Слуга двух муз / Сергей Тыщенко (Оренбург)

Выпуск №6-246/2022, Лица

Слуга двух муз / Сергей Тыщенко (Оренбург)

Заслуженному артисту России Сергею ТЫЩЕНКО исполнилось 55 лет. 30 из них отданы театру. Удивительный человек Сергей Тыщенко! Смотреть на него из зрительного зала - большое удовольствие. Прирождённый герой с великолепными внешними и вокальными данными, он интересен в каждой роли будь то французская комедия, чеховская пьеса, инсценировка по шукшинским рассказам или мюзикл.

Но беседовать с ним о его творчестве - сущее наказание. Хотя на любые другие темы - лучшего собеседника не найти. Остроумный, живой, лёгкий - само обаяние. Истинный Близнец, рождённый под знаком Воздуха. Но когда речь заходит о его творческой кухне, вежливо прикрывает дверь в эту самую кухню. На вопрос: как работаешь над ролью, отвечает без затей: никак.

- Мне становится всё понятно еще в процессе читки, - уточняет он. - Чтобы представить характер своего персонажа, достаточно найти мотивацию его поступков. А дальше уже идет работа с режиссером, который может добавить какие-то акценты, что-то поменять.

Поза творца - это точно не про него. Думается, прививку от пафосности Сергей получил в рок-тусовке своего родного города Петропавловска (Казахстан), откуда и пришел на драматическую сцену. Пел он со школы. В свой первый ансамбль попал после девятого класса, поступив в техникум механизации сельского хозяйства. Но не сеялки, веялки, культиваторы и мотоблоки его интересовали. Поэтому, получив диплом, пошел вокалистом в вокально-инструментальный ансамбль Дворца культуры машиностроителей, который играл «мужчинскую» музыку с философской подоплёкой. Проще говоря - тяжелый рок. Пик карьеры был достигнут, когда в их город приехала набиравшая обороты всероссийской популярности «Агата Кристи», с которой они отработали четыре концерта. К этим выступлениям всего за месяц Сергей написал больше полутора десятков песен. Кстати, публика принимала земляков с не меньшим энтузиазмом, чем «звёзд».

Последовавшие после успеха, как это часто бывает, разброд и шатания в коллективе вынудили перейти в группу, исполнявшую чужие шлягеры. С этой командой он ездил по деревням, зарабатывая деньги. С ней же пришел в Петропавловский драматический театр - работать на новогодних дискотеках.

Заведующий музыкальной частью, услышав, как ребята на синтезаторе изображают симфонический оркестр в то время, как театр сбивается с ног в поисках музыкального оформления постановок, пригласил «посотрудничать» - написать музыку к спектаклю «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Что Сергей и сделал в соавторстве с коллегой. Потом был «саундтрек» к детской постановке «Кот в сапогах» и еще трем спектаклям. А потом фактурного парня позвали в театр в качестве артиста. Махнув на прощанье рукой покровительнице музыки Эвтерпе, он устремился навстречу музе театра Мельпомене.

- Мне так понравилось актерское дело, - признается Сергей, - что я забросил «музчасть». И работал в труппе Петропавловского театра до 1994 года. А потом оказался в Оренбурге. Рок-звезды, о чем мечтал в юности, из меня не вышло. Но я нашел свой кайф в актерстве.

Правда, тогда, в 1991-м году до актерского «кайфа» было еще далеко. Предстояла большая работа. В первую очередь, надо было избавиться от среднеуральского говора. У них - на целинных землях - все так говорили. Поэтому отвыкать пришлось очень долго. Только в Оренбурге, где произношение ближе к московскому, избавился от нежелательного диалекта.

Спрашивать у Сергея Тыщенко, сколько ролей он сыграл за три десятилетия - напрасный труд. Он не считал. Такой характер: не умеет чахнуть, подобно Скупому рыцарю, над сундуком с нажитыми сокровищами.

- Сколько давали, все мои, - улыбается артист.

