Урок мудрости и тепла / VIII Международный фестиваль русских зарубежных театров "Лукоморье" в Будапеште

Выпуск №5-245/2022, Содружество

Урок мудрости и тепла / VIII Международный фестиваль русских зарубежных театров "Лукоморье" в Будапеште

Жизнь состоит из впечатлений, оставшихся от встреч с замечательными людьми. В эпоху хронического локдауна и самоизоляции мы буквально изголодались без нормального общения. Особенно без его культурной составляющей. Никакие онлайны не смогут заменить спектакль, концерт, вернисаж, которые происходят «в живую». Осенние мероприятия в Российском Центре Культуры и Науки Будапешта, подаренные нам Русским Театром-Студией, стали глотком свежего воздуха, надеждой на возвращение к нормальному ритму жизни.

Свой новый сезон РТС Будапешта, которому в нынешнем году исполнится 25 лет, открыл спектаклем-диспутом к 200-летию замечательного русского писателя «Нужно ли читать Достоевского?» Между профессиональным прочтением отрывков из произведений выдающегося мастера, знатока человеческой души молодые актеры РТС спорили об актуальности идей и мыслей Федора Михайловича в век глобального Интернета. Зрителям в художественной форме доказали, что читать классика очень даже нужно. И это совсем не скучное и занудное явление. Жаль, что в зале не было ни одного школьного учителя.

А через пару недель РТС пригласил гостей в Российский Центр Культуры и Науки на встречу с Настоящим Большим Театром, на VIII Международный фестиваль русских зарубежных театров «Лукоморье». Эта идея принадлежит актрисе, режиссеру, педагогу Зинаиде Зихерман и РТС. До этого разрозненная, но многочисленная русскоязычная прослойка венгерской столицы и не подозревала, сколько отличных театральных коллективов существует в мире за границами Российской Федерации. А ведь именно благодаря театральному искусству сохраняется чистота и богатство языка Достоевского, Пушкина, Толстого... Родного языка, забываемого в чужих языковых координатах. Начиная с 2009 года будапештцам показали 20 спектаклей более чем из 40 стран. А еще во время фестиваля проходила учеба молодых актеров, были показаны мастер-классы прославленных мэтров, состоялись прогулки, встречи и общение с единомышленниками...

В этом году на фестивале в основном играли моноспектакли. Пандемия все же выстроила свои рамки ограничений. Но уровень спектаклей по-прежнему остался высоким, реакция зрителей - восторженно-благодарной. Еще бы - такой художественный подарок после всех перипетий!

В первый день нам представили моноспектакль «Теза с нашего двора» по пьесе Александра Каневского театра «ЛанжеронЪ» (Харьков). Его авторы - режиссер Галина Панибратец и заслуженный артист Украины Виталий Бондарев. Театр «ЛанжеронЪ», появившийся на свет, естественно, в Одессе в 2008 году, - лауреат многочисленных престижных конкурсов, международных фестивалей. Спектакль, показанный в Будапеште, - пронзительная повесть, яркие вспышки воспоминаний о микрокосмосе одесского двора в центре приморского города. Время действия - недалекие 1970-1980-е. Но зрители о времени скоро забыли. Виталий Бондарев открыл для нас двери не просто в одесский дворик, а в истории, в которых переплетаются судьбы его обитателей. Забавных, трагичных, бесшабашных, но при этом житейски мудрых, с обязательным чувством того неповторимого юмора, без которого Одессу и ее жителей не представить. Перевоплощение в абсолютно противоположные характеры происходило незаметно. Красавица Теза и баба Маня в красных рейтузах, афганский инвалид и его гнусавая дочь. Мы забыли, что перед нами только один актер. Появилось ощущение не столько сопереживания, сколько проживания многолетней одесской эпопеи вместе с героями ее двора. В конце спектакля кто-то в зале даже вытирал слезы.

Организаторы фестиваля немного опасались, что зрители не выдержат два моноспектакля подряд в один вечер. Напрасно. Татьяна Хазановская из Израиля (Тель-Авив) показала совершенно иной подход к жанру, благодаря своей уникальной технике, музыкально-пластическому стилю, когда на сцене отлично соединяются актерское мастерство и танец. Спектакль режиссера Семена Переля «Кто это сделал?» поставлен по рассказам Карела Чапека.

Татьяна Хазановская закончила Бейт-Цви, играла в театре Идишпиль и других театральных труппах, затем стала сама ставить спектакли. Сначала детские, потом решила обратится к взрослому зрителю. Спектакль «Кто это сделал?» создан в любимом Чапеком жанре минидетектива, где все напоминает об известном изречении чешского философа: «Юмор - это всегда немного защита от судьбы». А еще гений горьковатой иронии утверждал, что не существует в мире абсолютной истины. В ходе увлекательной истории, очень талантливо преподнесенной нам актрисой на сцене РКЦ Будапешта, мы действительно задумались о кажущейся нечаянности судьбы, неумных установках, ломающих в будущем жизнь и твою собственную, и окружающих. С улыбкой повествуется здесь о серьезном, но так, чтобы, отсмеявшись и выйдя из зала после спектакля, зрителям захотелось разобраться в себе и в других. Ведь это тоже одна из задач хорошего театра.

