Алексей Франдетти: "Я, наверное, идеалист!"

Выпуск №4-244/2021, Гость редакции

Алексей Франдетти: "Я, наверное, идеалист!"

В конце октября мюзикл «Дорогой мистер Смит» в режиссуре Франдетти был показан в Новосибирске в рамках фестиваля «ХАОС». Спектакль в пяти номинациях вошел в лист «Золотой Маски».

Алексей Борисович Франдетти - режиссер театра и кино, актер, художник. Родился 15 января 1984 года в Ташкенте. Окончил ВГИК в 2006 году. Сыграл главные роли в мюзиклах «Золушка», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Фанфан-Тюльпан». Преподает в ГИТИСе. Поставил 20 спектаклей, в том числе «Стиляги» (Театр Наций), «Питер Пэн» (МОГТЮЗ), «Гордость и предубеждение» (МХТ им. А.П. Чехова), «Суини Тодд» (Театр на Таганке), «Путешествие в Реймс» (Большой театр), «Cabaret» («Глобус», Новосибирск). Лауреат трех национальных театральных премий «Золотая Маска» и премии «Звезда театрала».


- Если считать, что театр - большая иллюзия, скажите, с какими иллюзиями вы расстались, придя в театр?

- Я нахожусь в театре довольно давно - 34-й год. Да, я в театре с четырех лет. И то, что он - большая иллюзия, знаю давно. Что это тяжелый труд - тоже. И то, что надо мало спать, выпуская спектакль... Театр дарит мне все это - и бессонные ночи, и ощущение эйфории после премьеры. А еще он периодически дарит ощущение, что все пропало, ничего не получится. Но в последний момент происходит какое-то чудо. За это я тоже очень люблю театр.

- Одна из главных иллюзий у человека театра - я могу все! Приходилось ли вам сильно-сильно сомневаться в этом? Потому что театр - все-таки коллективное творчество, не все зависит от одного только режиссера.

- Всегда считал, что один в поле не воин. Меня частенько зовут на постановку. И руководство театра, бывает, говорит, что у них есть свой художник, художник по костюмам, художник по свету... Отвечаю всегда, что прихожу со своей командой. Так что любая попытка навязать мне кого-либо в постановочную группу обречена. Это началось с самого первого спектакля, который делали с Сергеем Геннадьевичем Новиковым, который был советником Сергея Кириенко в «Росатоме». Я пришел с тогдашним своим постоянным соавтором - художником Тимофеем Рябушинским. Мы перестали работать вместе по одной простой причине - мы лучшие друзья. Поэтому однажды приняли решение не сотрудничать, чтобы в работе не рассориться. Дружба дороже работы.

Мой первый репертуарный спектакль, к слову, скоро окажется в Новосибирске - это «Рождество О'Генри», поставленный в Московском театре имени А.С. Пушкина. На него пришла команда, с которой работаю постоянно - это Виктория Севрюкова, художник по костюмам, с ней сейчас выпускаем спектакль в Мариинском театре, а также художник по свету Иван Виноградов.

Успех моих спектаклей... нет, не моих, а наших - это общая заслуга. У питерского мюзикла «Дорогой мистер Смит», привезенного в октябре в Новосибирск на фестиваль «ХАОС», очень мощная команда. И каждый в ней - начиная с художника по свету и заканчивая монтировщиками - обожает спектакль. Так что выпячивать свое эго, говорить «я крут» - было бы странно.

Кроме того, перед началом репетиций мне всегда очень страшно. Как первоклассник 1 сентября приходит в школу, так и я всякий раз захожу в театр как в новый класс. Пока не обзавелся своим театром и творческим коллективом. Порхаю как бабочка - с одного цветка театра на другой. За это удовольствие надо платить. Тревогой и волнением в том числе.

- Вы по образованию актер. Как пришло в голову, что вы еще и режиссер?

- Это не мне пришло в голову. А Кириллу Семеновичу Серебренникову. На нашей первой работе, мюзикле «Пробуждение весны», я сказал, что хотел бы играть в этом спектакле. А он ответил: «Хорошо - только ты будешь режиссером». Дальше был следующий короткий диалог: «Но как, я же ничего не ставил?» - «А я буду художником - и тебе помогу». Конечно, по сути, это был спектакль Кирилла. Я был на нем скорее ассистентом режиссера. И очень многому научился.

- Я правильно понимаю, что у ребенка, который с четырех лет находится за кулисами, не было шансов стать, скажем, переводчиком?

- Переводчиком я и так стал! Почти все тексты, что звучат в моих спектаклях, я перевел сам. И стихи, и прозу. Мои мама и бабушка были журналистами. И в какой-то момент я очень серьезно задумался, не получить ли мне эту профессию. И даже пошел работать радиоведущим. Сейчас у меня своя программа, посвященная мюзиклам. И это радует бабушку больше, чем другие мои занятия.

- А на ваши спектакли, в том числе и золотомасочные, она ходит?

- Ходит. Но не на все. «Суини Тодд» идет с большим успехом в Театре на Таганке уже пять лет. Но никак не могу ее уговорить сходить. Ей не нравится сюжет. «Это там у тебя пирожки из людей? Нет, не хочу это видеть!» Камерный мюзикл «Мистер Смит» она тоже не посетила - спектакль идет в Санкт-Петербурге. Поэтому очень активно хочу привезти его в Москву! Думаю, этот спектакль ей понравится.

- И насколько реальны гастроли вашего мюзикла в столице?

- Для небольшого театра гастроли в любом случае дорогое удовольствие. Но есть еще одна сложность. В случае вывоза этого мюзикла встанет весь театр «Приют комедианта». Это на сцене поют двое - а за кулисами работают все цеха: несколько костюмеров, гримеров, звукорежиссеров, помрежей, монтировщиков... Очень затратный спектакль - и по количеству вложенных сил, и денег. Бюджет питерского «Мистера Смита» - два бюджета новосибирского «Cabaret».

Любой камерный спектакль - как и музыкальное кино - на порядок сложнее и дороже обычного драматического спектакля. Нужен оркестр, визуальные эффекты и так далее. Почему «Мистер Смит» дорогой? Для него приобреталось новое световое и видеооборудование. Были и другие расходы.

- Вообще-то уповать на технику в театре неправильно - железо в любой момент подведет!

- Бывает такое, да. Помню, у Максима Диденко премьерный показ «Текста» по роману Глуховского в Театре имени Ермоловой был сорван - именно по этой причине. Конечно, работа со спецоборудованием, цифровыми технологиями - большой риск. Тот же вайфай может вдруг заглючить... Но для нашего питерского мюзикла видеоарт имеет огромное значение. Таково решение спектакля.

- Мне кажется, вы очень любите рисковать. А где черта между авантюризмом и желанием, чтобы все получилось?

- Никогда не задумывался, авантюрист я или нет. Я просто занимаюсь тем, что мне очень нравится. Но застраховаться невозможно от любой накладки. К сожалению. Вот вам последний пример: буквально в эти дни ушел из жизни блестящий фотограф Юра Богомаз, он снимал «Cabaret», делал афиши для «Мистера Смита». Умер от коронавируса в 50 лет - привитым...

- Соболезную, Алексей. Если не против, продолжим тему камерного мюзикла. Если в спектакле заняты всего два актера - видимо, они шикарные?

- Да, конечно.

- А где таких найти? Проводите долгий кастинг? Или уже есть обойма ваших артистов?

- «Мистер Смит» выпускался с Иваном Ожогиным. А сегодня ему делают операцию на связках. В Новосибирск прилетел второй исполнитель, Паша Левкин. Его как раз можно считать человеком моей обоймы - мы уже делали вместе спектакль в Театре на Таганке. И практически во всех моих спектаклях он играет главные роли. Правда, эта обойма взрослеет, и надо начинать искать другого молодого героя. Исполнительница роли Джуди Юля Дякина - замечательная артистка. Служила в Свердловской музкомедии, откуда я ее, можно сказать, и украл...

Проблема с кадрами, конечно же, существует. Выпускаются молодые артисты из мастерской Лики Руллы, из мастерской Дмитрия Белова в ГИТИСе. Стараюсь их подтягивать в свои проекты. На разные роли - большие и не очень. Последний кастинг, который мы проводили, - на мюзикл «Франкенштейн» в Санкт-Петербурге. Приходили ребята с опытом и дебютанты. И начинался мучительный выбор: кого брать?

- Сейчас активен постдраматический театр. И уже неясно: нужна ли зрителю история на сцене? Что должно выходить на первый план в спектакле - сюжет или концептуализм?

- У меня был вот какой опыт. Несколько лет назад я попал на выставку Миро-и-Ферра в Лондоне. И ничего там не понял. Вообще ничего. Она меня даже слегка взбесила - мазня сплошная, какая-то ерунда. А в 2019-м я посетил ее же - но в Чикаго. И в меня уже эмоционально попало. Все эти яркие пятна я воспринял совершенно не так, как в первый раз!

Вы знаете, я редко захожу на территорию постдраматического искусства. Поскольку занимаюсь во многом «развлекательным театром» - музыкальным и нарративным. Важно, чтобы в театре зритель не чувствовал себя глупым...

