На все времена / XII Международный фестиваль-конкурс «Авангард и традиции» в Гатчине

Выпуск №6-246/2022, Любительские театры России

На все времена / XII Международный фестиваль-конкурс «Авангард и традиции» в Гатчине

Театральные встречи любительских театров и театров-студий в Гатчине Ленинградской области событие всегда долгожданное. И потому, что каждые два года фестиваль «Авангард и традиции» дает возможность увидеть работы лучших российских и зарубежных коллективов, собирая полные зрительские залы; и потому, что в течение нескольких дней Гатчинский городской Дом культуры наполняется энергией чистого творчества, объединяя участников на театральных показах и перфомансах, актерских лабораториях и режиссерском форуме.

Двенадцатый по счету фестиваль совпал с 225-летием Гатчины и 60-летием народного театра «За углом», ставшего в 1989 году автором идеи «Авангарда и традиций», которая нашла поддержку Российского отделения Международной ассоциации любительских театров (АИТА), Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре и туризму и Дома народного творчества Ленинградской области, администрации Гатчинского района. А если еще углубиться в прошлое, вспомнить Гатчину времен будущего императора Павла I и созданный им 177 лет дворцовый театр, где с удовольствием разыгрывали любительские пьесы, можно прикоснуться к истокам театральной истории города. Проведем линию к сегодняшнему дню и убедимся, что фестиваль «Авангард и традиции» - ее логическое продолжение.

 

Радость игры

Участниками отборочного конкурса стало более 80 российских и зарубежных театров и студий. Двенадцать лучших спектаклей вошли в афишу фестиваля, но, по понятным причинам, связанным с пандемией и сложностями пересечения границы, в Гатчину смогли приехать только девять коллективов. Самым дальним по географическим меркам стал музыкальный театр «Верона» из Екатеринбурга, созданный почти десять лет назад студентами Уральского федерального университета. Начинали с известных мировых мюзиклов, успешно выступая на многих фестивалях, но со временем в репертуаре «Вероны» появились авторские музыкальные спектакли. Один из таких смелых творческих экспериментов - современная история по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная». В мюзикле «Василиса» почти незаметны переходы от сегодняшнего дня к миру фантазий, действие выстраивается по законам добра, но без излишней назидательности. Спектакль поставил Александр Патрушев (он же автор инсценировки и текстов песен), музыку написали Дмитрий Постников и Ирина Салихова, хореографический рисунок придумала Лариса Лешонок.

Еще одну музыкальную историю, уже петербургскую, сыграли артисты Школы Джаза и Мюзикла из Санкт-Петербурга. Постановку по мотивам книги Алексея Бобринского «Эрмиты. Петербургская сказка» создали режиссер Виктория Сарвина, хореограф Мария Шалагина и педагог по вокалу Александра Карпенко, назвав свою работу спектаклем-экскурсией. Жанр определен очень точно, потому что вслед за симпатичными эрмитами - загадочными обитателями Эрмитажа и старинных дворцов - мы совершаем прогулку по городу Петра, проникаемся его величием и неповторимостью.

О нашей реальности, когда разобщенность с родными и друзьями неумолимо приводит к неумению услышать и понять друг друга, размышляли актеры студенческого театра «Версия» из Санкт-Петербурга в своей новой работе «Это все она» по пьесе Андрея Иванова. Режиссер Нина Евдокимова создала спектакль жесткий и честный, но сумела найти верные интонации, чтобы сказать: выход есть всегда. Равнодушие и душевная глухота превращают жизнь человека в нелепый маскарад, и написанная много лет назад абсурдистом Славомиром Мрожеком пьеса «Вдовы» созвучна сегодняшнему дню. Одноименную комедию с элементами абсурда в постановке Лилии Муха представила на фестивале Московская театральная лаборатория Mostlab.

Смехом, слезами, искренностью наполнен спектакль народного молодежного театра-студии «Дети понедельника» из Сортавалы Республики Карелии. Режиссер Артур Ладысев поставил пьесу Евгения Унгарда «День космонавтики» как притчу об одиноких женщинах в условиях угасания маленьких российских городков и сумел наполнить ее светлой щемящей печалью. Завклубом Лидка Елены Писаренко, безработная «огородница» Нюшка Анастасии Сапроновой, продавщица сельмага Зинка Юлии Качановой очень разные в эмоциональных проявлениях и сокровенных мечтах об идеальном мужчине. И неважно, кто он - Космонавт, Ихтиандр, Министр (Максим Таатинен) - эти наивные фантазии дают им надежду и силы жить дальше.

Как и «Дети понедельника», уже не в первый раз на фестиваль «Авангард и традиции» из Санкт-Петербурга приезжает Безусловный театр под руководством Евгения Царева, и это всегда искрящиеся радостью творчества спектакли. Студии уже шесть лет, и ее можно назвать ступенью к созданию в перспективе первого в России профессионального коллектива, где будут играть люди с ограниченными физическими возможностями. В Безусловном театре собрались талантливые петербуржцы, мечтающие о сцене, готовые почти каждый день заниматься сценическим мастерством, репетировать, работать над образами своих персонажей. Это счастье живого общения, серьезный труд актеров и театральных наставников - художественного руководителя студии Евгения Царева, педагога по сценической речи и режиссера Майи Королевой, режиссера Артемия Миллера, педагога по вокалу Ольги Буйволовой, педагога по сценическому движению Сергея Салеева, звукорежиссера Федора Соболева. А результат - всегда интересные постановки на основе знакомой и любимой классики, сыгранные легко, иронично, непринужденно. В Гатчине актеры Безусловного театра рассказали «Вокзальные истории» по произведениям Аркадия Аверченко, Надежды Тэффи, Евгения Обухова. Особенности человеческих характеров, хитросплетения жизненных поворотов и юмор, с которым герои сюжетов принимают данность, наполняют спектакль жизнелюбием и светом. Благодаря режиссуре Евгения Царева и Артемия Миллера даже небольшие роли здесь объемные и запоминающиеся, в них с особой ясностью проявляется комединый дар Анастасии Румянцевой, Алексея Удальцова, Ольги Левенец, Климентия Степнова.

К судьбе неординарной женщины - американской поэтессы Эмили Дикинсон - прикоснулся народный театр «Городок» из Соснового Бора Ленинградской области. Автор идеи и постановки моноспектакля «Судите нежно обо мне...» по пьесе Уильяма Люса Сергей Сулим, художник Ирина Бутузова и сценограф Анна Шохина посвятили свою недавнюю премьеру 135-летию со дня ее ухода. Со сцены звучат стихи в переводе Георгия Бена. В середине XIX века Эмили Дикинсон приходилось ломать устоявшиеся взгляды общества, из восьми сотен стихотворений ей удалось опубликовать меньше десяти, и только после смерти открылся подлинный масштаб поэтического дарования, в будущем оказавшего влияние на американскую и мировую литературу. Эмили Дикинсон жила затворницей, погрузившись в собственный мир, и актриса Елена Шохина сумела передать его глубину, утонченность и хрупкость.

Армейскую историю «Билокси блюз» по пьесе Нила Саймона поставили с актерами народного театра-студии «Закулисье» из города Пушкина режиссеры Ирина Никитюк и Анатолий Трухин. В жизни новобранцев в самый разгар Второй мировой много смешного, печального, а иногда по-настоящему страшного. Война деформирует душу, как это происходит с сержантом Туми в исполнении Павла Шмелева, или выковывает из вчерашнего мальчишки настоящего воина. Арнольда Эпштейна, блестяще сыгранного Константином Грицаном, можно назвать символом несломленного духа. И в данном случае речь не только о поле битвы.

Сложный выбор встал перед двумя героями пьесы Дмитрия Белькина «В погоне за Дон Жуаном», которую он не только поставил в народном театре «За углом», но и сыграл в ней вместе с Александром Папуловым. Два брата, недотепы и деревенщины, по настоянию отца должны отомстить Дон Жуану за поруганную когда-то очень давно честь сестры, но на деле выясняется, что отнять чью-то жизнь совсем не просто. В спектакле много забавных коллизий, актеры создают колоритные портреты своих персонажей, но постепенно приводят зрителя к размышлениям о внутренней свободе. Гоняясь за Дон Жуаном, они оказались в клетке старых обязательств и обид и почти потеряли себя. Хорошо, что в финале их кровожадное путешествие было сном, и теперь можно пойти своей дорогой и почувствовать настоящую радость жизни.

 

Счастье признания

На фестивале «Авангард и традиции» уже не в первый раз вручают премию «Признание», учрежденную больше десяти лет назад Союзом театральных деятелей РФ за вклад в развитие любительского театрального движения. Высокая награда, предполагающая также почетный диплом и серебряный нагрудный знак, в творческой среде имеет особую ценность. Потому что премия «Признание», направленная на повышение престижа профессии режиссера любительского театрального коллектива, присуждается лучшим из лучших.

В этот раз в Гатчине аплодировали трем прекрасным женщинам, для которых служение театру стало делом жизни. Среди них - Татьяна Тимонина, создатель и художественный руководитель театра «Секрет» из Тольятти, выпускница Театрального института имени Б.В. Щукина. Педагог и режиссер, она поставила более 30 спектаклей для детей и взрослых, многие из которых в разные годы становились лауреатами всероссийских и международных фестивалей в Самаре, Похвистневе, Казани, Республике Башкортостан, Франции, Литве, Чехии. Одна из лучших работ Татьяны Тимониной, посвященная легендарной Эдит Пиаф, была показана на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном».

Двадцать лет руководит театром-студией «Синий краб» из Нижнего Новгорода Елена Шульгина - режиссер, поэт, создатель глубоких, удивительных по форме, наполненных живой музыкой спектаклей. За это время «Синий краб» стал репертуарным театром и завоевал своего зрителя, а в его фестивальной истории значимые награды крупных всероссийских и международных театральных форумов. Сегодня он объединяет команду талантливых преподавателей и шесть актерских трупп, где играют около 80 человек.

Филомине Бабаджанян основала в 1999 году в Омске молодежный театр «Третий круг», прошедший непростой путь, заявивший о себе на многих фестивалях в России и за рубежом. «Третий круг» уже давно стал в своем городе центром настоящего творческого притяжения неординарных и неравнодушных людей. Спектакли Филомине Бабаджанян - всегда событие, потому что они знакомят с лучшими образцами драматургии и музыки и погружают, по отзыву одного из зрителей, в настоящее волшебство.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея