Мастерство и вдохновенье / Вспоминая Магомед-Гирея Хадзиева (Республика Ингушетия)

Выпуск №4-244/2021, Вспоминая

Мастерство и вдохновенье / Вспоминая Магомед-Гирея Хадзиева (Республика Ингушетия)

Магомед-Гирей Хатоевич Хадзиев был одним из ведущих мастеров сцены Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова и Ингушского государственного драматического театра имени И. Базоркина. Он мог сыграть любую роль - от комической до трагической. Всегда находил особый подход, углублял и оттачивал образ, наполнял его удивительными штрихами. Но самое главное, был человеком не только необыкновенного театрального дарования, но и благородства.


Уроки жизни

Магомед-Гирей Хатоевич Хадзиев родился 18 марта 1935 года в селении Камбилеевка Пригородного района, рос в многодетной семье. Рано ушел из жизни его отец Хато, и мама Айшет Темирхановна сама вырастила девятерых детей. В детстве вместе со своим народом Магомед-Гирей оказался в депортации, жил в Щучинске Кокчетавской области Казахстана. Он старался прилежно учиться, был активным, и уже во втором классе сыграл в школьном спектакле Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». Дебют оказался блестящим, а театр запал в душу. Он много читал и, сам того не замечая, готовил себя к будущей профессии.

Театр стал его жизнью. В 1958 году Магомед-Гирей в числе первых пришел в только что открытый после возвращения на родину Чечено-Ингушский государственный театр имени Ханпаши Нурадилова в Грозном. Ему было в то время всего двадцать три, но молодой талантливый актер с первых дней привлек к себе внимание. Он, как и первые кинорежиссеры из ингушей, получившие профессиональное образование после депортации - М. Дакиев, С. Мамилов и актер М. Цицкиев, заявил о себе как о незаурядной личности. Со временем Магомед-Гирей Хадзиев и Магомед Цицкиев стали настолько яркими актерами, что уже одно появление на сцене заставляло зал слушать их, затаив дыхание. Профессионализм актерской игры покорял самую изысканную публику.

В числе первых спектаклей, поставленных Чечено-Ингушским государственным драматическим театром имени Нурадилова после своего возрождения, была героическая драма «Асланбек Шерипов» по одноименной пьесе Халида Ошаева. Магомед-Гирей Хадзиев играл роль Муллы. Премьера состоялась 28 декабря 1958 года. С нее началась актерская жизнь Хадзиева.

Затем в репертуаре появился «Храбрый Кикила», ставший настоящим праздником в культурной жизни республики. В этом спектакле Магомед-Гирей исполнял роль Судьи. Со временем появились и другие роли: Односельчанин в «Самых дорогих» Н. Музаева, Кази в «Женихах» А. Токаева, Нодар в «Тростнике на ветру» Г. Берзеншвили, Парвиз в «Зачем ты живешь» И. Косумова и Т. Саидбейли. Магомед-Гирей всецело погрузился в театральную жизнь, играл самозабвенно. Менялись образы героев, в которые вкладывал весь свой талант, и каждый из них оставлял отпечаток в сердце актера. К тому же 1960-е годы оказались очень продуктивными в творческой работе Чечено-Ингушского театра. Казалось, пережившие годы депортации пытались наверстать потерянное время. Афиши наполнялись названиями новых спектаклей, в них появлялись имена известных русских и западноевропейских драматургов, которые чередовались с драматургией братских народов Северного Кавказа и национальных авторов. И почти во всех спектаклях играл Магомед-Гирей.

В постановке «1002-я ночь» Л. Митрофанова он играл Деви, в «Девушке с гор» А. Хамидова - Хасана, в «Горянке» Р. Гамзатова - Юсупа. И всегда находил для своих персонажей точные детали во взгляде, походке, речи. В спектаклях, поставленных по пьесам великих классиков Шекспира, Гольдони, Мольера, Шиллера, работы Магомед-Гирея Хадзиева были неповторимы. В пьесе А. Хамидова «Бож-Али», поставленной в 1965 году П. Харлипом, Магомед-Гирей играл роль сельского парня. Спектакль был отмечен дипломом и премией на смотре, посвященном 50-летию Октября. Нельзя не назвать и такие роли, как Стенли в «Ричарде III», каторжник Лаги в «Петимат» Саида Бадуева.

Летом 1971 года вместе с труппой Чечено-Ингушского драматического театра имени Нурадилова Магомед-Гирей Хадзиев участвовал в московских гастролях, играя в спектаклях «Асланбек Шерипов», «Бессмертные», «Петимат» и «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки. Актеры знакомили столичного зрителя с героическими страницами истории народов Чечено-Ингушетии. В героической драме «Асланбек Шерипов», рассказывающей о легендарном революционере, Хадзиев исполнял роль Муллы. В драме «Бессмертные» создал убедительный образ героя Великой Отечественной войны.

Хадзиев ярко работал в самых разных жанрах. В «Коварстве и любви» Ф. Шиллера играл музыканта Миллера, отца Луизы, влюбленной в дворянина Фердинанда фон Вальтера. Это был спектакль о человеческих взаимоотношениях в мире угнетенных и угнетателей, где главной темой была любовь, свободная от социальных рамок, а противостояли ей коварство, жажда наживы и власть.

Магомед-Гирей Хадзиев любил народную поэзию, фольклор, ему нравилось играть в спектаклях, где звучали национальные мотивы. В их числе «Песни вайнахов» Р. Хакишева - глубоко народное произведение, оригинальное по форме, наполненное особым душевным состоянием. В ярком музыкальном спектакле темпераментно и профессионально пели и танцевали почти все актеры. В 1977 году «Песни вайнахов» получили Государственную премию РСФСР, а М-Г. Хадзиев награжден Государственной премией РФ имени К.С. Станиславского.

«Здесь показаны обычаи и традиции, менталитет народов... Спектакль учит жизни, учит не поддаваться сиюминутным эмоциям, быть рассудительным и сдержанным, чтобы потом всю жизнь не нести на себе этот груз горя и неисправимой ошибки», - скажет позднее М.-Г. Хадзиев о «Песнях вайнахов».


Создавая свой театр 

Ингуши всегда мечтали о своем профессиональном театре. В 1973 году из Чечено-Ингушетии в ЛГИТМиК имени Н. К.Черкасова направили несколько человек, создав национальную студию под руководством лауреата государственных премий СССР и РСФСР, народного артиста СССР В. В. Меркурьева и заслуженного деятеля искусств ЧИАССР И. В. Мейерхольд. В студии обучались Р. Наурбиев, И. Беков, Т. Яндиева, Л. Эсмурзиева, А. Кодзоева. В 1978 году ингушская труппа вернулась в республику, вошла в состав Чечено-Ингушского драматического театра имени Х. Нурадилова, и для молодых актеров духовным наставником стал Магомед-Гирей Хадзиев. Главным режиссером ингушской труппы был талантливый режиссер, народный артист ЧИАССР, лауреат Государственной премии РФ Руслан Хакишев, режиссером-постановщиком и педагогом - народный артист ЧИАССР, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный артист РФ Магомет Цицкиев.

Вдохновенно работали над своей первой постановкой - драмой С. Чахкиева и Г. Русакова «Когда гибнут сыновья», которую представили зрителю в 1979 году. Отыграли премьеру, а на следующий день весь мужской состав призвали в армию. Чтобы сохранить труппу, М.-Г. Хадзиев и М. Цицкиев продолжали выходить на сцену в этих ролях до возвращения молодых актеров со службы.

В 1980 году в драматическом театре имени Нурадилова состоялась премьера спектакля «Мой мальчик» по пьесе С. Чахкиева, подготовленного ингушской труппой. В постановке высмеивались человеческие пороки, критиковались любители пожить за чужой счет. В главных ролях выступили выпускники Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Л. Эсмурзиева, А. Кодзоева, 3. Албогачиева, Р. Боков, С. Гайсанов и другие. И всегда рядом с молодыми были ведущие актеры театра - Магомед  Цицкиев и Магомед-Гирей Хадзиев.

Многогранный талант М-Г. Хадзиева не мог оставить равнодушными тех, кто, приходя в театр, задумывался о жизни и судьбе. И в этом заключено высокое предназначение и великая воспитательная миссия Мастера. В каждой роли он был бесконечно искренен и органичен, его монологи - не просто текст. А как мощно звучал в его исполнении Запев из книги Идриса Базоркина! Каждое слово наполнялось особым чувством родства с родиной, Кавказом.