- Получается, жанр мюзикла не располагает к авантюре - ведь зрителю все должно быть понятно. С другой стороны, ваш «Мистер Смит» - первый в России инстамюзикл. А это уж точно авантюра!

- Действительно, наш спектакль вырос из инстамюзикла. Во время первой волны пандемии мы с Юлей и Иваном сделали в Инстаграме объявление о старте и каждый день выкладывали в аккаунте спектакля новую сцену. Знали при запуске проекта, как будет выглядеть первый пост - но совершенно не представляли, куда в итоге вырулим! Мы также не предполагали, какое огромное количество людей будет нам писать, что им интересно и важно то, что мы затеяли. За первую неделю мы сделали четыре выпуска. Сели совещаться, стоит ли идти дальше. Решили продолжить - ведь этого никто никогда не делал. В итоге получился, я считаю, очень удачный проект, многими любимый. В позапрошлом сезоне я выпустил 10 спектаклей, и только один стал номинантом «Золотой Маски» - как раз инстамюзикл. Долго смеялся по этому поводу: ведь была большая «Сказка о царе Салтане», очень сложный «Питер Пэн». Но выстрелило совсем другое.

Вскоре мы решили вернуться к этому материалу в живом режиме. Я несколько месяцев искал театр, который захотел бы поставить «Мистера Смита». И вдруг мне в «Фейсбук» пишет Виктор Минков, директор «Приюта комедианта»: «Очень хотим, чтобы вы у нас что-нибудь поставили! Правда, у нас совсем небольшой театр...» А мне именно это и было нужно. Знал бы Витя, во что ему это обойдется... Выпуск спектакля стал для Минкова настоящим продюсерским подвигом - очень много задач было нужно решать, чтобы реализовать все наши придумки. Зато теперь он приходит на каждый показ. Потому что наш спектакль - про любовь, для любви и сделан людьми, которые любят свое дело.

Выезд в Новосибирск стал для нашего мюзикла первым. Было очень волнующе - тем более, что в вашем городе уже идут и еще будут идти мои спектакли. Я договорился с «Красным факелом» о постановке в 2023 году. С главным режиссером театра, Тимофеем Кулябиным, мы вместе учились в ГИТИСе: я играл в его отрывке по «Дону Жуану» Лепорелло, бегал по крышам...

Вообще, я уже делал камерные мюзиклы - сначала в Театре на Таганке, затем в Театре имени Пушкина. Но в тех спектаклях было огромное количество реквизита, который очень помогал артистам. После премьеры «Рождества O'Генри» мне казалось, что все бросятся ставить камерные мюзиклы - но этого не произошло.

Впереди новая вершина - мюзикл на одну актрису. Он уже написан, это «Расскажи мне в воскресенье» Эндрю Ллойда Уэббера. Мечтаю об этом проекте в России.

- Чем для вас стал мюзикл «Cabaret»?

- Это очень важный для меня спектакль - с точки зрения и внутреннего, личностного роста, и профессионального развития. Я прежде никогда не делал спектакля с таким количеством драматического текста, с такими сложными драматическими сценами, на такую непростую тему... Кроме того, «Cabaret» вернуло меня на рабочую волну - это был мой первый спектакль после локдауна. Ребята присылают видео каждого спектакля - я смотрю, высылаю замечания. Сделал уже несколько вводов - в силу производственной необходимости.

Мой друг режиссер Женя Писарев начинает ставить «Кабаре» в моем переводе в Театре Наций. Так что будет интересно зайти практически в одну и ту же воду практически за один сезон. Женя приезжал смотреть «Cabaret» в «Глобусе», придумал свою концепцию, так что некоторые места пьесы я уже начал переписывать.

- Хэппи-энд давно стал законом жанра в мюзикле. Почему так мало спектаклей с открытым финалом - они хуже продаются?

- Погодите, в том же «Cabaret» вполне себе открытый финал! Там вообще не хэппи-энд! Нет, далеко не всегда мюзикл ставится радостным и счастливым. Уверен, 90% московских зрителей придут в надежде увидеть номер «Мани, мани» из знаменитого фильма.

- Они придут развлечься - но вы же сами сказали, что это правила игры...

- Развлечения могут быть разного характера. Кто-то приходит смотреть 24-часовой спектакль Яна Фабра «Гора Олимп». И это тоже своего рода развлечение. Театр всегда развлечение, так или иначе. Развлечение может помочь выйти из какой-то стрессовой ситуации. Чему-то научить. Открыть что-то новое. Таким был задуман театр со времен древних греков и древних римлян.