А давали, как выяснил простой подсчёт досужего журналиста, немало. Работая только на оренбургской сцене, он сыграл добрых полсотни ролей. Его персонажи - представители разных социальных сословий - от погонщика волов до герцога, от красного командира до дворянина. Ну, и «пятая графа» его героев - настоящий интернационал: французы, итальянцы, испанцы, англичане, бельгийцы... Но и русские, несмотря на богатую «космополитическую» палитру, ему блестяще удаются. Так за роль шорника-мечтателя Антипа Калачикова в спектакле «Милые люди» по рассказам Василия Шукшина он получил престижную Губернаторскую премию «Оренбургская лира». А три года спустя - диплом III Межрегионального фестиваля «Волга театральная» в номинации «Актёрский дуэт», где достойную пару ему составила Юлия Ковальчук. Это единственная роль, когда Сергей играл человека значительно старше себя да еще деревенского мужика. Пришлось сугубо городскому жителю искать для своего героя манеру говорить и ходить.

- Наверное, вспомнился отец, - размышляет артист. - По роду своей деятельности он считался интеллигентом, хотя все его предки были из крестьян. И сам он начинал трудовой путь пастушком.

Если говорить о профессиональной принадлежности его героев, больше всего Сергею Тыщенко нравится играть офицерство - русское, дворянское. Эти роли он помнит наперечёт. Военный корреспондент Панин в «Русских людях» К. Симонова, ротмистр гусарского полка Иван Зурин и, спустя 20 лет, капитан Иван Миронов в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, князь Звездич в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, штабс-капитан Солёный в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова, легендарный комдив, генерал Родимцев в спектакле «Позови меня в прошлое» П. Рыкова. Понятно, люди военные - это особый характер, что для артиста всегда интересно. Но еще и форма нравится, которая даёт ему, человеку, не служившему в армии, почувствовать себя в ипостаси защитника Отечества.

Если говорить об этапных ролях, то это Билли Старбак в спектакле «Продавец дождя» Ричарда Нэша. В пьесе этот персонаж с неясной биографией - вобщем-то мошенник, обманывающий доверчивых простаков. Правда, не лишённый обаяния. Но в спектакле, поставленном художественным руководителем Оренбургского драматического театра, народным артистом России Рифкатом Исрафиловым, это человек, возрождающий в людях утраченные надежды. Мессия, если хотите. Но если без высоких слов, которые претят нашему герою, то скажем - поэт. Разве не поэты открывают нам глаза на то, что мир прекрасен, и каждый человек имеет право на счастье в нем? Только вот убеждая окружающих в том, что каждому есть место под солнцем, герой Сергея Тыщенко для себя как будто еще этого места не нашел. Артист очень органичен в этой роли. Может, потому, что ему самому чисто по-человечески нравится Билли Старбак, познавший людей, но не утративший хорошего к ним отношения. Что не каждому дано. Ведь сказал же поэт: кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

Еще одна роль, о которой хочется сказать особо, Кречинский в спектакле «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, который поставил на оренбургской сцене московский режиссёр Сергей Яшин. Кречинский-Тыщенко - светский лев, дамский обольститель, обаятельный, эрудированный, умеющий найти выход из любой ситуации, влюбляет в себя зрителей. Но он игрок. И этим все сказано. Режиссер заявляет его как «заигравшегося замечательного и прекрасного человека». Но так ли он прекрасен, коли готов играть чужими судьбами? Впрочем, артист воплотил на сцене не только дерзкого авантюриста и отчаянного проходимца, но и человека, способного к прозрению.

- Мне кажется, Сергей Тыщенко очень подходит на роль Кречинского. По всем статьям. И по фактуре, и по внутренним данным, и по своей музыкальности. Я бы сказал - редкостно подходит. Поди, поищи иной раз такого артиста! Именно потому, что в театре есть Тыщенко, и стало возможным поставить эту пьесу, - признался Сергей Яшин.

Хорошо «вписывается» Сергей Тыщенко и в спектакли по пьесам А.Н. Островского.

В «Бешеных деньгах», поставленных режиссёром В. Кове, он играет «нового русского» XIX века, Савву Василькова. Однако перед нами не только делец новой формации, зацикленный исключительно на бюджете, но человек, умеющий любить и прощать, не теряя при этом присущей ему твердости и приверженности своим принципам. На фестивале «Дни Островского в Костроме» эта постановка победила в номинации «Лучший спектакль фестиваля». Сообщество критиков отметило, что персонаж, созданный Сергеем Тыщенко, несмотря на современные декорации и костюмы, являет черты, присущие классическому художественному образу отечественной литературы. Во время гастролей в Казани и Уфе театроведы и пресса также отмечали высокий исполнительский уровень артиста, сыгравшего «честного промышленника» Василькова.

