БРЯНСК. Жизнь ТЮЗа сегодня

Выпуск №5-245/2022, В России

БРЯНСК. Жизнь ТЮЗа сегодня

В Брянске, основанном в Х веке, сегодня проживает почти 400 000 человек. В городе работают три областных театра - драмы, кукол, ТЮЗ, два городских детских. Театр драмы появился в 1926 году, а брянский ТЮЗ был открыт в 1981-м - сорок лет назад. Он знал разные времена. Но сегодня, похоже, началась полоса везения. Брянский ТЮЗ располагается в здании бывшего ДК. В настоящее время помещение закрыто на реконструкцию, коллектив вынужден скитаться: выступает в здании Театра кукол, где комфортно располагаются его спектакли. Правда, местоположение в удаленном районе города порой отпугивает зрителей.

В театре опытный директор, всей душой преданная своему коллективу, проработавшая в этой должности не один десяток лет - Надежда Ивановна Даниловская.

И вот, наконец, появился главный режиссер - хорошо известный в России Юрий Пахомов, заслуженный деятель искусств, интересный постановщик, человек ищущий, яркий. Его спектакли сегодня занимают заметное место в репертуаре, у режиссера далеко идущие планы - недавно вышел «Дядюшкин сон», готовится премьера пушкинского цикла на основе «Повестей Белкина».

Мне довелось посмотреть семь самых разных спектаклей, премьеры последних двух сезонов, которые позволили познакомиться с труппой, понять перспективы коллектива.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя в постановке московского режиссера и педагога ГИТИСа Михаила Скандарова - спектакль современный, динамичный, содержательный.

Сегодня «Мертвые души» - частый гость на сцене. Только в столице состоялись премьеры в Малом и Театре им. Евг. Вахтангова. В обращении к одному из самых известных произведений русской литературы поражает обилие концепций, приемов. Тут и добросовестное следование автору, и режиссерские эксперименты... Да и сама поэма, охватывая разные стороны российской жизни, показывающая бессмертные человеческие типы, по-прежнему поражает современным актуальным, подчас сиюминутным звучанием текста.

В спектакле брянского ТЮЗа трое актеров - Владимир Аверин, Оксана Башкатова, Алексей Чубаков - играют всех героев, блестяще и мгновенно трансформируясь. Пользуются масками, но, главное, демонстрируют моментальную внутреннюю перестройку, способность ухватить характерность, передать сущностные черты персонажа - повадку, походку, голос, пластику, мимику - весь арсенал используется актерами-виртуозами.

Костюмы Алисы Беловой позволяют менять внешний облик. А уж разговор дам - приятной и приятной во всех отношениях - просто великолепный трюковой номер. На Оксане Башкатовой платье, состоящее из двух половинок: правая сторона - одно, а левая - совсем другое. Из двух частей состоит и парик. Вот повернулась актриса левой стороной, задала вопрос - мгновенный поворот - и перед нами совсем другая жительница города. Мастерство актрисы, остроумное пространственное решение - и цельный образ дам-сплетниц готов. Среди ролей Оксаны Башкатовой в этом спектакле не только женские, но и мужские персонажи. Кроме губернских дам, это и кучер Селифан, вечно пьяный, добродушный и грубоватый.

Алексей Чубаков здесь - бессмертный Павел Иванович Чичиков - вкрадчивый, мимикрирующий, опасливый, обаятельный. Сколько красок, которые помогают увидеть характер героя!

Владимир Аверин лихо изображает всю галерею обитателей губернского города - и слащавый Манилов, и беспокойный Ноздрев, и основательный Собакевич, и дубиноголовая Коробочка, и скаред Плюшкин оживают, обретают индивидуальные черты, как и отцы города. Изящная игровая, лукавая природа дарования Аверина позволила ему создать эту блестящую галерею портретов.

В спектакле существует своеобразный хор из восьми человек - Георгий Бутов, Федор Ефименко, Алексей Кочетов, Денис Левант, Марина Дорошина, Татьяна Зезюля, Анастасия Крестенкова, Ева Новикова, обитатели и обыватели из губернского города NN, которые придают действию объем и живость.

Точная, убедительная, ироничная режиссерская манера Михаила Скандарова, давно и плодотворно сотрудничающего с брянским ТЮЗом, его умение работать с актерами, останавливаясь на нюансах и не упуская цельности образов, как нельзя кстати пришлась в постановке этого скупого на внешние средства, но такого выразительного спектакля, интересного и школьникам, заполнившим зал, и внимательно слушающим текст великого комедиографа и разоблачителя заядлым театралам.

Хотя в этот мой приезд театр сделал упор на взрослый репертуар, довелось увидеть спектакли для детей, подростков, молодежи. Для детей от шести лет поставлена «Поллианна» по мотивам одноименного романа Элинор Портер. Автор инсценировки и режиссер-постановщик Анна Троянова. Художник-постановщик Анастасия Копылова на черной пустой сцене выстроила легкий небольшой дощатый павильон - дом Мисс Полли Харрингтон - тетушки Поллианны (Лилия Киндирова). Постановщик нашла верную интонацию сценического повествования, соединив холодноватую чопорность обитателей городка и восторженную непосредственную радость самой Поллианны, которая с детским упорством и верой в справедливость не хочет замечать отстранение, злобу, жесткость и жестокость окружающих.

Этот светлый взгляд на мир, желание сделать его красивее и добрее преображают окружающих. Режиссер и исполнительница роли Поллианны Анастасия Кестенкова нашли ту тонкую грань, которая позволяет восхищаться упорством маленькой отважной девочки, не делая ее ни восторженной и глуповатой, ни нарочито веселой. Искренность и вера - вот отправные точки характера и мироощущения Поллианны. А еще ее умение не слышать слова, а словно «считывать» тайные мысли и желания окружающих, отгородившихся от мира броней недоступности, внешней брюзгливости, маской нелюдимости, которые скрывают жаждущие любви сердца.

Поэтому так понятна метаморфоза, происшедшая с тетушкой Поллианны. Лилия Киндирова из сухой и надменной дамы превращается на наших глазах в женщину сердечную и тонко чувствующую, скрывающую драму несостоявшейся любви.

Очаровательны четыре Мухи (именно так, с большой буквы, ведь это очень важные действующие лица спектакля!) - Александр Курилкин, Виктор Коновалов, Евгений Ковалев, Павел Пьянов - своеобразный хор. Эти Мухи комментируют, сочувствуют, хулиганят, помогают детворе весело провести время в антракте, беседуя и фотографируясь со зрителями.

Соединения трогательных моментов и иронии, разговор о подлинных человеческих ценностях, лишенный назидательности - таков этот спектакль, понятный детям и о многом заставляющий задуматься взрослых, вызывая целый спектр эмоций, так необходимых людям, закрученным повседневной суетой.

Мюзикл Максима Дунаевского «Три мушкетера» по пьесе Марка Розовского на стихи Юрия Ряшенцева, созданный по роману Александра Дюма, не случайно назван спектаклем на все времена и возрасты. Режиссер-постановщик Вячеслав Шляхтов не первый раз встречается с труппой, снова демонстрируя владение формой эффектного музыкального зрелища. Молодые артисты, хорошо подготовленные, пластичные, обладающие вокальными данными, энергично, с азартом, весельем и отвагой разыгрывают историю о верных мушкетерах, коварной миледи, трогательной любви и придворных интригах. Легкая металлическая конструкция (художник-постановщик Александр Малыгин) дает возможность мгновенно обозначать меняющиеся места действия, легкость перемещения, сложные сцены боев, погонь, сражений. Д'Артаньян - Алексей Кочетов, Атос - Виктор Коновалов, Портос - Вячеслав Шевченко, Арамис Евгений Ковалев завоевывают сердца молодых людей, демонстрируя брутальность, отвагу и верность, покоряя сердца молодых зрительниц обаянием, мужественностью, драйвом. Стремительное зрелище радует и дарит встречу с праздником. И, конечно, напоминает о благородном девизе, что помогает друзьям: «Один за всех и все за одного!»

Три из увиденных спектаклей поставлены новым главным режиссером Юрием Пахомовым. Эти работы радуют, вызывают споры, но никого не оставляют равнодушными. Пахомов ставит и классику, и современную драматургию.

«Тартюф» Мольера в интерпретации режиссера интересен тем, как раскрылись в нем актерские индивидуальности крепкой, хорошо подготовленной труппы. Оргон в исполнении Владимира Аверина, народного артиста России, премьера труппы, сразу же приковывает к себе внимание. В нем много детского, капризного, наивного и трогательного. И сердится он как-то по-ребячьи. Невероятное обаяние, мастерство, чувство стиля, соединение дерзости и простодушия приковывает к нему внимание зрителей.

Тартюф Алексея Чубакова жесток и конкретен, с первого его появления ощущается, что не так уж он и прост, этот святоша. И когда его разоблачают, он словно вздыхает с облегчением, что не надо больше носить маску. В поведении Тартюфа проявляются развязность и плохо скрытое хамство. Точно и убедительно передает Чубаков очень современный характер людей, абсолютно уверенных в своем праве на все. И лишь слегка прикрывающих истинные намерения неким подобием воспитания и хороших манер. Именно этот персонаж делает спектакль остро актуальным.

Эльмира в ярком исполнении одной из интереснейших актрис труппы Лилии Киндировой обаятельна и энергична. Она явно превалирует в этой семье, поэтому Оргон так и торопится настоять на своем, влюбленный в «покорного» и послушного, трепетного нового «друга» Тартюфа.

Однако, точная и тонкая разработка характеров не совпадает ни с оформлением спектакля художником Амиром Ермановым, ни с решением массовых сцен, то есть появлением на сцене группы современной лихо отплясывающей молодежи в пестрых водолазках.

Пахомов, то ли убоявшись скуки - а откуда она у Мольера (?), то ли желая найти оригинальное прочтение хрестоматийного сюжета, неожиданно «путает» времена - сегодняшний день и эпоху пудреных париков, ХVII век, да еще и добавляет новогодний колорит. Елочки, огоньки, костюмы Деда Мороза и Снегурочки, разбитная массовка не только не добавляют ни радости, ни веселья мольеровскому «Тартюфу», но и отвлекают от право же очень неплохо и внятно написанной пьесы. И это при том, что отношения персонажей и их характеры выстроены постановщиком точно, смело и абсолютно современно.

Юрий Пахомов сделал ставку на молодежь, обратившись к современной драматургии. В пьесе «Бэби-блюз» Юлии Тупикиной, модного сейчас драматурга, привлекло постановщика нестандартное решение животрепещущей темы. Это история трех совсем еще девчонок, которые стали мамами. Но оказалось, что первый год, когда ты остаешься один на один с крохотным родным беспомощным человечком, это не только любовь и восторг, но и огромная ответственность и растерянность перед неожиданными трудностями, и непреходящая усталость, и в корне изменившийся образ жизни. Пожалуй, впервые на моей памяти именно так ставится вопрос о первом материнстве и связанными с ним подчас неподъемными проблемами. Случайно встретившиеся на прогулке молодые мамы, еще сами, в сущности, девчонки, делятся своими историями и опасениями, рассказывают о мужьях, не готовых вместе с ними нести нелегкий груз родительских забот и ответственности, о свекровях.

В этой пьесе чувствуется влияние «театра.doc», этого модного ныне направления, где ставятся насущные вопросы, но никак не осмысливаются; где не предлагаются решения или советы, а просто констатируются факты. В пьесе рассматривается не ситуация в ее развитии, а дается картинка практически «разбитой жизни» молодых, неподготовленных к новой роли мамочек.

Проблема обозначена, характеры не выписаны. И что видят зрители? Дети - это заботы, это обуза, они не приносят никакой радости и лишают личной жизни, отнимают свободное время и не дают предаваться привычным развлечениям, меняют весь уклад. Нет историй и судеб. Нет развития характеров и отношений. Есть бесконечная усталость и раздражение. Эта пьеса, по сути, завязка или развязка. А где путь? Мы ничего не знаем о героинях: чего хотели, к чему стремились, как выстраивались отношения с их мужчинами, как решался вопрос о ребенке, эпизоды не складываются в судьбу. Героини изумляют своим эгоизмом и инфантильностью. Зрители недоумевают и возмущаются.

Художник Амир Ерманов обозначил на сцене приметы городской среды - аллея, фонари, скамейки, дерево, подчеркнув гнетущее однообразие жизни, лишенной чего-то яркого, особенного. Будни и рутина. И дома, и на улице.

Исполнительницы ролей, Татьяна Зезюля (Аня), Мария Дорошина (Женя),
Наталья Джакиенова (Алина) - убедительны в своих монологах, разговорах, оценках, но, к сожалению, сама пьеса не дает им возможность «развернуть» характеры героинь. Все остается на уровне отдельных эпизодов и более или менее убедительных высказываний. Сама структура пьесы не предполагает развернутого действия, и произведение Ю. Тупикиной невелико по формату и хронометражу. Поэтому постановщик добавляет двух персонажей - социального педагога и журналистку. Выходят дамы и рассказывают разные реальные истории о нерадивых родителях и несчастных детях. На мой взгляд, это искусственное соединение мало что добавляет к действию. Социальные «страшилки» шокируют, но это не художественное высказывание. Это материал для дискуссий, причем с привлечением соответствующих государственных, общественных структур и надзирающих органов. Эксперимент не удался. Но, безусловно, попытка нащупать больную и актуальную тему, желание привлечь молодых к серьезному разговору о реальном взрослении и социальной ответственности не может не вызывать уважения.

По пьесе современного популярного автора Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» Юрий Пахомов поставил один из лучших и серьезных спектаклей, увиденных в этот раз в Брянском ТЮЗе. Безусловно, этот спектакль - бенефис прекрасной и многогранной актрисы Оксаны Башкатовой. Бесстрашная, обладающая чувством юмора, Башкатова насытила роль самоиронией, достигнув главного: в яркой эксцентричной форме стала предельно достоверной и узнаваемой. Сыгранная ею Зоя словно увидена через увеличительное стекло. Характер немолодой, капризной женщины, и страдающей от одиночества, и играющей чувствами своего сына, показан выпукло, смело, убедительно. Актриса не боится быть некрасивой, неприятной, на голове у нее то странная шапка, то «гунявые волосенки». Она то лежит тихо, то вскрикивает, то притворяется полуглухой и неразумной, то становится агрессивной. Поистине, богатейшая палитра актерских приспособлений демонстрируется актрисой. От нее невозможно глаз оторвать.

Блестящая игра Башкатовой оттеняется ее партнерами. В спектакле есть цельность и глубина главной мысли - о человеческой порядочности, милосердии, отзывчивости и умении сострадать и жалеть.

Александр Исаев в роли Владимира, ее сына, передает особую душевную организацию простого, наивного в житейских делах и удивительно тонко чувствующего человека. Исаев подчеркивает обыденность своего героя - его угловатость, то, что он самый настоящий недотепа, но и то, что он - самый Настоящий. Порядочность - забытое слово. Отношение этого Владимира и к матери-тиранше, и к забавной Жене (Нина Алгунова) показывает сердечность, самоотверженность этого тихого человека. Его готовность посочувствовать, ощутить боль ближнего.

Алгунова рисует свою героиню «жирными» красками, подчеркивая дремучую необразованность Жени, смесь наивности с нахватанными лозунгами и призывами из «телевизора» типа: «Я этого достойна!» Но в ней есть чистота, соединенная с житейской мудростью, практичностью и добротой.

Юрий Пахомов, следуя за текстом, расшивает яркими нитками сцены появления и проявления этой героини, забавно и точно выстраивает ее сцены, рассуждения о жизни, отношение к потенциальной свекрови.

