КИНЕШМА. Повесть о Полевом

Выпуск №6-246/2022, В России

КИНЕШМА. Повесть о Полевом

Кинешемский драматический театр им. А. Н. Островского - уникальный. Он единственный в России, носящий имя выдающегося русского драматурга с первого дня своего существования. Усадьба Островского Щелыково находится в нескольких километрах от города. Имя Островского наряду с почетом налагает большую ответственность. В репертуаре всегда были, есть, и, надеемся, будут спектакли по пьесам Александра Николаевича, что одновременно влияет на подбор репертуара. Основное место, помимо Островского, в нем занимают отечественные классики, но и спектаклям по современным пьесам здесь дают увидеть свет рампы. Несколько лет назад была достигнута договоренность с автором пьесы «Повесть о настоящем» Александром Игнашовым, а на ее постановку пригласили молодого режиссера Бари Салимова.

Бывает, человеку или спектаклю не везет. Все вроде бы хорошо, удачно, но «не вовремя» поставили. Здесь как раз тот самый случай. Репетиции проходили, когда пандемия наложила огромный отпечаток на работу всех театров, в том числе и Кинешемского. Премьера состоялась на фестивале камерных театральных форм «Островский FEST» здесь же, в Кинешме. Спектакль также участвовал в IV Всероссийском театральном фестивале имени В. С. Розова в Ярославле, пройдя довольно серьезный отбор среди многих претендентов. То есть на судьбу, казалось бы, жаловаться грех. Но вот в Кинешме на своей сцене он играется до обидного мало. А заслуживает, как представляется, явно большего.

Говорящее название «Повесть о настоящем» - одновременно и отсылка к повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», и, если рассуждать более отстраненно и широко, повесть о действительно настоящем, главном и единственном в жизни: оставаться честным перед собой до конца. Даже в нечеловеческих условиях. По жанру спектакль относится к антибайопик, в программке обозначен как «эхо войны». Причем уточнение не делается, какой именно войны: войны вообще, не-мира. Писатель-фронтовик Борис Кампов, писавший под псевдонимом Полевой, обласканный наградами и премиями, совершенно так же, как и вознесен, может быть раздавлен, уничтожен, смешан с пылью в несколько секунд. И усилий никаких прилагать для этого не нужно, достаточно одного решения не самого, может быть, высокого начальства. Или высокого. Борис Полевой в исполнении двух актеров, играющих в очередь, - Алексея Дрягина и Ильи Павликовского - совершенно разный. У Павликовского он солиднее, основательнее. У Дрягина Полевой нервный, острый, рефлексирующий.

Время действия пьесы и спектакля - Вторая мировая война и послевоенное время. Борис работает над повестью о безногом летчике Алексее Маресьеве. Как известно, это произведение Полевой написал лишь после того, как услышал в Нюрнберге признание одного из главарей нацистов Германа Геринга о роке и неразрешимой загадке восточного человека для рациональной фашистской машины. После этого повесть была написана очень быстро, за девятнадцать дней.

Место действия - Нюрнберг 1946 года и город Калинин (нынешняя и до советского времени Тверь), Калининский фронт, начало войны, огромные людские потери. Впрочем, они везде были большими. В спектакле многое сделано и выражено и звуковыми средствами (потому и «эхо войны»), и светом. Он наполнен множеством метафор и одна из них - летящий пепел или снег. И то, и другое - символ забвения. Человеческий разум не в силах вынести ужасов войны. Недаром настоящие фронтовики с большой неохотой вспоминали фронт и еще реже говорили о войне.

Пространство спектакля поделено на две части - мирную и военную. В «мирной» половине неяркий свет настольной лампы под зеленым абажуром, письменный стол с зеленым сукном и пишущей машинкой на нем, из радиоприемника негромко звучат танцевальные мелодии - все приметы так необходимого людям мира, покоя. Даже в казенном уюте небольшой комнатки в Нюрнберге, куда каждый вечер приходит Борис, чтобы диктовать свою повесть машинистке, он может позволить себе немного расслабиться, но работа снова возвращает его к воспоминаниям о войне. Его временная помощница, машинистка Ольга (Полина Галкина) - усталая фронтовичка. Дефицит человеческого - любви, теплоты - пробуждает в ней не только материнскую заботу, но вполне яркое женское чувство. Вместе с тем в другой, «параллельной реальности», в снах-воспоминаниях Бориса возникает юная Тамара (Татьяна Копчинская) и фронтовой ординарец Полевого Гнатенко (Константин Комаров). Тамара трепетна и чиста, Гнатенко из той породы, что незаметен, но без таких надежных людей на войне никак не обойтись. Образы-воспоминания о фронтовых друзьях - то, из чего рождаются герои повести Полевого, повести о «настоящих людях и о настоящем времени». Здесь хочется отметить крепкий актерский ансамбль, видна большая и кропотливая работа режиссера с каждым актером над ролью и взаимоотношениями персонажей внутри спектакля.

Визуальный ряд спектакля символичен: на авансцене выставлен ряд оловянных солдатиков. Они изначально «неживые», то есть жертвы неизбежны, человеческая жизнь на войне всего лишь «ресурс». В «военной» части спектакля зрители погружаются в атмосферу хаоса: всюду взрывы и грохот, всполохи огня. С резким железным звуком падают один за другим оловянные солдатики. Со свистом режет воздух «шашка» из деревянного прутика в руках Гнатенко во время атаки. Еще одна аллюзия - ивовый прут как средство поиска воды, чистоты там, где только грязь и кровь. Декорации войны - обугленная часть какого-то строения, обломки кирпичной стены. Оживляют эти условные признаки разрушенного пространства настоящие огонь и вода - огонь фронтовой спиртовки, вода, смывающая кровь и усталость. Они появляются в мирной и военной частях спектакля как элементы стихии, как символы войны и мира (художник-постановщик - Александр Виноградов). Артисты одеты в военную форму, потому что даже в послевоенное время люди не сразу расстаются с одеждой, в которой прожили четыре долгих года. Звуковой ряд выстроен через различные шумы и голоса: голоса живых и мертвых. «Пора нам», - прощаясь, произносят Тамара и Гнатенко. Призраки войны, которые не отпускают Полевого ни в одном сне, ни в одной попытке забыться. И в громком эхе этих слов, «эхе войны», зрителю слышится: «по ранам, по ранам!». Война для нас, сегодняшних зрителей, до сих пор незаживающая рана...

Жертвенность героев «Повести о настоящем» оборачивается несвободой и внешней, и внутренней. Люди защищают родную землю от оккупантов, но продолжают служить своим «кровопийцам». Этот конфликт времени неразрешим. Полевой комплексует перед западными коллегами, но он заложник обстоятельств. Он не может не понимать, что несвободен и существует в том узком коридоре возможностей, какой ему позволяют занимать. Ольге жаль Бориса, у нее любовь именно такая: жалеет - значит любит. Она видит Полевого и в «минуту славы», и поверженным. Ему припомнили просьбу о встрече с Герингом, пусть это было всего лишь попыткой. Неважно. Растоптать можно любого. Не жалко никого. Репрессивная машина - всего лишь машина, но в действие ее приводят такие же бездушные люди.

Сцену «слома» Полевого каждый из актеров играет по-своему и каждый - убедительно. Сочувствие испытываешь к герою Ильи Павликовского еще и потому, что он крупный, габаритный. Чтобы сломать физически сильного человека, нужно приложить больше усилий. У персонажа Алексея Дрягина богаче палитра чувств, таких жалко как-то более пронзительно. В нем нет особой геройской стати, он обыкновенный человек, каких много, кто просто хотел прожить настоящую жизнь. Но в такую эпоху это трудно, практически невозможно - слишком сильна зависимость от случая...

В финале на заднике появляется список многочисленных отечественных и иностранных наград и международных премий, регалии и должности писателя Бориса Полевого. Вспоминаются строчки Иосифа Бродского из стихотворения «На смерть Жукова»: «Спи! У истории русской страницы // хватит для тех, кто в пехотном строю // смело входили в чужие столицы, // но возвращались в страхе в свою». Схожие мысли рождает спектакль Бари Салимова.

 

Фото Евгения ПАНКРАТОВА

Фотогалерея