Шесть дней с Достоевским в Сибири / I Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск»

Выпуск №5-245/2022, Фестивали

Шесть дней с Достоевским в Сибири / I Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск»

В ноябре 2021 года Омский драматический театр «Галёрка» провел первый Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск», посвященный 200-летию писателя. Международным он был заявлен на этапе формирования афиши - пришло много заявок из-за рубежа, и у организаторов были планы принять иностранные театры в Сибири. Но эпидемиологическая ситуация этого не позволила: фестиваль объединил российские театры, представив зрителям спектакли по самым известным произведениям Федора Михайловича.

Надо сказать, что юбилейные даты, связанные с именем литератора, в Омске отмечаются всегда. Здесь, на каторге, Федор Михайлович провел четыре года (1850-1854), и свои душевные переживания, арестантский быт описал позже в «Записках из Мертвого дома». Считается, что этот опыт «перетряхнул» внутренний мир Достоевского и пророс во многих его творениях.

Фестиваль не ставил задачи показать масштабный срез спектаклей по произведениям классика. Задача была более осторожная: бережно прикоснуться к опыту их современного сценического осмысления. И конечно, создать атмосферу, которая будет вовлекать в творчество Достоевского, погружать, хоть и отчасти, в его вселенную. Форум должен был открыться спектаклем «Дядюшкин сон» Московского театра «Сфера», но коронавирус внес свои правки и буквально за пару дней до начала фестиваля приезд коллектива был отменен и стартовал с постановки хозяев - «Братья Карамазовы» Омского драматического театра «Галёрка». Режиссер Владимир Витько создал спектакль в классическом ключе, позволив артистам проявить способность погружения в мир сильных, порой разрушительных эмоций героев романа. Каждому из актеров была дана возможность показать глубину душевных противоречий действующего лица. Внятно в спектакле звучит мысль о том, как мучительно меняет человека страдание, как необходимо ему иногда это изменение. Митя в исполнении Сергея Климова лихо, по-русски бросается в любовь - как в бездну. Сознает все: и нравственное падение свое, и неизбежность ответственности, которую он встречает светло и с готовностью. И неважно, что наказание несправедливо, преступление ведь было совершено - в душе... Иван (Евгений Власов) взял ношу не по силам: понять разумом «разрешение» Бога на страдания человеческие нельзя. Как бы властно ни говорил он с Алёшей о «слезинке ребенка», твердости и категоричности в нем нет. Потерянным, беззащитным, надломленным оказывается Иван после признания Смердякова в том, что они соучастники убийства. Смердяков в исполнении Артема Савинова - человек с десятком «личин». Жалкий, гадкий, изумительно играющий в юродивого, когда намекает Ивану на возможность преступления. Опустошенный и обессиленный после совершенного убийства. То и дело падает голова Смердякова на подушку, которую он носит с собой, зябнет и кутается в халат, - но не уснуть теперь и не согреться. Один Алёша, с тихим терпением встречающий все невзгоды, остается тверд даже не столько в вере, сколько в чувстве сострадания к ближнему (за эту роль Дмитрий Цепкин получил Гран-при фестиваля).

Забайкальский краевой драматический театр представил спектакль «Преступление и наказание», интересный своей композицией и способом существования артистов. Сцены сменяют друг друга так, словно бытовая реальность перемешивается с фантасмагорическими видениями Раскольникова. Зрителю дано увидеть всё сквозь призму болезненного сознания юного убийцы, неспособного выдержать груза своих античеловеческих, «наполеоновских» идей. На сцене отведено место для покойных - старухи-процентщицы, Лизаветы и других, там они пьют чай, постоянно пребывая рядом с живыми. Инсценировка, сделанная режиссером Олегом Пермяковым, позволила уместить роман в полтора часа - своего рода молодежный, «школьный» формат, в котором сохранены все основные линии. Главные герои тоже приближены к нашему времени: Эдуард Глушков (Раскольников) и Мария Резанова (Соня) играют не «литературных» людей, а обычных - с их бесхитростным смущением, слабостью, страхами.

В основе действия спектакля Театра драмы Кузбасса «Записки из Мертвого дома» (режиссер Камран Шахмардан) две любовные линии: отношения Акулины и Фильки Морозова, немки Луизы и унтер-офицера Баклушина. Это сюжет в сюжете: о своей роковой любви рассказывают прибывшие на каторгу мужчины, а обрамляют и разбавляют повествование музыкальные вставки - своеобразный «арестантский концерт». Не всегда песни вплетаются в действие органично, иногда музыкальные номера кажутся избыточными. Но какими бы ни были вопросы к структуре спектакля, сложно не отметить, как сконцентрированы, эмоционально накалены драматические сцены. Внутренне выразительными были образы Акулины (Дарья Мартышина), Фильки (Михаил Быков), Баклушина (Евгений Белый) - словно в этих героях дрожит сжатая пружина чувств, готовая в любую минуту толкнуть их на что угодно.

