Возраст счастья / Юбилей у Государственного академического ансамбля народного танца им.И.Моисеева

Выпуск №6-246/2022, Юбилей

Возраст счастья / Юбилей у Государственного академического ансамбля народного танца им.И.Моисеева

Место официальной прописки Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева - Москва, Триумфальная площадь, 4. Свой день рождения труппа по традиции отмечает здесь, в Государственном концертном зале имени П.И. Чайковского, где поселилась с 1940-го. Тогда, 85 лет назад, солист и хореограф Большого театра Игорь Моисеев поменял стезю классического танца на фольклорные тропы в экспедициях, дабы собрать коллекцию танца народного. Сталин распорядился найти помещение, и энтузиастов определили в недостроенный ГОСТиМ - Театр имени Мейерхольда.

Они были молоды, полны сил, энтузиазма, и странное свое пристанище обжили скоро: думать о трагических изгибах жизни не хватало времени, да и мало что о них знали - работа по освоению новой хореографической истории забирала целиком. Впрочем, сам создатель Ансамбля и нового жанра в балете - народно-сценического танца о безусловных и сослагательных виражах истории думал, хотя никогда не приносил в жертву неминуемым обстоятельствам ни своего дела, ни своих питомцев. Однажды на вопрос журналиста о том, мог ли ансамбль родиться в другое время, он без заминки ответил: «Только в 1937 году. Несмотря на то, что этот год - один из самых трагических. И все-таки он возник. Как следствие, он возникал из той политики, которая велась. Но меня нельзя упрекнуть, что я его создал по велению партии. Я это сделал, так жизнь меня столкнула с фольклором».

«По велению» партии, куда потомственного орловского дворянина зазывали семь раз и столько же получали вежливый отказ, Игорь Моисеев никогда не творил, превращаясь на глазах изумленных идеологов едва ли не в главного художественного космополита всея Руси. Познав корни народного искусства и транспонировав его на профессиональную сцену - ярко, красочно, эмоционально и главное - свободно, Моисеев, сам не сознавая, выписал себе охранный билет от сменяемых в политике доктрин и курсов, причем - любого времени. Его гражданское самостоянье (прожил полный век!) и сегодня воспринимается уникальным актом гражданского достоинства, а наследие - примером последовательного и безукоризненного воплощения художественной идеи. Суть ее - Человек. Его естество, натура, характер, каких в танце не утаишь и не спрячешь. Танец Моисеева - гимн человеческой свободе и человеческому совершенству: «Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств...»

«История событий и чувств» стала содержательной основой хореографических шедевров создателя Ансамбля - от двух-трехминутных номеров до развернутых сюит и одноактных спектаклей. Фольклорные элементы он соединил с классическим балетом, народные сказы перевел на язык театральной драматургии, к переборам гармоник добавил музыку композиторов-симфонистов. Создал Театр народного танца - народной души.

Моисеевцам рукоплескали и рукоплещут зрители Земного шара (медаль ЮНЕСКО «Пять континентов» - свидетельствует), их именуют танцующими дипломатами, исторически они первыми возводили культурные мосты между странами, устанавливали дружеские связи, соединяли порванные исторические нити. Давалось им это нелегко - жизнь на чемоданах, гастроли длиною восемь месяцев в году, выступления и на колхозных полях, и на обструганных досках, и - с отбитыми ногами - на престижных театральных сценах, включая Метрополитен Опера и Ла Скала. Народная душа, оберегаемая моисеевцами, повсюду находила гостеприимный приют, родство и понимание.

Их танец остается живой классикой и сегодня, когда семью поколениями артистов отмерены тысячи верст, покорены миллионы сердец, получены сонмы признаний. В основе сегодняшнего репертуара - «золотая коллекция» Хозяина танца, как часто называют Игоря Моисеева в мире, и новые работы, включая балет «Танго del Plata» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта. На Триумфальной, в Зале имени Чайковского, затем на Исторической сцене Большого и в Кремлевском дворце они отмечают большими концертами свои 85 лет. В их театральной семье живет счастье.

Фотогалерея