Лучшее лекарство артиста / Борис Баринов (Краcнодар)

Выпуск №4-244/2021, Лица

Лучшее лекарство артиста / Борис Баринов (Краcнодар)

Сегодня не много найдется тех, кто готов служить на одной сцене 40 лет без малейшего желания искать лучшей доли. Эти люди обычно скромны и не конфликтны. В хоре Краснодарского музыкального театра еще осталось созвездие таких имен. Одно из них - Борис Баринов.

Юбилей творческой деятельности артиста хора отмечать не принято. Он всегда в тени солистов. Главное его оружие - голос, с помощью которого, а также мимики, пластики, артист передает образы и тему музыкального произведения.

- В хор попал случайно. В вокальный класс Краснодарского музыкального училища им. Римского-Корсакова вошел главный хормейстер Краснодарского театра оперетты Валентин Трембач, я исполнил музыкальное произведение, и он сказал коротко: «Беру!» Устраиваться в театр пришел после занятий, ближе к вечеру. Инспектор хора Тоноянц отметил меня, и я собрался уходить. «Куда?» - прозвучал его вопрос. Он взял грим, пару раз мазнул мне лицо и отправил на сцену в моей одежде. В это время шла оперетта «Сладкая ягода» Птичкина. Не зная музыкального материала, просто следуя за хором, я спел свой дебют, - рассказывает артист. - Пение - это рождение музыки внутри, а потом уже - переход вовне. Голос человеческий - это зеркало души. Ведь эту красоту строишь вместе со всеми. Сколько я ни пытался спеть то же самое в одиночку, дома, - так, как в хоре, все равно не получалось, в каком бы голосе я не был. Самым ярким этапом моей сценической жизни считаю работу с режиссером Яном Сониным.

В начале творческого пути было много работы. Буквально посыпались маленькие роли в опереттах «Табачный капитан», «Марица», «Бабий бунт», «Золушка», «Леди и гангстеры», «Принцесса цирка», «Черный дракон», «Мадемуазель Нитуш»... Помогала любовь к музыке, которая началась еще в школе, где Борис Баринов играл в ансамбле на гитаре советскую эстраду и сочинял песни. Но и серьезная музыка всегда была интересна: Вагнер, Пуччини, Рахманинов. В театре все встало на свои места - соединение музыки и текста позволяло проявить себя. Особая веха - детский спектакль «Мяч и флейта» на музыку В. Дружинина. Режиссер Григорий Спектор требовал от исполнителя главного героя Жоры не только мальчишеской легкости, но и доверительного контакта со зрительным залом. И это у Баринова получилось. Потом он еще много раз использовал опыт работы с детским зрителем в постановках театра.

Хор Краснодарского музыкального театра - удивительный коллектив. От спектакля к спектаклю он предстает перед зрителем в новом качестве: то это великосветское общество в нарядных туалетах и фраках, то восточные красавицы и жители Багдада, то крестьяне, то жители Парижа. И каждый раз коллектив радует зрителей опер и оперетт не только вокальным мастерством, но и умением красиво двигаться и даже танцевать. Каждому исполнителю в хоре отведена небольшая роль, каждый певец отвечает за определенную смысловую нагрузку образа.

На вопрос, не страдал ли он от того, что приходилось находиться в тени солиста, Борис Баринов отвечает так: «Нет. Много раз приходилось заменять артистов в пожарном порядке. Вот заболел как-то Володя Юрин, ведущий артист, исполнитель одной из главных ролей спектакля «Дамы и гусары». Мне дали сутки для ввода. Справился!»

Борис Баринов, обладая глубинным низким басом, всегда умело им распоряжался и был надежным тылом для хормейстера.

- Борис профессиональный человек, верный друг, - говорит его коллега по сцене артист хора Дмитрий Рыбин. - В детской оперетте Ф. Легара «Петер и Пауль едут в сказочную страну» мы играли в паре Клекса и Крапса - придворных сказочной страны Шларафии. Его удивительная ответственность и внимательность помогали и мне. Он точно знал, откуда выйти и куда уходить, четко помнил каждую реплику.

Борис Баринов ценит юмор и с удовольствием вспоминает картинки сценической жизни Краснодарского театра оперетты прошлого века:

- Идет спектакль «Пусть гитара играет» Фельцмана. В ролях Серафимы и Ивана Евгения Белоусова и Владимир Юрин. Серафима предлагает капитану: «А выходи-ка ты, Иван-капитан, за меня замуж!» Юрин подходит к суфлеру и растерянно спрашивает: «А что ей отвечать?»... Репетиция. Второй день работы в театре. Стою у пульта помрежа. Подходит ко мне статный мужчина, что-то говорит и уходит, не дождавшись моей реакции. Я удивленно спрашиваю, что он хотел. - «Это артист Генин, - отвечает мне помреж», - он роль повторяет».

У Баринова редкая способность создавать портреты совершенно разных людей. Сейчас эта театральная культура уходит. Самым сложным и счастливым для Бориса был спектакль «И вновь цветет акация» на музыку И. Дунаевского в постановке Бориса Цейтлина. Пришлось играть несколько ролей и даже работать в реквизите.

... Развешенное на веревках белое белье опоясывает сцену. Пляжные топчаны разложены на планшете в строгом порядке плана комнатенок коммуналки. Каждый владелец топчана - собственной жилплощади - неповторим и абсолютно типичен. Вот любовник пробирается поутру на выход - его примерно так и окликают: «Товарищ любовник, это не ваш носок?» Живет здесь еще толстяк с утюгом и женщина в халате. Еще девушка в заграничном нейлоне, тщедушный шахматист, решающий задачи синхронно с Ботвинником и Смысловым, внук суфлера Мотя, пиликающий на скрипке «Сурка», потому что хочет быть Ойстрахом, как говорят в Одессе. Все эти многочисленные действующие лица, обозначенные в программке как «голый в простыне», «длинный», «бородатый», «алкоголик», «дама в папильотках», живут своей привычной, насыщенной подробностями жизнью. Встают, одеваются, дожидаются очереди в туалет, ругаются, сетуют на отсутствие воды в приморском городе Одессе, делают утреннюю гимнастику и репетируют какой-то самодеятельный спектакль. Такие разные образы создают артисты хора Краснодарского музыкального театра, и среди них Борис Баринов.

Особая любовь Баринова - опера. В репертуаре театра более десяти оперных спектаклей.

- Это бесконечный кладезь чувств и эмоций, облеченных в звук, - говорит артист. - «Кармен» Бизе, «Травиата» Верди, «Любовный напиток» Доницетти, «Паяцы» Леонкавалло, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского - спектакли, в которых мне посчастливилось работать. Нет жанра, равного по своей масштабности и трудоемкости опере, именно поэтому она достойна восхищения и уважения слушателей.

Хор - как большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Бориса Баринова можно назвать ярким представителем театральной семьи Краснодарского музыкального театра. И нет для артиста лучшего лекарства, чем выйти на сцену и петь с хором.

Фотогалерея