Санкт-Петербургский драматический театр на Васильевском показал омичам «миф» по роману «Идиот» в постановке Владимира Туманова. Разыгрываемая в лаконичных декорациях история отношений князя Мышкина, Парфена Рогожина, Настасьи Филипповны нетороплива, наполнена деталями и символами, а главное - деликатным юмором. Зрители будто не сразу поверили, что здесь, на этом спектакле, можно смеяться и смотреть на текст Достоевского как на современный, легко откликающийся в нас сегодняшних. В атмосфере живого, сиюминутного контакта с залом и друг с другом работали актеры Арсений Мыцык (Мышкин), Илья Носков (Рогожин), Елена Мартыненко (Настасья Филипповна), Наталья Кутасова (Елизавета Епанчина) и другие. Распахнутая доверчивость, искренность и чувство человеческого достоинства князя Мышкина - все это создает образ, на который сложно не отозваться зрителю. Особенного внимания заслуживает дуэт А. Мыцыка и И. Носкова: взаимоотношения их героев полны оттенков от дружеской, почти братской теплоты до молчаливого, им обоим чуждого противостояния.

Фестиваль завершился спектаклем «Рулетенбургъ» московского театра «Школа драматического искусства». Постановка Евгении Тодоровой будто зазеркалье романа «Игрок», где гротескно, чувственно, ярко изображен мир, живущий по принципам «деньги - всё» и «всё позволено». Главный герой спектакля - не учитель Алексей Иванович, а сам Рулентенбург, где человек может вознестись на вершину азарта и соблазна - и разбиться, упав с нее. Это «псевдореальность», в которую порой проникает негромкий истинный голос души. Роль этого «голоса» словно исполняет хор, тягуче поющий: «Что же ты, душа, мимо раю прошла, пошто в рай не зашла?..» В этом спектакле видны молодая энергия, с которой играют артисты, сплоченность команды, интеллектуальное творческое «хулиганство». Очень интересен образ Бабуленьки в исполнении Анны Кузминской, молодой, миниатюрной актрисы. Ее Антонида Васильевна с растрепанной косой, в сюртуке и красных галифе - это вихрь, удаль, страсть и одновременно сострадание и беззащитность.

Фестиваль «Достоевский. Омск» не ограничился показом спектаклей. Состоялись творческие встречи с участниками проекта, были представлены лабораторные работы. С большим интересом откликнулись артисты, критики и журналисты на лекцию известного театроведа Ольги Галаховой. Многое почерпнули молодые актеры и студенты в общении с режиссером БДТ им. Г.А. Товстоногова, опытным педагогом Андреем Максимовым.

Актриса БДТ им. Г.А. Товстоногова, профессор кафедры театрального искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена Мария Лаврова сделала с артистами «Галёрки» эскизный показ по фрагменту романа «Униженные и оскорбленные». Вместе с Марией Кирилловной актеры попытались вскрыть в романе то, что отзывается в нас и сейчас: неподвластность чувства любви логике, остроту переживания расставаний и встреч. Актер «Галёрки» Артем Савинов, учащийся на режиссерском курсе Николая Коляды в Екатеринбургском театральном институте, и балетмейстер Евгения Тимошенко подготовили эскизный показ пластического спектакля «Дядюшкин сон». Почти балет на музыку К. Сен-Санса, С. Прокофьева оказался формой, в которой раскрылась ностальгическая сторона повести - словно старый князь перед уходом в вечность вспоминает былое. Для участников фестиваля были организованы экскурсии в Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского, где был дом коменданта крепости, с теплом относившегося к каторжанину Федору Михайловичу. Состоялась поездка в Ачаирский монастырь, на месте которого томились раньше узники ГУЛАГа.

Фестивальная неделя оставила ощущение того, что погружаться в творчество Достоевского можно бесконечно. Его произведения «ложатся» на разные жанры, стили, театральные устои и всегда сохраняют свою суть. Фестиваль по Достоевскому - это путь, конца которому не видно, и, наверняка, Омский драматический театр «Галёрка» этот путь продолжит.

Фотогалерея