Оставаясь собой / Светлана Кленина (Волгоград)

Выпуск №5-245/2022, Лица

Оставаясь собой / Светлана Кленина (Волгоград)

На малой сцене Волгоградского ТЮЗа шел спектакль «Уйди-уйди» по пьесе Н. Коляды. Почти пятнадцать лет его играют актеры театра - команда, которая всякий раз радуется встрече друг с другом, со своими героями и, конечно, со зрителями. А в зрительном зале некоторые люди узнавались в лицо, потому что постановка стала любимой, ее хочется смотреть и смотреть по многу раз. Она о жизни, о тех ее реалиях, которые, к сожалению, не уходят, а остаются типичными в российской действительности. О житейской, внешней и внутренней, неустроенности простых людей из глубинки.

Главную героиню, кассиршу на автовокзале Людмилу, играет заслуженная артистка РФ Светлана Кленина. Играет женщину, затюканную бытом, где все рушится и протекает, измученную невыносимым одиночеством среди своей многочисленной женской родни. Играет при этом светлого, милосердного, удивительного человека, легко узнаваемого и до боли родного.

40 лет назад появилась в Волгоградском ТЮЗе юная актриса, окончившая с отличием Саратовское театральное училище им. И. Слонова. И сразу получила главную роль - Луизу Миллер в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера. При этом возраст героини («мне минуло осьмнадцать...») абсолютно соответствовал возрасту исполнительницы (что почти не бывает в театре). Она переиграла тогда всех лирических героинь в шедших на волгоградской сцене пьесах Кальдерона, Гоцци, Гибсона, современных девушек и сказочных принцесс. Получала трогательные письма с адресом «ТЮЗ, прынцессе». Десять лет играла Аленушку в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова, и рассталась с ней, уже имея двух дочек.

Рождение дочерей, естественно, на какое-то время тормозило работу в театре, лишало новых ролей, что для молодой успешной актрисы не так легко перенести. Зато это помогло обрести самую важную роль для женщины (вернее, предназначение) - быть мамой. Актерские паузы, к счастью, не нанесли Светлане профессионального ущерба. Она возвращалась в театр с новым чувственным багажом и человеческим опытом. Совсем не потерявшая «форму», лишь став еще более женственной. Какое-то время спустя после рождения старшей дочери Кристины, получила центральную роль - Зейнаб в «Али-бабе и сорока разбойниках» В. Смехова. Спектакль этот в постановке заслуженного артиста Грузии Е. Басилашвили сразу же стал шлягером. Он почти целиком состоял из музыки, песен, танцев. Пряный восточно-грузинский замес зрелища возбуждающе действовал и на зрителей, и на актеров. Светлана «купалась» в этой стихии, покоряя изяществом стана, легкостью танца, выразительностью голоса и точностью актерского рисунка.

Ее последующие героини детского репертуара несли огромную положительную энергию, излучали свет и внутреннюю гармонию. Свойства, присущие и самой актрисе. Да, да, по жизни, достаточно долгой в одном театре, где возникало немало острых ситуаций, связанных с частой сменой главных режиссеров и прочих событий, Светлана умеет «сохранять лицо», оставаясь собой.

На сцене актриса самовыражается в разных ипостасях, предлагаемых ролями. Хочется вспомнить Рут в давнем уже спектакле, мистической комедии «Джессика с того света» или «Неугомонный дух», где ее героиня ради любви терпела вернувшуюся с того света первую жену своего супруга. Кажется, что в этой роли у нее случился прорыв в новое качество, проявился недюжинный драматический темперамент, женская сила. Возможно, это было связано с очень трудным рождением младшей дочери Ксюши, когда Светлана довольно долго находилась между жизнью и смертью. Именно в тот период она стала многое и в театре, и в жизни по-другому воспринимать, легче абстрагироваться от всего негативного...

Особо памятными для нее (думаю, и для постоянных зрителей ТЮЗа) остались две героини из «Утиной охоты» А. Вампилова, абсолютно разные по внутренней сути женщины - Галина и Вера; цепкая в делах наживы француженка Вивиан в комедии Шено «Будьте здоровы»; эксцентричные дамочки из чеховских рассказов в спектакле «Сапоги всмятку» другие.

- Какой бы ни была роль, идти нужно от себя, - говорит актриса, повторяя главный постулат К.С. Станиславского. - От себя, но как можно дальше...

Пожалуй, очень непросто Светлане Клениной было идти от себя к образу Анфисы из «Вдовьего парохода» И. Грековой и П. Лунгина. По значимости и актерскому воплощению эту роль можно сравнить только с Людмилой из «Уйди-уйди». Хотя здесь была задача посложнее - Анфиса проживала за спектакль целую жизнь. Да какую! В ее судьбе многое определяла война и непреходящая мучительная вина перед сыном, родившимся без отца. И умирала ее героиня, осознав ненужность сыну и себе самой. За исполнение роли Анфисы Светлана Кленина стала лауреатом Государственной премии Волгоградской области. «Вдовий пароход» в постановке заслуженного артиста РФ Альберта Авходеева оказался лучшим спектаклем среди многих других на Московском международном театральном фестивале «Этот День Победы». Работу актрисы высоко оценили столичные критики.

К сожалению, редко идет на сцене Волгоградского ТЮЗа одно из самых ярких творений Авходеева - гротесковая комедия А. Копкова «Слон», где Светлана замечательно играет заполошную деревенскую бабенку Марфу, которую муж (случайно нашедший фигуру золотого слона) закружил идеей богатой жизни. С перелетом из российского нищего села 1930-х аж в саму Америку, или на Юпитер...

Вообще, многие актерские свершения Клениной в последние годы происходят в постановках Альберта Авходеева, ее бывшего партнера, давно проявившего дар режиссера. Она благодарна ему за роли, сыгранные еще в его бывшем театре-студии «Альтер-Эго», особенно за скромную библиотекаршу Валентину, пожизненно влюбленную в одноклассника - в «Весенних танцах» О. Бересневой, ученицы Н. Коляды. Сегодня она играет Сандыреву - хлопотливую многодетную мамашу в недавней премьере «Счастливый день» А.Н. Островского и В. Соловьева. Хозяйку дома, постоянно озабоченную делами своего туповатого мужа и выгодным пристройством зрелых дочек.

Светлана и в жизни много чего успевает. Например, долгое время преподавала сценическую речь студентам ВГИИКа, незаметно для многих в театре заочно окончила английское отделение факультета иностранных языков в Волгоградском педагогическом университете, теперь прекрасно владеет языком и учит других. Она давно увлекается йогой, которая «гармонизирует сознание и приводит в баланс внутреннее состояние». При этом следует одному из важных постулатов йоги: «Торопись не торопясь».

Наконец, еще - из удивительного. Время от времени кто-нибудь из тюзовцев восклицает: «Видел Свету по центральному ТВ в таком-то фильме!» Последним был «Шифр», популярный сериал первого канала, где она играла не маленький эпизод, а довольно значительную роль - секретаршу крупного советского чиновника, с любовной историей и, к сожалению, трагическим исходом. Это значит, что в обещанных последующих сериях «Шифра» мы Свету не встретим. Что ж, надеемся увидеть в других. Потому что нашу актрису запомнили и продолжают приглашать в разные проекты.

А с чего началось ее кино? Лет десять назад в Волгоград приезжала московская киногруппа, чтобы снять несколько эпизодов сериального боевика «Шахта» об аварии, произошедшей в закрытом городке на шахте, где добывали уран. Участников массовых сцен и исполнителей маленьких ролей подбирали из местных актеров. Светлана попала в эпизод, когда люди, услышав взрыв, рвутся к шахте узнать о судьбе своих родных. Ее снимали на крупных планах, отчаянно кричащую, плачущую, умоляющую пропустить к мужу. Эпизод оказался очень выразительным, благодаря в том числе профессионализму актрисы. Сериал «Шахта» тогда с успехом прошел на канале НТВ.

Светлане, конечно, интересно участвовать в кастингах и съемках. Еще интереснее было бы получить какую-то настоящую большую роль в хорошем кино (об этом все актеры мечтают). И все же главной любовью остается театр, причем «единственный и неповторимый» Волгоградский ТЮЗ. С ним связана вся ее успешная творческая жизнь, здесь родные стены, сцена, друзья, с которыми столько пережито... Она с удовольствием вспоминает прошлое, но, как учит восточная философия, больше всего ценит день сегодняшний, тот, который проживает сейчас.

Светлану Кленину настиг юбилей, и настоящим подарком к нему стала знаковая роль помещицы Раисы Павловны Гурмыжской в премьерном спектакле «Лес» А.Н. Островского в постановке Альберта Авходеева.

Фотогалерея