На следующий день хозяева фестиваля пригласили гостей в Лабораторию по актерскому мастерству и сценической речи. Совершенно необходимое мероприятие для всех, кто ставит, показывает, учит искусству Мельпомены. Наконец-то можно было опытным и совсем молодым актерам и режиссерам задавать вопросы, отвечать, спорить! И еще раз услышать, что театр начинается не с вешалки. Театр начинается с пьесы. Точнее, с ее прочтения.

А вечером будапештцы пришли на один из своих самых любимых спектаклей РТС «Наша кухня» по пьесе А. Котляр. РТС появился на свет в 1997 году в столице Венгрии по инициативе актрисы, театрального педагога, режиссера Зинаиды Зихерман (Соколовой). За четверть века в биографии театра более 20 спектаклей, литературные вечера, гастроли по всей Европе, с 2009 года проводится фестиваль «Лукоморье».

Как и история одесского двора, «Наша кухня» - воспоминание об эпохе недавней, но ушедшей, к счастью, навсегда. Афганская война, коммуналки, бараки. И общая кухня, на которой 40 лет назад сосредотачивалась чуть ли не основная часть жизни советских людей. В данном случае, двух женщин, переживших одну войну и получив, спустя годы, жестокий удар от другой. В такое, казалось бы, ставшее привычным мирное время. В этом спектакле занято два состава. На фестивале спектакль представили актрисы Марина Миронова, Наталья Галиева, Юлия Хаднадь. О чем спектакль с таким прозаичным названием? О любви. Той, которой не нужны никакие подтверждения. Она просто есть как непреложное состояние души. Зачем? Чтобы порадовать и рассмешить подругу подарком из краденых чулок, а потом поддержать ее в страшную минуту. Чтобы доверять, не задумываясь, отдавать последнее, ничего не ожидая взамен. Есть постулат, что любовь спасет мир. Пафосно? Но «Наша кухня» - спектакль, лишенный догматических установок и очень теплый. Да и откуда взяться пафосу на маленькой коммунальной кухне в бараке «под снос»? Как-то очень просто, правдиво, душевно три талантливые актрисы еще раз объяснили нам прописную истину.

Не забыли на фестивале и о самом юном зрителе. Самарский театр кукол с богатейшей историей, множеством престижных наград, которому в нынешнем году исполнится 90 лет, показал спектакль «Радужная рыбка». Дети не только не отрываясь смотрели на сцену, где происходило чудесное, сказочное действо. Они еще и сами принимали в нем участие! До сих пор вспоминают...

В этом году русскоязычный мир отмечает юбилей удивительного, умного, легкого по подаче своих сюжетов и глубокого по общей философской платформе, давно уже ставшего классиком современной русской литературы писателя Сергея Довлатова - ему исполнилось бы 85 лет. Театр «Ателье» из Германии (Штутгарт) привез на фестиваль спектакль «Чемодан». 8 новелл, 8 автобиографических необыкновенных зарисовок обыкновенной жизни мастера современного русского языка. Театр Ателье основан актером, режиссером, драматургом Владиславом Граковским. В его репертуаре спектакли на русском и немецком языках, международные проекты, проведение конкурса драматургов, программы авторского кино и многое другое. Владислав Граковский еще ведет актерский курс. С командой студентов был номинирован на «Оскара» в фильме, где он сыграл одну из главных ролей.

... Допотопный чемодан с набором случайных вещей, оказавшийся вместе с хозяином никому не нужного багажа за океаном. Но каждая вещь не бессмысленна. Это воспоминание. Может быть, поэтому чемодан попал в Америку вместе с непутевым владельцем? Чтобы спустя годы, разворошить прошлое, включить память, которая, словно в старом кино, устраивает пробег видеокадров - то замедляющихся, то крутящихся в безумном темпе. Есть произведения, которые со временем приобретают характер исторических хроник. «Чемодан» из этого списка. Снова путешествие во времени. Ленинград. Пять углов, знаменитый «Сайгон» неподалеку, фарцовщики, вечный спор на кухнях города на Неве «ехать или не ехать». Это было совсем не просто - решиться на шаг в неизвестное, откуда тогда не возвращались... Эпохальное полотно уже далекого, сложного, ностальгически любимого прошлого.

Вот в многогранный калейдоскоп этой картины мы и погрузились в зрительном зале, следя за блестящей игрой Владислава Граковского. Это был Довлатов. Без сомнений. Тончайшие психологические нюансы актерского мастерства создавали ощущение растущего напряжения и на сцене, и в зале. А что дальше? Что расскажет нам следующая история-вещь? В спектакле очень органично соединились актерская игра, режиссерская идея В. Граковского и уникальный язык Довлатова. Все в этой работе было цельным. Выходя из зала после спектакля, многие клялись, что сразу начнут перечитывать Сергея Довлатова.

Фестиваль закончился. Что же мы, зрители, оставили у себя в закромах духовной памяти? Не только удовольствие и сожаления по поводу окончания праздника. Кажется, мы открыли еще нечто новое, нужное для себя после встречи с мастерами сценического искусства. «Художник похож на матроса с корабля Колумба. Он видит берег и кричит - земля, земля. И не предполагая даже, что открыл Америку. Но он первый, кто видит новую действительность», - так писал Карел Чапек.

Спасибо вам, дорогие друзья-первооткрыватели, за ненавязчивый урок мудрости, тепла, за потрясающую встречу с искусством. Спасибо Российскому Центру Культуры и Науки, Россотрудничеству и РТС Будапешта за отличную организацию фестиваля. Ждем продолжения!

Фотогалерея