Чувство меры и правды / Вспоминая Галину Шелкову (Улан-Удэ)

Выпуск №5-245/2022, Вспоминая

Чувство меры и правды / Вспоминая Галину Шелкову (Улан-Удэ)

7 ноября 2021 года на 82 году ушла из жизни артистка Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева, народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Бурятской ССР Галина Дмитриевна Шелкова.

Блистательная актриса, творческий, увлеченный любимым делом человек, она вписала немало ярких страниц в историю нашего театра, создала богатейшую галерею разноплановых, но всегда интересных ролей: Анна в «Звездах на утреннем небе» А. Галина, Бабка Феня в «По соседству мы живем» С. Лобозерова, Сверчкова в «Жанне» А. Галина, Голда в «Поминальной молитве» Г. Горина. За каждой из них -высочайший профессионализм и безупречный художественный вкус, искренность, обаяние и, конечно, огромный талант и потрясающая работоспособность.

Галина Дмитриевна воплотила в жизнь женские образы самых разных исторических эпох: Надежду КрупскуюПервые Ласточки» Ш. Шагалиева), Мадлену БежарКабала святош» М. Булгакова), Полину Андреевну и Шарлотту ИвановнуЧайка» и «Вишневый сад» А.П. Чехова), МариюСмута» по трилогии А.К. Толстого), Анну Кеннеди Мария Стюарт» Ф. Шиллера) и многих других. Пройден большой и сложный творческий путь длиной в 56 лет с удачами и взлетами, со счастливой сценической судьбой.

«Невосполнимая утрата для культуры Бурятии! Более полувека народная артистка России Галина Дмитриевна Шелкова блистала на сцене Русского драматического театра. За эти годы ею сыграно множество ролей, ролей глубоких, выдающихся, запоминающихся, раскрывающих все грани ее таланта. Она была не только прекрасная, неподражаемая актриса, но, как говорят ее коллеги, удивительный по широте души человек, добрый, отзывчивый, готовый в любую минуту прийти на помощь. Галина Дмитриевна - яркая страница в истории Русского драмтеатра и всей культуры», - говорится в соболезновании министра культуры Бурятии Соелмы Баяртуевны Дагаевой.

Родилась Галина Дмитриевна на берегу Волги, в Кинешме, здесь окончила школу и даже успела поработать ученицей на трикотажной фабрике. Но детская увлеченность хореографией еще в школьные годы помогла ей выйти на большую сцену настоящего театра. Она исполняла в спектакле «Дон Сезар де Базан» цыганские и испанские танцы и была принята во вспомогательный состав в качестве драматической актрисы Театра имени А.Н. Островского в своем родном городе.

В Улан-Удэ Галина Шелкова оказалась совершенно случайно в 1961 году: приехала по приглашению режиссера Ивана Ивановича Проханова и, как выяснилось, сделала свой профессиональный выбор на всю жизнь. Девушка родом из Ивановской области полюбила и приняла Бурятию всей душой. Ее первые роли сразу привлекли внимание театралов, потому что все богатство артистических возможностей Шелковой раскрылось в АмандеДень рождения Терезы» Г. Мдивани), ЗубаржатНочь лунного затмения» М. Карима), Варюхе Поднятая целина» М. Шолохова). Молодая актриса активно ввелась в репертуар, а потом уже поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры на заочное отделение по специальности режиссура народных театров.

Первые высокие награды - медаль «За доблестный труд» и диплом Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина - Галина Дмитриевна получила еще студенткой за роль Варюхи в «Поднятой целине». В 1972 году она окончила институт. В те годы, помимо плотной занятости в театре, Шелкова вела большую общественную работу, была активисткой, депутатом Советского райисполкома, награждалась почетными грамотами Бурятского ОБКОМа ВЛКС, ОБКОМа КПСС, ГОРКОМа, Министерства культуры. В 1973 году ее удостоили почетного звания «Заслуженная артистка Бур. АССР», а спустя три года - «Народная артистка Бур. АССР».

Ее творческий рост, умение донести до зрителя идеи и чувства автора и режиссера проявлялись все ярче в образах АлиманМатеринское поле» Ч. Айтматова), Дженни МалиныТрехгрошовая опера» Б. Брехта), Ниссы Дурочка» Лопе де Веги). В каждой новой работе Галина Шелкова удивляла непосредственностью и свежестью исполнения, и в какой бы роли не видел ее зритель, будь то Леонора Девушка с кувшином» Лопе де Веги), МирраВ списках не значился» Б. Васильева), АгнияНе все коту масленица» А.Н. Островского), покоряла женским обаянием, артистизмом, изяществом, вкусом, чувством меры и правды. Неоднократно за лучшую женскую роль сезона именно ей присуждались премии СТД Бурятии. Одухотворенность, романтичность, пластичность, умение раскрыть глубину человеческой мысли проявились в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина (Валентина), «Проснись и пой» Л. Дьярфаша (Карола).

Шелковой созданы не просто яркие женские образы, они наделены характером, полны глубокого драматизма. Были среди них как экзотические иностранки, так и измученные бытовой неустроенностью и собственными комплексами современные героини в непритязательных отечественных комедиях. В спектакле «Искусство обольщать» Ж. Пуаре в ее героине Софии проявились тонкий лиризм и искрометный юмор, а в роли Анхелины («Дикарь» А. Касоны) актриса создала сложный и противоречивый характер испанки. В комедии «Пока она умирала» Н. Птушкиной она влюбляла зрителей в образ пожилой, больной, капризной женщины.

Галина Дмитриевна Шелкова блистала в классических пьесах. Она была поистине неподражаема в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского в роли Софьи Петровны. Каждое ее появление на сцене сопровождалось бурей аплодисментов и взрывом смеха. Комизм роли затейливо переплетался с трагической невозможностью этой дамы попасть в «высшее общество». А ее Бабушка в спектакле «Восемь любящих женщин» Робера Тома становилась еще одним откровением в раскрытии женской судьбы. Шарлотта Ивановна в «Вишневом саде» стала показательным примером того, как роль второго плана может быть яркой, запоминающейся, глубокой, работающей на постижение чеховской драматургии. Актриса и пластикой, и ненавязчивым акцентом, и перепадами настроений - от зажигательной веселости до беспросветной тоски - создавала образ трагический по своей сути, очень живой и заставляющий зрителей о многом задуматься.

Галина Шелкова всегда вызывала интерес прессы как в Республике Бурятия, так и в других городах России, где гастролировал театр, и это подтверждают статьи в газете «Советская культура», журналах «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10».

В 1983 и 1988 годах Галина Дмитриевна участвовала в Днях культуры в Бурятии и юбилейном творческом отчете театра, проходивших в Москве, а в 1990 году - в зарубежных гастролях в Монгольской Народной Республике. За плодотворную творческую деятельность и большой вклад в театральное искусство она была удостоена почетных наград Республики Бурятия и России. В 2006 году за весомый вклад в искусство Бурятии, популяризацию и пропаганду Русского драматического театра за пределами республики, имя народной артистки России Галины Шелковой внесли в книгу Почета Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия.

Своим творчеством Галина Дмитриевна Шелкова, человек высокой культуры, доказала верность любимому делу, родному театру. Память о ней навсегда останется в наших сердцах. Она - мудрость, доброта, честность и преданность.

 

Фото из архива театра и Сергея ПРИМАКОВА

Фотогалерея