Приметы времени / Всероссийский молодежный фестиваль-конкурс «Театральная завалинка»

Выпуск №5-245/2022, Любительские театры России

Приметы времени / Всероссийский молодежный фестиваль-конкурс «Театральная завалинка»

Жизнь диктует сегодня новые правила, и многое становится иным. Онлайн-показы и общение в Zoom - неизбежная реальность последних двух лет, и все же именно современные средства коммуникаций позволяют сохранять творческие связи между городами и театрами. Но, к счастью, что-то остается неизменным. Двадцать восьмая по счету «Театральная завалинка» - многоликая, шумная, насыщенная событиями - состоялась при поддержке администрации города Жуковского и Союза театральных деятелей РФ и, как всегда, проходила в формате живого общения

 

Участниками Всероссийского молодежного конкурсного фестиваля стали театры и студии из Сибири, Пермского края, республик Татарстан, Карелия и Коми, Владимирской, Орловской, Саратовской, Кировской, Московской и Ленинградской областей. Главный организатор театральной встречи - Московская областная творческая молодежная общественная организация «Театральная завалинка», победитель конкурса грантов президента Российской Федерации, дважды лауреат гранта III степени федеральной программы «Молодежь России». Продолжая традицию тематических фестивалей, команда «Театральной завалинки - 2021» посвятила очередной форум становлению русского театра. Каждый из шести фестивальных дней стал погружением в театральную историю: от скоморохов и народного кукольного театра Петрушки до театра Волкова, Станиславского, Мейерхольда. А финальная страница - театр будущего, соединивший опыт предыдущих поколений и отражающий сегодняшнее время.

Художественный руководитель и главный режиссер «Театральной завалинки» Елена Жихарева считает, что театр как вид искусства уникален, поскольку вбирает в себя многие направления - драматическое, пластическое, музыкальное. Именно поэтому каждый фестиваль становится, прежде всего, серьезной театральной школой, что особенно важно для любительских коллективов. Значительная часть программы отведена под курсовую подготовку, и все участники, причем не только молодежь, но и педагоги, живут в очень напряженном ритме. Четыре основных направления - «Сценическая речь в искусстве актера», «Актерское мастерство "Demidovsсhool"», «Системно-этюдный метод работы над ролью», «Сценический танец: теория и практика» - сложились в ежедневные мастер-классы и лаборатории. Творческая молодежь попала в профессиональные руки преподавателя сценической речи Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Дмитрия Ефремова, педагога-хореографа Натальи Заботновой, режиссера и преподавателя Елецкого государственного колледжа искусств Олега Климова, актера Малого театра и преподавателя ВТУ им. М.С. Щепкина Петра Жихарева, режиссера и театрального педагога Георгия Караяннидиса, актера кино и Театра музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой Романа Калькаева, руководителя студии актерского искусства «Школа Демидова» Лилии Шафеевой.

О режиссуре как особой форме театрального мышления, тонкостях саунд-дизайна и насущной для любительского движения проблеме поиска ресурсов шла речь на мастер-классах художественного руководителя Центра им. М.А. Булгакова Сергея Алдонина, звукорежиссера, саунд-продюсера Арсена Халилова и театрального педагога Ксении Халиловой для режиссеров и руководителей театров и студий. А дух состязательности, который всегда царит на «Театральной завалинке», поддерживали конкурсы актерского мастерства и художественного слова, где ребята выполняли подчас сложнейшие задания, читали Пушкина, Лермонтова, Бродского, Бориса Рыжего...

В отборочном туре участвовал 71 театр, и только 16 получили возможность сыграть свои спектакли на фестивале. Отдавая предпочтение классике, народный театр-студия «Мельпомена» из подмосковного Домодедова представил недавнюю премьеру - «Доходное место» А.Н. Островского в постановке Елены Махиборода. Не отходя от традиционного прочтения известной пьесы, режиссер перебрасывает мостик через столетие и размышляет о том, способен ли порядочный человек противостоять обществу лицемеров. Мрачный мир Мартина Макдонаха, чье имя, несомненно, в ряду современных классиков, принял гротесковые формы в «Королеве красоты» театра-студии «Театралика» из Саратова. Режиссер Анжелика Лозановски показывает, как взаимная ненависть матери и дочери приводит их к духовному разрушению, а жизнь без надежды делает все бессмысленным. В удачном сценографическом решении Николая Горобца преобладают грубые фактуры и черный цвет, отражая внутреннее состояние героев. И совсем иная энергетика у спектакля «Citius, altius, fortius» по мотивам произведений А.П. Чехова «Медведь», «Ночь перед судом» и «Юбилей». Сделав названием известный олимпийский девиз, режиссер Елена Жихарева, сценограф Сергей Нагибин, хореограф Мария Мелякова и актеры Молодежного театра «ШЭСТ» из Жуковского Московской области представляют чеховские сюжеты как некий ринг, где соревнуются мужчины и женщины, но побеждает любовь; ирония противостоит глупости; карьерная лестница напоминает спортивную веревочную стену, и первым достигнет вершины самый проворный.

Музыкальный спектакль «Принц и нищий» по мотивам романа Марка Твена сыграл образцовый театральный коллектив «Прикосновение» из Мурома, открывший уже 36-й сезон. Режиссер-постановщик и автор инсценировки Анатолий Никитин занял в своей новой работе почти всю труппу и наполнил действие стремительным ритмом игры и перевоплощений. Сценические конструкции Игоря Блеклова легко трансформировались в королевский дворец, жалкие трущобы или городскую площадь, авторские костюмы Валентины Шерченковой придавали спектаклю необычные краски. Живые характеры персонажей и актерская сыгранность, выразительные пластические сцены (хореографы Александра Белова и Марина Коломийцева) и динамичные сценические бои создавали ощущение целостности. Сказочную тему продолжил Пермский театр «Красный цветок», уже много лет существующий как экспериментальное творческое объединение. «Алису в Стране чудес» по Льюису Кэрроллу поставил Дмитрий Такташкин, написав инсценировку и даже сыграв Чеширского кота. Это, скорее, стало импровизацией на заданную тему, спектаклем для посвященных, поскольку не читавшие книгу вряд ли сумели ухватить главную сюжетную нить и хоть как-то разобраться в хитросплетениях несуществующего мира где-то в глубинах кроличьей норы.

Героини пьесы чешского драматурга Арношта Голдфлама «Женская гримерка» (перевод Сергея Гирина) тоже в основном заняты в детских сказках, но мечтают о настоящих ролях. Спектакль «Артистки» Молодежного народного театра-студии «Дети понедельника» из Сортавалы режиссер Артур Ладысев назвал закулисной историей и посвятил всем провинциальным актерам, которые несут свой крест и верят, что все еще будет - аншлаговые премьеры, рукоплескания зрителей, высокие оценки театральных критиков. Молодежный театр «Ирбис» из Коломны приехал на фестиваль с «Квадратурой круга» Валентина Катаева, и это был премьерный показ. Не стараясь приспособить старую советскую пьесу к сегодняшнему дню, режиссер Ирина Маркина сохранила символику 1920-х в предметах быта и костюмах, не вычеркнула из текста малопонятную современному зрителю лексику. Это не помешало весело и легко разыграть сюжет о простом человеческом счастье, которое бывает разным, самое главное - найти свою половинку.

А вот в постановке «Завтра была война» по мотивам повести Бориса Васильева дух времени очень важен. В новой работе Евгения Крайзеля и артистов Мастерской театра современного искусства «Этти дети» из Красноярска сделана попытка рассказать о поколении 1940-х и выпавших на его долю тяжелых испытаниях сталинскими репрессиями, Великой Отечественной войной. Важной частью спектакля стали кадры кинохроники, и они воспринимаются убедительными цитатами, подтверждающими подлинность этой истории. Впрочем, «Завтра была война» не только о надвигающейся беде, которая унесет тысячи жизней. Для несправедливости, равнодушия, предательства, трусости не существует временных рамок, что подтверждают спектакли «Одноклассники» по мотивам повести Владимира Железникова «Чучело» народного театра «Лаборатория 3-0-7» из Красногорска (режиссер Елена Ток) и «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской в исполнении театральной студии «Коллаж» из Москвы (режиссер Светлана Полянцева).

