом. Последним спектаклем Равенских была, может быть, самая поэтичная пьеса драматурга «Снегурочка» - опера Римского-Корсакова в Большом театре. Сказка? Нет! Это философское произведение о человеке и силах природы, о красоте и трагичности этого союза.

Огромной радостью для меня явилось присутствие на фестивале очень дорогих для меня гостей, людей, связанных с творчеством Равенских, его актеров, учеников, коллег. На первый фестиваль приезжали пушкинцы - актеры Владимир Сафронов и Нина Марушина, ученица Бориса Ивановича - режиссер Надежда Аракчеева, педагог ГИТИСа Александр Бармак. А на второй фестиваль приехала исполнительница партии Снегурочки, оперная певица Ирина Журина, и педагог Щукинского училища - актер Павел Любимцев. Все они выступали перед жителями Старого Оскола, делясь впечатлениями, мыслями и воспоминаниями о Равенских.

«Лес» Островского, - признался Любимцев, - для меня пьеса заветная. В своей комедии наш великий драматург ведет речь о тех чудесах, которые способен творить истинный талант». И опять перекличка голосов с мыслями Бориса Ивановича, проходившего долгие годы вплоть до самого последнего дня мимо памятника Островскому на репетиции в Малый: «Идешь мимо этого богатыря русской драматургии и думаешь: надо работать серьезнее, глубже и так же самозабвенно, как он. А театр должен быть философским и мудрым».

Наблюдая за студентами курса Олега Кудряшова в спектакле «Вот и всё, что вам нужно знать о дирижировании», думалось: как он невероятно созвучен самой природе Равенских. Его создатель, режиссер Григорий Добрыгин, говорит, что для него дирижеры всегда были загадочными героями, наделенными сверхспособностями инициировать рождение музыки. А вот слова Бориса Ивановича: «Режиссер должен быть впереди актера, должен видеть больше, слышать спектакль тоньше, наше искусство симфоническое, и надо уметь дирижировать. Музыка в театре и организатор, и вдохновитель. Режиссер должен быть музыкантом, вставлять музыку в спектакль нужно снайперски».

Гвоздем программы фестиваля, как и в первый раз, стала режиссерская лаборатория, которую возглавил худрук театра Семен Лосев. А провел открытое обсуждение увиденного, приглашая к диалогу всех пришедших в зал, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Предварительно он предоставил слово двум московским студенткам-театроведам Вирсавии Алексеевой и Екатерине Авдеевой, режиссеру Надежде Аракчеевой и зрителям, желающим поделиться своим мнением. Семен Лосев, признаваясь в любви к своей труппе, сказал: «Были показаны четыре работы, сделанные в кратчайшие сроки, и наши актеры произвели фурор. Я испытываю гордость за артистов, которые смогли всё это одолеть».

Студенты-режиссеры ГИТИСа Ярослав Жевнеров, Александр Золотовицкий, Денис Парамонов и Мурат Абулкатинов выбрали для своего творческого эксперимента пьесы драматургов театра абсурда. Это Флориан Зеллер «Мама», Славомир Мрожек «Эмигранты», Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего», Юн Фоссе «Телемах». Двадцатилетние слышат время, на него очень остро реагируя, и ищут отклик на сегодняшнее душевное состояние человека и общества в драматургии.

Очень важно, что для молодых режиссеров это была первая встреча с актерами-профессионалами. Подбадривая, я повторяла им слова Равенских: «Режиссер должен обладать энергией травы. Положи на нее гранит - она всё равно пробьется... Защищать свои идеалы художник может тогда, когда он способен их талантливо выразить». Очень радостно, что и актеры полюбили московских студентов и ждут новых встреч с ними.

Завершил фестиваль спектакль режиссера-победителя первой лаборатории Максима Меламедова «Смердяков» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Спектакль яркий, смелый, глубокий. Эпиграфом к нему могут быть слова Федора Михайловича: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».

Мне бы очень хотелось, чтобы участники и зрители по окончании фестиваля памяти Бориса Равенских поверили, что искусство сегодня, как и всегда, если оно является настоящей поэзией, способно осветить душу и заставить мыслить человеческое сердце. И еще. Мне бы хотелось, чтобы люди, выходящие из старооскольского театра, который стоит так красиво на огромном холме в самом центре города, не расходились по домам, а долго стояли и смотрели далеко-далеко за горизонт и мечтали.

Я знаю - мечта Бориса Равенских не умерла, она живет на его родной земле, и, словно в подтверждение этому, звучат как напутствие слова Веры Васильевой: «Верю в этот фестиваль, в успех этой затеи, этой мечты. Желаю успеха городу, этому театру, каждому артисту, который выходит на сцену. И вечная прекрасная память о талантливейшем человеке Борисе Ивановиче Равенских, о его великих спектаклях, которые живут в наших сердцах всю жизнь».

 

Фото Дмитрия МАЗУРЕНКО

Фотогалерея