Луч солнца / Софья Сотничевская (Тула)

Выпуск №5-245/2022, Театральная шкатулка

Луч солнца / Софья Сотничевская (Тула)

3 июня 2006 года в эфире «Радио России» прозвучала передача «Послесловие к юбилею», посвященная артистке Тульского Академического театра драмы, заслуженной артистке РФ Софье Владимировне Сотничевской, в которой она рассказывала о себе, а ее партнеры с необыкновенным уважением и восхищением о работе с ней, прозвучали фрагменты спектаклей разных лет. К сожалению, голос актрисы на бумагу не переведешь. Но грех не воспользоваться возможностью познакомить наших читателей с этой удивительной актрисой, что я и пытаюсь сделать, публикуя в журнале свою очередную передачу.

В мае того же года в Тульском театре драмы в честь 90-летия Софьи Владимировны Сотничевской состоялся ее юбилейный вечер, который она назвала «Мои девяносто». На протяжении полутора часов актриса играла сцены из любимых спектаклей. Сколько их было за ее долгую творческую жизнь!..

Для своего бенефиса Софья Владимировна выбрала те роли, которые были ей особенно дороги. Первой была Нина Арбенина из лермонтовского «Маскарада». Эту роль она играла на Тульской сцене в 1952 году. В тот вечер вместе с любимой актрисой, легендой Тульской сцены, зрители вспоминали и ее Марию Стюарт Шиллера, и Патрик Кемпбелл из «Милого лжеца», и Мод из знаменитой пьесы «Гарольд и Мод»... Какие девяносто?! Кто мог в это поверить?! Изящная, стройная, легкая, с горящими глазами, с какой-то своей особой интонацией, особыми модуляциями голоса, она казалась моложе всех своих молодых партнеров.

Биография Софьи Владимировны Сотничевской - это история страны ХХ века. Она родилась 8 мая 1916 года в Петрограде в семье потомственного дворянина Владимира Петровича Сотничевского. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Воронеж. Революция, Гражданская война, голод, суровые 30-е годы, Великая Отечественная война... Впервые Сонечка Сотничевская вышла на сцену в шесть лет в школьном спектакле, и первая ее роль была Луч солнца. Кажется, этот луч так и остался в глазах Софьи Владимировны на всю жизнь. Потом был Воронежский планово-экономический техникум. Но любовь к театру брала верх. В 1936 году она поступила в Воронежский театральный техникум. В студенческие годы на долю будущей прославленной актрисы выпали страшные испытания: в 1938 году был арестован отец, и больше она его не видела. Обезумев от горя, мать пыталась покончить с собой: она бросилась под поезд, но осталась жива и стала инвалидом. Больная мать и младший брат Женя оказались на руках юной Сонечки. Но она сумела с отличием закончить техникум и стала актрисой. Во все времена, какие бы испытания не выпадали, театр и поддержка друзей были спасением Софьи Сотничевской.

28 августа 1944 года Софью Владимировну приняли в труппу Тульского драматического театра, где с тремя перерывами она проработала всю жизнь. Из Тулы уезжала в Ленинград, во Львов и в Омск. Но всегда возвращалась в Тулу к своей семье и в свой родной театр.

О юбилее С.В. Сотничевской мне рассказала завлит Тульского театра Ольга Кузмичева и пригласила приехать в Тулу. Наша встреча с Софьей Владимировной произошла незадолго до ее юбилейной даты, мы говорили о театре, о жизни, о ее актерской судьбе, в которой случались необыкновенные повороты. В начале 50-х годов прошлого века она оказалась в Ленинграде. Георгий Александрович Товстоногов, в ту пору главный режиссер Театра им. Ленинского Комсомола, пригласил молодую, очаровательную актрису Сонечку Сотничевскую в свой театр. Казалось, еще чуть-чуть и она встанет в ряд с первыми актрисами Ленинграда. Но актриса попала под машину, получив тяжелую травму головы. Чудом осталась в живых, но вернулась на сцену, играла героинь в «Талантах и поклонниках», «Салемских колдуньях». На спектаклях дежурил врач: время от времени в антрактах приходилось делать обезболивающие уколы. В это время Г.А. Товстоногов переходит в БДТ, вызывает к себе в кабинет Сонечку и просит ее переждать год - тогда она сможет вступить в труппу. Но со здоровьем лучше не становилось. Софья Сотничевская получила 2-ю группу инвалидности без права работать, и вынуждена была вернуться домой в Тулу.

Софья Владимировна всегда была героиней, играла большие роли (Лариса в «Бесприданнице», Елена Андреевна в «Дяде Ване», шиллеровские Елизавета и Мария Стюарт и еще множество образов создано актрисой). Ее любили зрители. В ней было редкое сочетание таланта, красоты, изящества и аристократизма. Софье Владимировне посчастливилось работать с такими режиссерами, как Г.А. Товстоногов, И.П. Владимиров, П.Л. Монастырский, В.Н. Лебедев, Р.П. Рахлин, Ф.С. Шейн. Благодаря Федору Самуиловичу Шейну она оказалась в Омской драме в пору расцвета этого театра при знаменитом директоре М.Н. Ханжарове. Вот, как она сама об этом рассказывала:

«В Омск меня пригласили на Елизавету в трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт». Вот, что интересно: к нам в Тулу приезжали разные режиссеры, и когда режиссер уезжал, он обязательно приглашал меня приехать в его новый театр. Я не ехала, но было приятно... В.Н. Лебедев поехал в Одессу, звал меня с собой. Ф.С. Шейн поехал в Омск и настойчиво приглашал меня. К этому приглашению подключился директор театра М.Н. Ханжаров. Я получила от него записку: «Душенька! Я буду в Москве, я Вас очень прошу подъехать в гостиницу «Националь», где я буду Вас встречать в вестибюле, я Вас узнаю, я не могу Вас не узнать». Он меня никогда в жизни не видел. Я вхожу в вестибюль, он говорит: «Вы - Сотничевская». И дальше закрутились эти отношения. Он говорил: «Только не передумайте!» Поднимаемся по лестнице, я спрашиваю: «Вы, наконец, обрели главного режиссера, а то я не знаю, к кому ехать?» Он: «Думаем, думаем...» Открывает дверь в номер, а там Федор Самуилович Шейн (главный режиссер Омской драмы с 1966 по 1968 год). Тут уж все было решено. Я оказалась в Омске. И начали мы репетировать Шиллера. Моей партнершей была прелестная Скрипко, красивая молодая девочка, она очень хорошо, так искренне играла. И вот Шейн дает ей Анну Болейн и говорит: «У меня к Вам большая просьба - со Скрипко будете заниматься Вы». Я отдала ей все, что знала, все мелочи, все, все, все».

Как оказалось, шиллеровскую Елизавету в исполнении Софьи Владимировны Сотничевской и другие ее роли в Омске не забыли. Зрители принимали ее за иностранку и говорили в кассе: «Дайте нам билеты на француженку». На свой юбилей она получила теплое поздравление от омских актрис Елены Аросевой и Валерии Прокоп: «Милая, родная, красавица моя, чудная актриса, добрая душа! С днем рождения поздравляю. До 100 лет дожить желаю». Поздравительные телеграммы к своему юбилею Софья Владимировна получила от председателя СТД А.А. Калягина, от старейшей актрисы Малого театра Т. Еремеевой-Ильинской, с которой вместе начинала в Тамбове, из Ясной Поляны - из музея Л.Н. Толстого и т.д. и т.д. Может быть, одно из самых дорогих для нее поздравлений было из Самары от режиссера, народного артиста СССР Петра Львовича Монастырского: «Горячо поздравляю талантливую артистку, коллегу, ровесницу славной даты, помню дипломный спектакль сорокового».

В той юбилейной передаче на «Радио России» в 2006 году мы могли вспомнить только отдельные моменты богатой событиями творческой биографии С.В. Сотничевской. О чем невозможно было не вспомнить, это о спектакле «Гарольд и Мод», который в ее актерской судьбе занял особое место. В 1978 году Софья Владимировна покидает сцену. Ей стало неинтересно работать. В Тульском театре было не все благополучно и с режиссурой, и с репертуаром. А на компромиссы она никогда не умела идти. Расставшись с театром, что было наверняка не просто, она начала работать с детьми во Дворце Пионеров. Потом создала театр-студию при Музее Вересаева, спектакли которого пользовались большим успехом в Туле. Вот как она сама говорила об этом периоде свой жизни: «Студия была моим спасением и моей сердечной радостью. Сначала в Доме пионеров, это были школьники старших классов, а потом в Музее Вересаева мы пристроились и решили, что это будет Театр музея. У меня были очень способные дети. Все, кто проходил через мои руки, остались влюбленными в театр. Театр стал их необходимостью, они стали читать книги, потому что, если я брала какую-то пьесу, я говорила: на эту роль - вы, вы и вы. Роль получал тот, кто приносил больше мыслей, идей... Все по-честному. Мы ставили только классику: «Пигмалион» Б. Шоу, «Провинциалку» И.С. Тургенева, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Пиковую даму» А.С. Пушкина. Причем, они очень прилично играли.

Одна девочка мне сказала: «Софья Владимировна, Вы из нас сделали «белых ворон» до некоторой степени». А я ответила: «Я горжусь, что они «белые вороны». В нашем мире «белой вороной» быть хорошо». На мой день рождения набивается столько народу, что посуды не хватает. Я рада, что им друг с другом хорошо».


Итак, «Гарольд и Мод». Премьера 15 февраля 1991 года. Это было возвращение актрисы на сцену через 13 лет, воскрешение. В роли Мод надо было от себя рассказать об отношении к миру, солнцу, вещам и людям. Главная тема - любовь. Там все есть: и озорство, и добро, и красота... И все нужно было - от себя... Спектакль шел шесть сезонов, о нем вспоминают и сейчас и зрители тульские, и коллеги Софьи Владимировны. Всем казалось, что она никогда так не играла. На премьере зал приветствовал свою любимую Актрису стоя, все плакали: и капельдинеры, и актеры на сцене, и зрители. Было море цветов. На одном из спектаклей на аплодисментах выбежал из зала на сцену молодой человек с огромными розами, встал на колени, поцеловал руки Софьи Владимировны. Это было так неожиданно, что зал замер на мгновение: один из учеников Софьи Владимировны из ее Студии в Доме Пионеров, Владимир Маркин, тогда был ведущим актером Самарского театра драмы. Он специально прилетел в Тулу на один вечер к своему Учителю, к актрисе, которую он никогда не видел на сцене.

Атмосферу премьеры «Гарольд и Мод», возвращение Софьи Владимировны Сотничевской на сцену и эту историю описала Ольга Кузмичева в своей статье в «Петербургском театральном журнале».

Кто же сумел вернуть Софью Сотничевскую на сцену? Тут своя история. В 1989 году в Тульский театр приехал новый главный режиссер - Александр Иосифович Попов. Начался новый этап в жизни театра. Он хотел поставить «Гарольд и Мод» и мучительно искал актрису на роль Мод. Говорил, что ему нужна настоящая примадонна, властительница дум, красавица, обворожительная женщина с душой ребенка. Но где в Туле найти такую актрису?! Первым, кто вспомнил о Софье Владимировне Сотничевской, был ныне народный артист РФ Борис Федорович Заволокин, чем очень гордится. Он в течение многих лет был партнером Софьи Владимировны и, когда я приехала в Тулу в преддверии юбилея нашей героини, они вместе играли в спектакле по пьесе Н. Птушкиной «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала». Вот, что он тогда сказал: «Я уже достаточно пожилой человек и работал с ней во многих спектаклях. Но представьте себе, что я двадцатилетним юношей видел Софью Владимировну, шикарную актрису в старом Тульском драматическом театре. В нее все были влюблены. Я не знаю, как мне признаться ей в любви, хотя для этого ничего не нужно говорить. Я с ней сыграл самые лучшие роли. А тогда, представьте, 58-й год. Счастье, восторг! Она играла прекрасные роли. Она была роскошна. И она сумела сохранить такое внутреннее достоинство».

К Борису Федоровичу Заволокину присоединились актрисы, которые тоже играли в спектакле по пьесе Н. Птушкиной, Елена Попенко и Ольга Красикова: «Пока в театре есть такие индивидуальности, личности, есть Театр. Софья Владимировна - та самая личность, благодаря которой жив сегодняшний театр. И конечно, когда выходишь на сцену с такой удивительной актрисой и женщиной, как она, себя пересматриваешь с ног до головы.

С другой стороны, мы стараемся ее бережно подхватить, поддержать. Мы ее действительно любим. Поэтому стараемся все делать, чтобы ей было хорошо. И тогда возникает семейная атмосфера в спектакле. От нее идет такая волна теплоты. Сотничевская - это эпоха. Таких людей в Красную книгу заносить, беречь и лелеять, думать о них.

Это было 20 лет назад. Когда я ее увидела, удивилась: откуда в Туле такая дворянка? Красавица! Почему она не в театре? Когда она вернулась к нам, все были рады, прежде всего - зрители. Ее безумно любят!.. Мне, с одной стороны, не повезло, поскольку я не так много с ней работала; с другой стороны, мне очень повезло потому, что восемь лет мы играем с ней этот спектакль. Это человек-солнце».


Разговор с артистами Тульского театра состоялся после спектакля «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала», где Софья Владимировна играла Софью Ивановну, «очень старую даму», как было написано в программке, которая мечтает, чтобы ее дочь, старая дева, нашла себе мужа, тогда мать могла спокойно умереть. Все знают эту пьесу, она ставилась во многих театрах и всегда с успехом, который во многом зависел от актрисы, играющей Софью Ивановну. В Туле был прекрасный ансамбль, а Софья Владимировна в свои девяносто была в прекрасной форме и играла блистательно.

Софья Владимировна призналась: надеялась, что к юбилею для нее поставят новый спектакль, но нет, этого не случилось. «Боятся, вдруг я возьму и умру! Но я не могу без этого жить. Когда я не выхожу на сцену, я умираю...»

С 1997 года Софья Владимировна со своими любимыми партнерами играла спектакль «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала» до декабря 2008 года. После окончания 70-го спектакля она попрощалась со зрителями.

Софья Владимировна Сотничевская умерла 12 декабря 2011 года. Ей было 95 лет. В памяти тульских зрителей и актеров Тульского театра драмы она навсегда осталась прекрасной легендой. Вечер памяти Софьи Владимировны Сотничевской в честь ее 100-летия состоялся в мае 2016 года в Музее Вересаева.

Фотогалерея