Еще одного российского предпринимателя - Михаила Свирельникова, пришедшего почти полтора века спустя на смену Савве Василькову и иже с ним, сыграл Сергей Тыщенко в инсценировке по роману Юрия Полякова «Грибной царь», поставленной Рифкатом Исрафиловым. Писатель, побывавший на премьере, дал высокую оценку и постановке, и артисту, исполнившему главную роль. За создание образа Свирельникова, обладателя сверхприбыльного бизнеса и не очень высоких моральных качеств, однако не до конца лишенного совести, стыда и чести, Сергей Тыщенко был удостоен Губернаторской премии «Лучшая актёрская работа года».

Многие артисты опасаются играть на сцене и в кино гибель своих героев. У Сергея таких ролей не было. Но в постановке молодого режиссера Александра Фёдорова, где одним из персонажей является Смерть, правда, во вполне цивильном обличье деловой женщины, он участвовал. Это спектакль «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской, где Тыщенко играл роль Сторожа, своего рода Харона, перевозящего на другой берег реки души усопших. На эту «работу» исключительно в ночную смену спившегося поэта и наняла та самая, кого именуют Женщиной с косой. Тыщенко брался за роль с вполне понятным предубеждением: заигрывать с потусторонними силами, а тем более бросать им вызов, не всем нравится. И зачастую плохо заканчивается. Трагически оборвавшаяся в 29 лет в результате теракта в аэропорту Домодедово жизнь автора пьесы - тому мистическое подтверждение.

Но несмотря ни на что, образ Лодочника сделан так, что его невозможно забыть. Самоирония, которой артист щедро наделил своего персонажа, и то, как он произносит поэтические строки, выдают в Лодочнике «падшего» интеллигента. Ты видишь его историю: историю молодого шалопая с литературными задатками, растратившего все лучшее, что в нем было на бесконечных дружеских пирушках за пустопорожними разговорами о высоком искусстве. «Уж сколько их упало в эту бездну!..» Именно потому персонажу Сергея Тыщенко хочется сопереживать.

Еще одна роль из этой же серии - Изящный Чёрт в спектакле «До третьих петухов» по пьесе Василия Шукшина. Она тоже удалась. (Настолько, что принесла премию конкурса «Альфа», организованного филиалом нефтяной компании ОАО «ТНК-ВР-менеджмент» и «ТНК-ВР-Оренбург»).

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить его феерические роли во французских комедиях «Дамский портной» Ж. Фейдо и «Невидимый любовник» В. Газенклевера. Роль Мулино была отмечена первой премией конкурса «Альфа». Роль Мебиуса - областной премией «За лучшую актерскую работу года». Заставить зрителей смеяться труднее, чем заставить плакать. Это знает любой комедиограф. А Сергей Тыщенко это умеет.

В его послужном списке немало ролей в сказках: Кот-Маг в спектакле «Все мыши любят сыр» Д.Урбана, Дуремар в «Буратино в стране дураков» А. Н.Толстого, Герцог ВеттерброкКарлик Нос» В. Гауфа), Гаспар в «Трёх толстяках» Ю. Олеши, Кощей Бессмертный в «Иван-царевиче» Ю. Кима. Он ведь и в Петропавловском театре начинал со сказки. Поэтому на вопрос: правда ли, что для детей надо играть так же, как и для взрослых, только лучше, отвечает без лукавства - да.

- Если взрослые могут из вежливости молча сидеть и слушать, то дети нет, - говорит Сергей. - Если они сидят тихо, значит, ты попадаешь. Играя для взрослых, ты примерно знаешь, в каком месте зрители будут смеяться. А детская аудитория непредсказуема. Поэтому и на детских спектаклях выкладываешься не по-детски.

И, наконец, роль, о которой можно только мечтать, - профессор Генри Хиггинс в мюзикле «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А. Лернера, премьера которого состоялась под занавес уходящего 2021 года. Не то чтобы он мечтал об этой роли. Но когда узнал, что будет играть Хиггинса, конечно, обрадовался: роль пришла в нужном возрасте, в нужное время - в преддверии бенефиса. Ну и, наконец, здесь нужно было петь. Он и прежде пел - в музыкальном спектакле «Свадьба в Малиновке», в мюзикле «Яма» по А. Куприну, исполнял романсы в «Свадьбе Кречинского». Но знаменитая музыка мирового бестселлера дала артисту возможность использовать свое музыкальное дарование во всем блеске. Ведь заключительная песня Генри Хиггинса - достаточно сложное, сюитное произведение. (Так что покинутая некогда покровительница музыки Эвтерпа может поаплодировать Сергею). Но увлекаться нельзя: спектакль - не концерт. На театральной сцене пение органично вытекает из драматического действия. Актер великолепно чувствует грань.