- У Льва Толстого в «Анне Карениной» тоже не самый счастливый финал. Однако поставлен мюзикл по этому роману. А зачем рифмовать прозу Толстого и предлагать артистам спеть ее? Есть ли вообще литературные произведения, которые лучше не брать для постановки в музыкальном театре?

- Наверное, это Евангелие. При этом все прекрасно знают, что самый успешный мюзикл в мире - «Иисус Христос - суперзвезда» Уэббера. Самый популярный, самый часто ставящийся - «Иосиф и его удивительный плащ снов», музыку к нему написал также Уэббер. Еще один замечательный спектакль - «10 заповедей» Паскаля Обиспо.

А что касается Льва Толстого... Не так давно мы с моими студентами в ГИТИСе провели большую лабораторную работу по «Войне и миру». Планирую на этой основе сделать большой проект.

10 ноября у меня прошла премьера «Бенвенуто Челлини» в Мариинском театре. А на следующий день возобновил репетиции канадского мюзикла «Онегин», премьера в Театре на Таганке назначена на 16 декабря. Переводить Пушкина с английского на русский - скажу я вам, то еще удовольствие! Готовим инди-рок-мюзикл. Идея - театр в театре: история кочевых артистов.

- Любопытно, что у вас получится... Алексей, наверняка вам часто задают этот вопрос, но как бы ответили на него сегодня: что главное в мюзикле?

- Темпоритм. Он крайне важен не только в мюзикле, но и в опере, и в драматическом спектакле. Спектакль «Гарри Поттер» в Лондоне идет шесть часов, но от него невозможно оторваться! И актерские работы там просто потрясающие.

- Как вам кажется, какие черты будут присущи идеальному мюзиклу, скажем, лет через тридцать? К чему все идет в этом жанре?

- Не важна стилистика. Важно, чтобы спектакль попадал в зрителя, в сегодняшний день. Но это относится в принципе к любому театру. Я бы не делил театр на говорящих, поющих, танцующих людей. Театр или есть, или его нет. Спектакль либо трогает, либо нет.

Всегда хочется, чтобы твой спектакль хорошо продавался. Горжусь зрительским успехом, театра без публики не существует.

- Один их хитов пьесы Аллена - «Жизнь это кабаре, дружок». А ваша жизнь - это что такое? Вряд ли сплошное кабаре...

- Ох... Пожалуй, моя жизнь - постоянная смена темпа и ритма. График такой: сегодня фестивальный показ в Новосибирске, завтра оркестровая в Питере, затем прощание с другом в Москве, возвращение на репетиции в Мариинку...

- Впору говорить о черте между гонкой и суетой... Вас не выматывает подобная интенсивность жизни?

- Видимо, с такой частотой бьется мое сердце. Мне так комфортно. А когда я сижу над каким-то одним спектаклем, то сразу возникает чувство неудовлетворенности. Начинаю нервничать, чесаться, думать: что же я еще могу сделать?

- Режиссер, придя в театр на первую репетицию, сразу сообщает, чем и как собирается удивлять артистов и публику. А вас чем-то удивляют критики?

- Удивляют. Своей необразованностью. И непониманием того, как и что работает в жанре мюзикла. Перед премьерой «Cabaret» представительница одного СМИ спросила, трудно ли ставить спектакль «Карабэт». Я ответил, что легко, поскольку проект реализуется в рамках программы «Хач-продакшн представляет». Но подобные ошибки - не вина прессы. Дело в том, что про мюзикл крайне мало написано на русском языке. Я переводил некоторые статьи, пишу книгу об этом жанре. Хочется познакомить поближе публику с магией музыкального театра.

- На фестивале «ХАОС» Виктор Минков заявил, что у Франдетти должен скоро возникнуть свой театр. Прокомментируете?

- Безусловно, я задумываюсь о своем театре. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает, поживем - увидим.

Я долго снимал в Москве квартиру. Наконец купил свою. Сейчас там ремонт - это настоящий ад. Но все равно есть понимание: вот эту банку краски ты несешь для себя! А театр - не только для себя. Я, наверное, идеалист. Или сумасшедший. Но мне очень важно то, что называется словом миссия. Мне кажется, она у меня есть. Эта миссия - возродить жизнеспособность жанра оперетты. В следующем году сделаем очень большой проект, посвященный оперетте - в том числе и советской. Почему вдруг оказались забыты Исаак Дунаевский, Евгений Птичкин, другие наши замечательные композиторы? Слава богу, живы Максим Дунаевский, Алексей Рыбников...

Еще у меня еще одна, не менее важная миссия - показать разные грани мюзикла. Нашу публику, поверьте, есть чем удивить. Так что впереди работы - непочатый край!

 

Фото Юрия БОГОМАЗА

Фотогалерея