Ярким впечатлением стала для М-Г. Хадзиева встреча в Грозном с известным грузинским драматургом О. Иоселиани, автором пьесы «Выстрел из кремневого оружия», и это знакомство стало для ингушской труппы знаменательным событием. М-Г. Хадзиев неоднократно играл на сценах домов культуры и предприятий в Назрани и селах Ингушетии, в том числе Пригородного района. Зрители всегда с нетерпением ждали встречи с ним.

Несомненной удачей стала премьера «Когда арба перевернулась», поставленная по пьесе О. Иоселиани режиссером Р. Хакишевым. Спектакль, полный народного юмора и грусти, чрезвычайно актуальный. В нем прекрасно играл М. Цицкиев, исполнитель роли Агабо. Когда его герой, потеряв хлопотливую, самоотверженную жену Кесарию в замечательном исполнении Д. Кодзоевой, решил жениться и оставить после себя настоящего продолжателя рода, его дети, выученные и «благоустроенные», проявили ничем не оправданную жестокость. Они издевательски позорят отца и мачеху, безответную и мягкую Тасю, сыгранную Л. Эсмурзиевой.

В 1984 году состоялись московские гастроли Чечено-Ингушского драматического театра имени Х. Нурадилова, в которых участвовала и ингушская труппа. Магомед-Гирей не скрывал, что ощущал волнение перед выходом на сцену, понимая огромную ответственность перед столичной публикой. В Москве сыграли семь спектаклей, из которых три были поставлены ингушской труппой. Актерская игра произвела яркое впечатление на зрителей, но особенно покорял своей виртуозностью Магомед-Гирей Хадзиев. В спектакле «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова у Хадзиева был лишь эпизод - роль человека, испытавшего ужасы надругательства и поклявшегося мстить врагам. И вдруг ему дают сугубо мирный участок - должность директора хлебозавода. Поначалу он не понимает, что в условиях революции хлеб - это жизнь, прозревая позже. Магомед-Гирей смог показать характер своего персонажа настолько убедительно и мастерски, что небольшой эпизод оказался значительной ролью.

«Гастроли Чечено-Ингушского театра имени Х. Нурадилова стали настоящим театральным праздником», - писали центральные и местные СМИ того времени. Критиков поразил феномен горского темперамента наряду с виртуозностью игры ингушских мастеров сцены. «Настоящим триумфом ингушской труппы оказалась постановка гоголевского «Ревизора», - отмечал М. Швыдкой в журнале «Театр». - Смелая, раскованная, с блестящими режиссерскими и актерскими находками, она являлась одной из заметных удач в сценической истории этой пьесы во второй половине ХХ века. Спектакль захватывал той стихией озорства, остроумной издевки, в которую окунул действие режиссер Р. Хакишев».

В 1985 году в Таганроге в честь 125-летия со дня рождения А.П. Чехова актерское мастерство Хадзиева было отмечено дипломом оргкомитета. Взыскательный таганрогский зритель тепло встречал все спектакли, но успех, который выпал на долю наших земляков, превзошел все ожидания. Ингушская труппа, обладавшая подлинным театральным мастерством, стала отстаивать свое право на создание самостоятельного Ингушского драматического театра. Отдавая должное признание таланту Руслана Хакишева, нужно отметить огромную работу, проведенную им в годы становления молодых актеров после окончания вуза и возвращения в Чечено-Ингушский драматический театр имени Х. Нурадилова. И, безусловно, историческую роль в становлении ингушского профессионального драматического театра сыграли выдающиеся деятели культуры Магомед-Гирей Хадзиев и Магомет Цицкиев.

В следующем году М-Г. Хадзиев сыграл в спектакле о настоящей дружбе и верности, поставленном по пьесе Ю. Грушаса «Любовь, джаз и черт». Тогда же шла работа над пьесой «Зов крови» - первой частью будущего спектакля по пьесе А. Бокова «Сыновья Беки». Постановку посвятили 70-летию Великого Октября, в ней играли и Магомет Цицкиев, и Магомед-Гирей Хадзиев.