Приметы сегодняшнего времени отразились сразу в нескольких театральных работах, обозначив главные проблемы - отчужденность детей и взрослых, невозможность выстраивать диалог и, как следствие, взаимное непонимание и утрата доверия. Иногда до трагедии всего один шаг, как это происходит в спектакле «Март и Слива» по пьесе молодого драматурга Екатерины Бизяевой, созданном режиссером Юлией Комаровой вместе с артистами детско-юношеской театральной студии «Вдох» из Казани. Сливу и дома, и в школе считают никчёмным и странным, и никто даже не пытается понять, что происходит в его душе. Спасаясь от одиночества, он находит на просторах Интернета загадочную Miss Blood, которая постепенно подталкивает его к мысли о самоубийстве. Финал «Марта и Сливы» оптимистичен, но тема подросткового суицида, поднятая в спектакле казанской студии, не только страшна, но и актуальна для современного общества. К слову, эту постановку высоко оценило экспертное сообщество психологов Республики Татарстан.

Не все истории заканчиваются хорошо и не каждому дано справиться с болезненным душевным надломом, особенно если окружающие молчат «каждый в свою тишину». Об этом спектакль «Вавилонская башня» Молодежной студии театра Сатиры Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Объединив пьесы Виктории Фроловой, Андрея Макаёнка и Елены Семеновой (сценическая версия Ивана Егорова), режиссер Олег Галкин назвал свою работу триптихом о правде. Можно добавить: о горькой правде. Художественный руководитель образцовой театральной студии «Дебют» из Белой Холуницы Елена Огнёва тоже поделилась размышлениями о жизни и смерти - именно так она определила жанр своего спектакля «Расскажи мне еще...» по пьесе Юлии Тупикиной «Уроки литературы».

Настоящим событием «Театральной завалинки - 2021» стало открытие экспериментальной сцены, и это, несомненно, дополнительные возможности для режиссеров и актеров. Первым новое пространство обживал Коломенский народный театр, сыграв «Винтовки Тересы Каррар» Бертольта Брехта. Используя язык символов, Серей Савельев придумал сложный сценографический рисунок, который постепенно разрушается под натиском войны; соединил в звуковой партитуре оглушительные раскаты грома и канонаду и создал спектакль-притчу о том, какова истинная цена свободы. Спектакль-вербатим «Брошенные», напротив, построен на реальных историях о жестокости и равнодушии - брошенные дети, вычеркнутые из жизни старики, никому не нужные инвалиды. Пронзительные сюжеты записали артисты театра-лаборатории «ОТкройсЯ» из Сыктывкара и вместе с художественным руководителем Екатериной Гоголевской воплотили их на сцене, чтобы достучаться до каждого сердца и попытаться сделать этот мир хоть немного добрее.

Экспериментальная сцена замечательна тем, что ее легко трансформировать, здесь нет четырех стен, актеры и зрители оказываются в едином поле. Она стала идеальным местом для спектакля «Мы» режиссера Александры Гавриловой (художественный руководитель постановки Елена Жихарева) по мотивам одноименного романа-антиутопии Евгения Замятина, сыгранного детской театральной студией ШЭСТ-ОС из Жуковского. Сущность тоталитарного государства, где люди лишь детали огромного механизма, а построенная на страхе система контроля уничтожает любое проявление человечности, подчеркивают напоминающие клетки сценические конструкции Сергея Нагибина, точное световое и звуковое решение Василия Ключевского и Владислава Надейкина, образная хореография Екатерины Эссен. Следуя по канве этого сложного произведения, Елена Жихарева обрамляет постановку прологом и эпилогом: вместе со студийцами она садится в круг и пытается разобраться в том, возможна ли любая власть без проявления насилия, всегда ли нам удается сделать правильный нравственный выбор? И еще один важный вопрос, уже обращенный ко всем, кто причастен к любительскому театру: как в большом творческом коллективе, который тоже - «мы», не потерять индивидуальность каждого?

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея