Неутомимый ковбой / Олег Рачковский (Краснодар)

Выпуск №6-246/2022, Юбилей

Неутомимый ковбой / Олег Рачковский (Краснодар)

Двадцать пять лет назад Юрий Григорович пригласил Олега Рачковского, бывшего классического танцовщика Большого театра России, в Краснодар. Там, на базе Творческого объединения «Премьера», создавался Театр балета. С тех пор педагог и труппа неразлучны. За эти годы воссоздан гигантский репертуар Мастера, который невозможно освоить быстро - это длительный процесс. В нем, помимо заучивания балетного текста, происходит еще и процесс воспитания. Можно сформулировать иначе: это служение идее балета. И Олег Давидович Рачковский, исполнивший в молодости десятки ролей и партий в репертуаре Большого театра, заставший многих выдающихся мастеров еще до Григоровича, исполнил в Краснодаре эту, быть может, свою главную роль - педагога-наставника, хранителя сакральных знаний о профессии. За свое служение балету, помимо высшего признания в кругу профессионалов, он удостоен званий «Заслуженный артист России», «Заслуженный артист Кубани» и приза журнала «Балет» - «Рыцарь танца».

Окончив Московское хореографическое училище, Олег Рачковский 20 лет служил артистом, а потом и солистом Большого театра. Ответственные партии и роли - па-де-труа и неаполитанский танец в «Лебедином озере», па-де-де в «Жизели», Коралл в «Коньке-горбунке», Юноша в «Бахчисарайском фонтане», Мим в «Икаре». Рачковский был занят практически во всех балетах Григоровича - отсюда знания, принесенные им сегодня в класс. С труппой Большого театра объехал множество стран мира, а по окончании сольной карьеры был приглашен Григоровичем на работу в качестве репетитора в Софийскую национальную оперу для постановки «Щелкунчика», затем в Уфу, Якутск, Алма-Ату, Астану и Сеул. За это время стал правой рукой прославленного балетмейстера, его ассистентом и верным помощником.

- Я - ученик и реставратор, и всегда восхищаюсь мастерством Юрия Николаевича, возобновляя сейчас какую-то его авторскую версию, - рассказывает Олег Давидович. - Формирование нашей балетной труппы и наработка репертуарной афиши происходили быстро. Работало имя Григоровича - в Краснодар потянулись опытные солисты из Новосибирска, Саратова, выпускники хореографических училищ страны. Началась новая жизнь балета в Краснодаре. Мы работали очень напряженно, иначе не выпустили бы в короткий срок такие балеты, как «Спартак», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Золотой век», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта». Отдельное направление составила реставрация и воссоздание классического наследия прошлого - Мариуса Петипа, Александра Горского - «Спящая красавица», «Корсар», «Дон Кихот», «Раймонда», «Жизель», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Коппелия». В нашем репертуаре 20 названий. Мало их поставить - надо удержать.

В числе ежедневных обязанностей Рачковского - подготовка к очередному спектаклю: вводы, репетиции с солистами и кордебалетом. Взаимодействие репетитора и артиста требует огромных знаний. Это тонкий, нередко на уровне интуиции, индивидуальный процесс, превращающий ученика в артиста. Здесь сказался дар Рачковского видеть возможности каждого и стремиться их не упустить. Его воспитанники составили целый ряд ныне известных краснодарских артистов: Владимир Морозов, Роман Тарасов, Дмитрий Горлов, Сергей Калмыков и многие другие.

- Репетитор должен знать ответы на два основных вопроса: что и как? - продолжает Олег Давидович. - Композиция - это «что»: положение артиста на сцене и его передвижения. А «как» - вопрос индивидуального искусства. Чтобы первое сложилось со вторым, надо очень любить балет, иметь большое желание совершенствоваться и быть готовым к невероятному труду. Так из кордебалета выдвигаются солисты, происходит рождение новой индивидуальности. Это всегда волнующее событие для нас.

Олег Давидович совсем не умеет отдыхать и, кажется, никому не дает. Будто следует любимой им еще с молодости песенке, авторство которой давно потеряно. Неизвестно откуда и когда она к нему пришла, но знает ее вся труппа - о неугомонном ковбое. Он заводит ее, как правило, во время долгих переездов на гастролях: «Хорошо в степи скакать, если только конь хороший у ковбоя. Лучше прерий места в мире не найти... Хей-а-а». И за ним подхватывают остальные. Так было во Франции, Ливане, Испании, Португалии, Италии, Турции, Германии, Англии, Шотландии, США, Болгарии, Австрии, Греции и на Кипре. Везде, где гастролировал Театр балета Юрия Григоровича и его педагог, находящийся в непрестанном движении.

 

Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ

Фотогалерея