И только в 1987 году вышло постановление Совета министров ЧИАССР об образовании Ингушского государственного драматического театра. Вместе с его труппой М-Г. Хадзиев в 1993 году переехал в Назрань. Об этом времени трудно писать без волнения. Трагические события в Пригородном районе, напряженная обстановка в Чеченской республике сказывались на общественно-политическом состоянии региона. Но театр нужно было поднимать. Одной из первых постановок стал спектакль «Народ бессмертен» В. Хамхоева. Однако сложные бытовые условия, душевный надлом от пережитых военных событий сказывались на здоровье и Магомета Цицкиева, оказавшегося с семьей в Грозном в подвале и пережившего бомбежки, и Магомед-Гирея Хадзиева, лишенного своего дома... Было всем нелегко. Но они, как представители театральной элиты ингушского народа, своим примером и отношением к театру объединяли актерский коллектив. Признанные мастера сцены, они играли в первых спектаклях, доказывая тем самым, что даже в самых сложных обстоятельствах народ остается бессмертным.

1995 год. Во Дворце культуры Назрани состоялась премьера спектакля «Когда гибнут сыновья» по пьесе С. Чахкиева. Красной нитью в нем проходит мысль о том, что война, забирая молодых мужчин, уничтожает все живое. Когда враги угрожают родине, сыновья и дочери ингушского народа сражаются героически в числе первых. Магомед-Гирей Хадзиев исполнил роль Абукара - человека трудной судьбы, повидавшего на своем веку много горя и несправедливости, но не сломленного и гордого. Его герой любит родину всей душой. Он не ожесточился против несправедливости, сохранив в себе лучшие человеческие качества и доказывая это тем, что в первый же день войны уходит на фронт со своим соседом Айдамаром. Возвращается инвалидом, но даже в этом положении отпускает свою дочь на фронт медсестрой, где она погибает, и на старости лет Абукар остается один. Мастерски играл эту роль Магомед-Гирей. У его героя совсем немного драматургического материала, всего два-три выхода, но в коротких монологах раскрывались невероятная сила и глубина актерского дарования Хадзиева, сумевшего задеть душевные струны зрителей.


Служение

Магомед-Гирей Хадзиев и Магомет Цицкиев знали, что своим отношением к работе, актерской игрой, каждой минутой жизни и общения они подают пример молодым в служении искусству и народу. Неизвестно, как сложилась бы судьба Ингушского театра, если бы ему не отдали себя всецело наши мэтры. «Они на своих плечах вынесли основные тяготы по созданию и сохранению ингушского театра», - убеждена заслуженный деятель культуры Ингушетии Дугурхан Кодзоева. «Нам всегда помогали в работе старшие товарищи: Магомет Цицкиев, Магомед-Гирей Хадзиев, Руслан Хакишев. Мы многое брали у них - в отношении к работе, к людям, вообще к жизни. И благодарны им», - говорят выпускники ЛГИТМиКа. «Для нас Хадзиев был не только примером для подражания, он был строгим наставником, который уверенной рукой направлял нас в творчестве», - считает Муртуз Озиев.

Все, кому хоть раз довелось работать с Магомед-Гиреем, наделенным даром педагога, искренне ему благодарны за уроки и наставления. «Я счастлива тем, что мне довелось поработать с ним на одной сцене. Это был человек, фанатично преданный своему делу, деликатный, интеллигентный, добродушный и отзывчивый», - вспоминает народная артистка Ингушетии Рая Дзейтова. Хазиев щедро делился знаниями, приобщая других к тому, что познал и пережил сам.

Магомед-Гирей Хатоевич Хадзиев был человеком добрым и благородным, ценил людей, дорожил дружбой с Дагуном Омаевым, Мусой Дудаевым, Русланом Хакишевым, Магометом Цицкиевым, Мималтом Солцаевым, Альви Дениевым, Султаном Дакаевым и многими другими. Они жили одной дружной семьей. Вместе радовались успехам, огорчались неудачам. Вместе отмечали свадьбы и были рядом в трудные минуты. А когда у Магомед-Гирея родился первенец, малыша повезли из больницы не домой, а в театр, где все вместе праздновали рождение сына, названного в честь уважаемого всеми Мусы Дудаева. Эта самая первая встреча с театром оказалась знаковой для будущего директора ТЮЗа Мусы Магомед-Гиреевича Хадзиева.

Все они, актеры Чечено-Ингушского драматического театра 1960-1970-х, были талантливыми, неординарными людьми. После пережитой депортации всем сердцем отдавались работе, театру, взывая со сцены к сердцу каждого зрителя, к достойной жизни на земле своих предков.

«Лучшими чертами характера Хадзиева являлись фанатизм и неземная фантазия в работе, то, что он до мозга костей был предан избранной специальности. Верный товарищ и исполнитель всех требований режиссера, если он согласен с этими требованиями, но и отстаивающий свою мысль, свое видение, если он не согласен с чем-то, умеющий убедить в своем видении и в своей правоте. С ним легко и свободно было работать. Я не помню ни одного случая, чтобы когда-нибудь он опоздал на спектакль, репетицию и таким образом подводил коллектив, своих товарищей, режиссера. Удивительная пунктуальность. Он умел работать в любом жанре. Таких артистов мало», - отзывался о нем заслуженный деятель искусств РСФСР М. Солцаев.

«Мне как режиссеру очень приятно и легко было работать с Хадзиевым. Что в нем мне нравилось? Он слепо не доверялся режиссеру. Любил скрупулезным трудом доходить до сути своего персонажа, искать и находить интересные черты в характере образа. Иногда он спорил не только с режиссером, но и с автором пьесы. Я очень любил работать с Хадзиевым над комедией», - вспоминает режиссер, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского Руслан Хакишев.

«Мне нравится в нем чистота, честность, справедливость, прямота, любовь и преданность театру. Он преданный друг и товарищ, а на сцене лучшего партнера и желать не надо. Лучшего актера просто не найти. Он готов прийти коллегам на помощь, и считает это долгом каждого человека. Если не будешь таким, то не стоит и жить, и топтать землю, любил он говорить», - писал Магомет Цицкиев.

«Вся жизнь Магомед-Гирея Хадзиева была связана с театром. Он стал первым ингушским профессиональным мастером сцены, актером с большой буквы, подвижником театра. Для нас, более молодых актеров, он стал символом надежной защиты целостности национального театра, мудрым наставником и надежной опорой», - говорит Иса Чахкиев, художественный руководитель Ингушского государственного драматического театра имени И. Базоркина.

И абсолютно точно образ Магомед-Гирея Хадзиева соответствует словам, сказанным его педагогом В.В. Меркурьевым: «Чтобы быть хорошим актером, надо быть хорошим человеком!» Для Хадзиева это стало жизненным девизом. А как иначе? Ведь театр отражает чаяния народа, его этические нормы. Актеры возлагают сами на себя серьезную ответственность и знают, что должны идти впереди зрителей, подмечая различные стороны реальной жизни, и вести в правильном направлении.

У него была дружная и гостеприимная семья, которую он создал с Розой Алиевной Эдисултановой, занимавшей должность главного инженера в проектном институте. Они воспитали двух сыновей - Мусу и Руслана, а в доме царила атмосфера добра и внимания друг к другу, уважения к родственникам и друзьям. Самое большое счастье, считают ингуши, - воспитать достойное потомство. Дети и внуки Магомед-Гирея Хадзиева это помнят всегда и руководствуются в жизни уроками отца и деда.

Магомед-Гирей Хатоевич Хадзиев служил на сценах Чечено-Ингушского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова, а затем Ингушского драматического театра имени Идриса Базоркина 40 лет. В его репертуаре были простые люди, труженики земли, солдаты, водители, пожилые и молодые люди, отцы семейств, влюбленные парни. Немало ролей сыграл Магомед-Гирей в детских спектаклях-сказках. В 1970 году его наградили медалью «За доблестный труд», в 1981-м - орденом «Знак почета». В истории ингушского театра М-Г. Хадзиев остался непревзойденным исполнителем ЗемляникиРевизор» Н.В. Гоголя), Махмуда Пеший Махмуд» М. Карима), КарпеКогда арба перевернулась» О. Иоселиани) и других ролях, сыгранных с предельной достоверностью и психологической обоснованностью. Высокое сценическое мастерство Хадзиева отмечено званиями «Народный артист СОАССР», «Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского», «Заслуженный артист РФ». В 2003 году посмертно ему присвоили высший орден Ингушетии «За заслуги». Но самой главной наградой остается наша память о выдающемся артисте и человеке.

Жить в искусстве совсем не просто, и Магомед-Гирей это понимал, преодолевая многие трудности. Сделав однажды выбор, он прошел до конца жизни, сверяя каждый шаг и каждую роль в театре с высокими моральными принципами, и потому был близок и дорог своему народу.

Фотогалерея