В этой роли Сергею Тыщенко пригодился не только богатый музыкальный багаж, но и умение носить фрак. Кажется, что это у него от рождения. Более того, после оренбургской версии «Моей прекрасной леди» представляется, что Генри Хиггинс именно так и выглядел.

В образе, созданном артистом, есть многое от него самого и наоборот. В том числе - прекрасное владение сценической речью. Только в Хиггинсе больше иронии, а в Тыщенко - самоиронии, которая не позволяет ни его персонажу, ни ему самому терять голову от успеха.

Финал спектакля, как и фильма, остается открытым. Да, Элиза вернулась к Хиггинсу. Но надолго ли? Хочется верить: навсегда. Спектакль вселяет такую надежду. Да, профессор переделал свою ученицу. Но ведь и она переделала своего учителя. Хиггинс-Тыщенко дает нам это почувствовать.

Артист благодарен художественному руководителю театра Рифкату Исрафилову не только за бенефисную роль Хиггинса, но за то взаимопонимание, которое существует между ними. За то, что с его приходом зрители больше полюбили театр, за то, что начались поездки на гастроли и фестивали, дающие творческий импульс коллективу.

- Сергей Тыщенко - актёр, который интересно развивается, - говорит Рифкат Исрафилов. - Один из представителей русской психологической школы, он мыслит на сцене. Это очень важно. Он ведущий артист театра, который максимально плотно занят в репертуаре. Я рад, что у нас есть артист такого амплуа - герой. Надеюсь, что он и дальше будет радовать своим творчеством нас всех. И прежде всего - зрителей.

И тут самое время заглянуть в гороскоп, в котором черным по белому написано, что Близнецы делают в карьере большие успехи. Потому что трудолюбивы, легко проявляют инициативу, отлично выполняют задачи. В данном случае - режиссерские.

Кстати, об амплуа. Герой-то он герой, но играет, как видим, самые разные роли, в том числе комедийные, характерные. За что опять же благодарен режиссеру, который не эксплуатируют его в одном и том же амплуа, а дает возможность быть разнообразным в своих сценических персонажах.

Несмотря на занятость в театре, Сергей Тыщенко не упускает случая поучаствовать в смотре-конкурсе самостоятельных актерских работ «Пролог». В этом году к юбилею романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» он представил литературную композицию «Человечество любит деньги», за которую премирован творческой командировкой в театры Москвы и Санкт-Петербурга.

Поклонники изящной словесности с удовольствием посещают «Поэтические диалоги о любви», проект лектора-музыковеда Оренбургской областной филармонии Людмилы Пешковой, где они с Сергеем в один из вечеров блистательно исполнили стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. К Международному женскому дню подготовили программу «С любимыми не расставайтесь», в которой прозвучали произведения разных авторов, от Пушкина до Бродского. Потом прочли повесть Пушкина «Метель» под аккомпанемент камерного оркестра филармонии, исполнившего музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к этому произведению.

Вот уже много лет Сергей Тыщенко принимает участие в традиционном ежегодном концерте, посвященном дню рождения Владимира Высоцкого. Это дань поэту, на чьём творчестве вырос. Видя в зале юные лица, радуется: на правильных песнях воспитывается молодёжь.

А еще он любит читать. Но только не пьесы. Если попадется хорошая, говорит, буду жалеть, что у нас ее не поставили. А если плохая - будет жаль потерянного времени.

Сейчас читает Эдуарда Лимонова: нравится, как он пишет.

В юбилейный год Сергею Тыщенко была вручена муниципальная премия «Кумир» за значительный вклад в театральное искусство Оренбурга. Само название премии, казалось бы, должно ласкать слух артиста. Любого другого, но только не его.

- Ну, какой я кумир? - удивляется он. - Покажи мою фотографию прохожим, кто меня узнает? Я не могу относиться к собственной персоне с пиететом. Когда начинаешь сам себе нравиться, - это финиш.

Что ж, остается только пожелать, чтобы этот финиш никогда не наступил.

Фотогалерея