При этом Женя буквально излучает жизнь, радость от окружающего, тепло. Тем страшнее сцена ее изнасилования «хорошим и правильным» другом Володи Плоцким (Евгений Кадыков). В этой сцене нет ничего пошлого, нарочитого, шокирующего. Она - образец того, как можно о самом страшном, гадком, мерзком рассказать чисто театральными средствами, ничего не утрируя, никого не шокируя внешними проявлениями, но отчетливо обозначив весь ужас насилия над телом и душой беззащитного человека. Женя в ярко-красном наряде. Кровать с панцирной сеткой. Пластические, почти танцевальные решения мизансцен. И все это рождает ужас, который охватывает зрителя, ощутившего бездну отчаянья героини. В этом спектакле используются ставшие уже банальными приемы - кинокадры. Но именно здесь надо отметить их уместность и оправданность.

Сильный, мощный спектакль широкого дыхания на камерную, на первый взгляд, тему о несчастливом одиноком немолодом мужчине, жертве властной матери, верном друге, обманутом товарищем, потерявшем любовь. Из каких простых вещей, в сущности, состоит наша жизнь. Как мало нам надо - тепло, любовь, порядочность, сопереживание, эмпатия... Как дорого они стоят, как высоко ценятся.

Еще одна несомненная удача театра - спектакль «На войне как на войне» по одноименной повести Виктора Курочкина, который имеет подзаголовок: Из воспоминаний наводчика Домешека, инсценировка и постановка Анны Трояновой. Война в этом спектакле на первый взгляд нестрашная, игрушечная, даже смешная. Ну совсем ненастоящая громада танка и игрушечный танк, странная конструкция, которая, перевернувшись, становится мастерской. Не бравые вовсе вояки на сцене, особенно Саня Малешкин в исполнении Алексея Кочетова. Все начинается просто, обыденно, мирно. Три стола с лампами, стеллажи с обувью. Станок, крутится колесо. Идет война. Появляется игрушечный танк. А танк «настоящий», огромный, нелепый, складывается из станков, из предметов обихода мирной жизни. Настоящее в этом спектакле - люди, их эмоции: страх, отвага, отчаянный бросок, милосердие, подшучивание друг над другом, ссоры. Человеческая подлинность отношений. Война - не показ театра военных действий. Война отражается в жизни, душах, поведении людей, их отношении друг к другу. Пронзительно звучит рассказ о трогательной истории с написанием письма незнакомой девушке. Вместе с молодыми солдатами зритель проникается верой в любовь и в счастье, которые обязательно будут.

Очень штатский Саня Малешкин, наивный, мешковатый, боящийся сам себя, на наших глазах становится обыкновенным героем, просто честно выполняя свой долг, понимая и принимая ту меру ответственности, которая лежит на его плечах.

Потрясающий финал - Саня Малешкин, совершивший подвиг и погибший от шального осколка, появляется на сцене весь в белом. Нет обмякшего тела. Есть герой, перешедший в мир иной - белая форма, белые сапоги, белый танкистский шлем - какая сильная, мощная метафора. Он так и остался героем, предстал в образе бравого солдата небесного воинства.

Этот спектакль, такой простой, наполненный юмором (стилистика близкая к знаменитому фильму В. Мотыля «Женя, Женечка и «Катюша»), пронзителен и честен. Напряженная тишина молодежного зала, бурные аплодисменты - таков финал этой истории, рассказывающей о героических и незабываемых днях.

Жизнь театра - это не только репетиции и спектакли. В начале сезона в Брянском ТЮЗе прошел первый фестиваль премьер «Прикоснись сердцем к театру!», по результатам которого состоялось награждение актеров за творческие достижения. Были показаны премьерные спектакли театра двух минувших театральных сезонов. Идея проведения фестиваля премьер принадлежит Юрию Пахомову. Театральный фестиваль-проект Брянского ТЮЗа создан специально для зрителей, которые соскучились по любимым спектаклям и во время пандемии не могли посетить театр и полноценно участвовать в театральной жизни. Фестиваль будет продолжен и ждет всех, кто скучает по живому общению с актерами на сцене!


Фото предоставлены театром

Фотогалерея