ЙОШКАР-ОЛА. Идеи и страсти Достоевского

Выпуск №6-246/2022, В России

ЙОШКАР-ОЛА. Идеи и страсти Достоевского

Спектакль «Сладострастники» поставлен Владиславом Константиновым в Академическом русском театре драмы имени Г.В. Константинова по собственной инсценировке романа Ф.М.  Достоевского «Братья Карамазовы», последнему из великого «пятикнижия».

Писатель, мыслитель, философ, публицист, по данным ЮНЕСКО один из самых читаемых в мире, Достоевский исследовал человеческую душу, пытаясь определить глубину падения, силу раскаянья, описывал мерзости человека и его стремление к чистоте и праведности. Достоевский в последние десятилетия - один из самых «театральных» авторов в мире. Его произведения, среди которых нет ни одной пьесы, многократно экранизировались, ставились на сцене и продолжают привлекать внимание режиссеров.

Избрав для спектакля название третьей книги романа, Владислав Константинов сразу определил сверхзадачу постановки, ее нерв, внутреннее напряжение и конфликт. Темные инстинкты, страсти, борьба Божественного и дьявольского в человеческой душе. Вместе с автором театр пытается разгадать тайну человека.

Константинову удалось «объять необъятное», справиться с громадой романа, умело сократив его, но оставив основные сюжетные линии, наиболее значимые монологи и диалоги, сохранив многообразие, сложность характеров «семейки» Карамазовых и двух женщин - Грушеньки и Катерины Ивановны. Соединив занимательность, напряженность интриги, одержимость и мощь персонажей, Константинов сумел привлечь внимание к духовным поискам героев, их мучительной борьбе с собственными низменными страстями, стремлением к искренним и чистым душевным порывам. Противоречивые, парадоксальные поступки, боль и подлинность этих порывов сплелись в тугой узел в стремительно развивающейся истории. Точно выдерживая ритм развития страшных событий, разворачивающихся на наших глазах, в повествовании о благородстве, унижении, ёрничании, отчаянии и любви, постановщик вместе с актерами избегает и поверхностности, и торопливости. Даже ненадолго появляющиеся персонажи захватывают своей неординарностью, рождая то восхищение, то изумление, то презрение.

Плодотворным и убедительным оказался союз с художником Борисом Голодницким, который стал практически соавтором режиссера-постановщика. Жизнь, лишенная устойчивости и корней, прочных семейных и человеческих связей нашла свое образное воплощение в его декорациях. Пустая черно-серая сцена. Сверху, из-под колосников свисают фонарные столбы, не доходя до планшета сцены. В центре - огромный металлический маятник, раскачивающийся слева направо, словно отмеряя время, отпущенное героям, которое они так расточительно тратят на подлость, бессмысленные свары, ненависть и злобу. Время от времени сверху спускаются легкие плоские выгородки, обозначающие места действия - квартира Катерины Ивановны, дом Федора Карамазова, Мокрое, трактир...

Постановщик сосредотачивается на главных героях, словно под микроскопом разглядывая семейство Карамазовых - людей, измученных взаимными претензиями, отчаяньем, не умеющих ни разобраться в самих себе, ни понять своих взаимоотношений с близкими людьми, ненавидимыми и обожаемыми, запутавшихся в умственных построениях, рождающих еще больший сумбур и отчаянье.

Владислав Константинов в интервью повторял, что его привлекала ставшая такой актуальной сегодня тема вседозволенности, страшная «базарная» идеология, об опасности которой предупреждал Достоевский, и которая буквально разъедает современное общество, где все покупается и продается. Режиссер ищет истоки разлома, распада человеческой души. Не стремясь осовременить текст, который звучит по-настоящему злободневно, он нащупывает истоки деформации и как следствия деградации человеческого сознания и человеческой души. Не случайно начинается и заканчивается спектакль с появления детей, звучанием детских высоких и таких умиротворяющих голосов.

Четверо братьев Карамазовых на сцене - Дмитрий, Иван, Алексей и Смердяков. К ним выходят мальчики в подпоясанных рубашках и картузиках - трогательные, невинные создания лет пяти - восьми, открытые миру и добру. Каждый подходит к своему герою. Когда, почему наступил страшный перелом, как из этих прелестных детей выросли монстры, убийцы, равнодушные и жестокие казуисты? Константинов каждому дает пространство и время для раскрытия, произнесения монолога, возможности высказать свое, наболевшее, иссушившее. Неразрешимые вопросы мироздания мучают Карамазовых, содрогающихся от ненависти к фигляру и сладострастнику папаше, тщетно пытающихся найти в себе искры родственной привязанности.

В Академическом русском драмтеатре имени Г. В.Константинова крепкая, интересная, сильная труппа. Распределение ролей в спектакле «Сладострастники» стало залогом его успеха. Федора Карамазова играет Иван Немцев. Достаточно молодой актер убедительно показывает старого сладострастника, человека, сознательно предавшегося пороку, бросающего вызов нормам человеческого поведения, попирающего самые основы человечности. Его стремление к разрушению, тяга к гибельным безднам, яростное презрение к окружающим ярко, остро передает актер, ухвативший суть этого персонажа.

Дмитрий Карамазов - одна из самых значительных фигур спектакля. Илья Петров сумел соединить простоту и открытость Дмитрия, который порой не может совладать с буйством собственной натуры, со своим гневом и горячностью. Но в этом Дмитрии существует притягивающая к нему открытость порывов, стремлений. Бешеная любовь и ревность, не наигранное отчаянье от своего поступка: он уверен, что нечаянно убил преданного слугу Григория. Открытый темперамент, необузданность, но сохранение в душе понятий о добре и зле привлекают к этому мрачному и сильному человеку.

Сдержанность и закрытость Ивана Карамазова в исполнении Антона Типикина оттеняет безудержность натуры среднего брата. Казалось бы, роль менее выигрышная, разговор с чертом, который давал основание режиссерам даже выстраивать моноспектакли, где борьба с самим собой, с разрывающими душу демонами становились предметом исследования, сокращается до нескольких фраз. И все же сухость, подчеркнутая «бескрасочность» интонаций, отсутствие ярких проявлений становятся той основой, на которой строится образ этого схоласта, бездушного теоретика зла, препарирующего человеческие сущности, не давая ни надежды, ни веры...

Алёша Карамазов Ярослава Ефремова негромок, терпелив, несуетен. Актер убедительно показывает человека, обладающего внутренней духовной силой, умеющего защитить доброе начало в окружающих. Его нравственная сила и твердое решение следовать нравственным заветам производят сильнейшее впечатление. Сергей Васин сумел показать противоречивый изломанный характер Павла Смердякова, смесь униженности и гордыни, смертельную его обиду на человечество и привычку к незаметному существованию, жуткое внутренние противоречие человека непростого, сведенного обстоятельствами к ничтожности.

Стремительно меняются эффектно выстроенные сцены, каждая из которых превращается в настоящий смертельный поединок воль, характеров, устремлений, заблуждений. Мир мужской сталкивается с миром женским, столь же трагическим и изломанным. Достоевский тонко, болезненно чутко ощущал женскую природу, в его произведениях не раз происходит столкновение женщины роковой, часто обольстительницы поневоле, с девушкой благовоспитанной, но не в меньшей степени зависимой от страстных, порой низменных желаний. У писателя вообще не найти «ангелов», за исключением, пожалуй, Алёши Карамазова и князя Мышкина. В его «пятикнижии» мятущиеся личности, которые отдаются власти чувств и желаний, пытаются им противостоять.

Катерина Ивановна и Грушенька - антагонисты, но и сестры по страданию и драматическому борению с искусами. Грушенька честнее, поскольку откровеннее в своих намерениях. Катерина Ивановна упивается своей жертвенностью и «правильностью», раздираемая завистью к сопернице. Владислав Константинов умеет раскрывать женские характеры. Однако в «Сладострастниках» сама концепция выстроена так, что именно Карамазовы в центре событий. Это сказалось и на героинях, хотя в спектакле им уделено заметное место. Большим драматическим напряжением отмечена встреча и диалог двух женщин, который, начавшись почти благостно, оборачивается взаимными оскорблениями и ненавистью. Грушенька Ксении Немиро и Катерина Ивановна Марины Созоновой проводят эту сцену как яростный поединок, раскрывающий характеры обеих.

Первые спектакли, отмеченные естественным волнением исполнителей, дают возможность увидеть перспективы развития ролей. Точный режиссерский рисунок, убедительная концепция, глубина раскрытия характеров Достоевского позволяют говорить о том, что на сцене появилась яркая, неординарная работа, где традиции русского психологического театра соединились с ритмами сегодняшнего дня, где мучительные вопросы бытия оказались созвучны мыслям и намерениям тех, кто пришел на спектакль.


Премьера спектакля «Сладострастники» была сыграна 28 декабря 2021 года в юбилей Владислава Георгиевича Константинова, которому в этот день исполнилось 75 лет. Постановка «Братьев Карамазовых» была давней мечтой режиссера, который долго и серьезно готовился к освоению великого романа. По его словам, три версии инсценировок были безжалостно отвергнуты им самим.

Владислав Константинов родился в театральной семье и детство в буквальном смысле прошло за кулисами. Имя его отца народного артиста РФ режиссера Георгия Викторовича Константинова носит сегодня русский академический театр Йошкар-Олы. Мать - народная артистка РФ Нинель Константинова - играла в том же театре. Театр стал местом работы, судьбой, призванием, главной любовью всей жизни Владислава Константинова. Выпускник ЛГИТМиКа, он возглавлял Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, Костромской государственный драмтеатр имени А.Н. Островского, Республиканский русский театр драмы и комедии в республике Калмыкия (Элиста), успешно работал режиссером-постановщиком в Государственном академическом Малом театре, ставил спектакли во многих российских городах.

С ноября 2018 года Владислав Константинов является художественным руководителем Академического Русского театра драмы имени Г.В. Константинова в Йошкар-Оле. Его постановки отличает умение раскрыть автора, почувствовав неповторимое своеобразие стиля драматурга или писателя, стремление к яркой, но лаконичной форме, продуманность деталей и умение работать с актером, раскрывать индивидуальность исполнителей, находить новые краски в их творческой палитре. Хранитель лучших традиций русского театра, Владислав Константинов остается художником, умеющим слышать время, тонко чувствующим вызовы сегодняшнего дня.

Владислав Константинов является исполнительным директором и одним из создателей межрегиональной общественной организации Ассоциация русских театров РФ. Объединение русских театров в республиках России, сотрудничество с русскими театрами, работающими за рубежом, особенно коллективов бывших советских республик - предмет заботы и пристального внимания Владислава Константинова, возглавляющего ежегодный Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы».

В конце 2021 года Академический русский театр драмы в Йошкар-Оле возглавил опытный менеджер Владимир Мишарин, учредивший при поддержке Министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Мари-Эл К.А. Иванова премию имени Г.В. Константинова. Первым лауреатом по праву стал Владислав Константинов, достойный продолжатель дела своего отца.

Желаем Владиславу Константинову больших творческих успехов и, конечно, здоровья и энергии!

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея