Золотой век Григоровича

Выпуск №5-245/2022, Юбилей

Золотой век Григоровича

Юрию Григоровичу - 95. Его идеи не уходят в архив, его балеты не сдают позиций, его имя несменяемо значится в первых рядах театральных таблоидов. Историки утверждают, что совокупную зрительскую аудиторию спектаклей Григоровича никто и никогда не сможет подсчитать: она растет год от года и умножается неубывающим интересом новых поколений.

Имя «Григорович» похоже на нотную гамму, из которой вырастают балетные симфонии, и на каллиграфическую пропись, какой пишутся театральные романы. Сам он - убежденный апологет традиций и их неистовый ниспровергатель - на художника Ферхада - персонажа балета «Легенда о любви», впервые поставленного в 1961-м и в новом веке воспринимаемого законченным и совершенным портретом своего создателя.

Подобно Ферхаду, искавшему воду, Григорович прорубил железную гору и освободил от преграды два русла - классического и современного балета. Соединил их, дал им живительную силу, наполнил энергией созидания.

Григорович воплотил в своих балетах две нераздельные темы - тему художника и тему века. Его герои - искатели счастья, манящего и ускользающего, близкого и недоступного. Их рефлексии и смятения укрощаются волей, затихают под натиском борьбы, но не дают обстоятельствам себя убить. Герои Григоровича - непобеждаемые поэты, меняющие мир в видениях и преображающие его в воображении. Мир реальный, ими овеянный, рано или поздно становится лучше и совершеннее.

Место силы Григоровича - театр, где - по Александру Блоку - «И невозможное возможно / Дорога долгая легка».

«Театр» и «Жизнь» для Григоровича понятия столь же сопоставимые, сколь и противоположные. В их скрещении и противоречии он находит содержание своих балетных романов, прищуриваясь со страниц-подмостков взглядом скептика и идеалиста, аборигена и эмигранта, алхимика и философа. Театр для Григоровича - больше жизни, выставлявшей на долгой дороге творчества преграды, барьеры и ограждения, но и наполнявшей его самого - как главного героя балетной сцены ХХ века - рефлексиями и сомнениями, закалявшего его гражданскую и артистическую волю. В этом единоборстве Григорович побеждал и будет побеждать своим хореографическим словом. Им во многом составлены понятия «Большой балет» и его «Золотой век».

Век Григоровича.

 

Фото Нины Аловерт


Фотогалерея