"И у ног моих плещется зал..." / Лидия Волкова (Чайковский)

Выпуск №6-246/2022, Лица

"И у ног моих плещется зал..." / Лидия Волкова (Чайковский)

«Полировщица» одного из военных предприятий города Запорожье. «Стрелочник железнодорожного цеха завода «Запорожсталь», маляр треста «Запорожжилстрой». Листаю страницы начала трудового пути Лидии Волковой. Перед встречей с ней еще раз прочитал и написанную ею «Автобиографию»: «Я, Лидия Ионовна Волкова, рождена 2 апреля 1939 года в городе Ивантеевка Московской области. Родители были простые рабочие...». Не привычное - родилась, а - рождена, как знак благодарности отцу и матери за свое появление на свет. И другой акцент в этой исповеди: «Папа был участником Великой Отечественной войны, имел ордена и медали. Он был примером для меня, и я горжусь им».

Если читатель несведущий прервал бы знакомство с биографией Лидии Ионовны на этом пункте, то его фантазия «дорисовала» бы талант «простого советского человека»: передовик какого-либо производства, ударник коммунистического труда. Однако в судьбе этой женщины не раз происходило внезапное...

- А никаких «внезапностей» не было, - улыбается гостеприимная хозяйка уютной «малосемейки». Стены сплошь увешаны портретами Шекспира, Гоголя, Цветаевой, Ахматовой и фотографиями самой Лидии Ионовны в ролях. Властная Мавра Тарасовна в комедии А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше», приживалка Настасья Петровна в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского, надменная Лулу в «Дикаре» Касоны... В образах, созданных Лидией Волковой, анализ характера всегда органично сочетался с живым чувством проживания. Это видно и на постановочных фотографиях, среди которых пермское фото 2006 года: Лидия Ионовна после получения звания «Заслуженная артистка Российской Федерации».

- Стать актрисой мечтала с детства. В конце 1950-х работала продавцом в ОРСе Запорожского отделения Сталинской железной дороги. Ночью торговала в киоске, а днем училась в драматической студии Украинского музыкально-драматического театра имени Николая Щорса в Запорожье (с 2004 года он стал называться Запорожским областным академическим украинским музыкально-драматическим театром имени Владимира Герасимовича Магара). С тех пор много воды утекло...

Артистка Лидия Волкова срывала аплодисменты в зрительных залах драматических театров Нежинска, Сызрани, Рубцовска, Горького, Павлова, Арзамаса, Серова, Кизела. В 1982 году ее имя было вписано в первую страницу летописи профессионального театрального искусства Чайковского как одной из основательниц Театра драмы и комедии. Сколько ролей - больших и малых - было сыграно ею за более чем 60 лет беззаветного служения Мельпомене! Попытался подсчитать, но... когда цифра зашкалила за «сто пятьдесят», а впереди еще чернела «не поднятая целина» - оставил эту затею. Поэтому спросил Лидию Ионовну напрямую:

- Какие созданные Вами сценические образы наиболее дороги вам?

- Гонерилья в «Короле Лире» Шекспира и Шура в комедии Владимира Гуркина «Любовь и голуби», Мадам Аркати в «Неугомонном духе» Ноэла Коуарда и Манефа в «Корабле дураков» Николая Коляды, Ведьма в «Панночке» Нины Садур, Марлен из «Семейного уикенда» Жана Пуарэ. Разве все упомнишь? Особенно дороги мне две роли, действующие под местоимением «Она»: в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Эдварда Радзинского и в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова...

Лидия Ионовна все перечисляла и перечисляла свои сыгранные роли на редкость разнообразного репертуара.

- А есть ли любимые среди ваших работ последнего пятилетия?

- Каждый сценический образ дорог мне, как родное дитя для матери. Наиболее удачные, на мой взгляд, - роли в спектаклях Алексея Орлова, главного режиссера нашего театра. Это Стратиллида в комедии Аристофана «Лисистрата», две мои Еремеевны: сердобольная Няня в фонвизинском «Недоросле» и экзальтированная ревнивица Роза в водевиле Валентина Катаева «День отдыха». И, конечно, Бабушка в комедийном детективе Робера Тома «Восемь любящих женщин»...

Лидия Ионовна на мгновение задумалась, а потом воскликнула: «Как много сделано - кошмар! Неужели это все я?»

Вспоминалось Лидии Ионовне и безденежье «лихих» девяностых с полупустым зрительным залом театра. Тогда с актерами-коллегами Василием Костоусовым и Валерием Протасовым она пошла «в народ». Поставила и сыграла на различных эстрадных площадках пять моноспектаклей. Три из них востребованы до сих пор: «Нам шепчет муза...» по сонетам Шекспира, «А я до всякого столетья» по лирике Цветаевой и ахматовский - «Тяжела ты, любовная память». Чайковские любители поэзии знают: Лидия Волкова прекрасно владеет стихотворным словом. Ее исполнение отличает красивый жест, скульптурная поза, доверительность интонации.

В апреле 2019 года актриса попросила меня написать финальное стихотворение к ее выступлениям. В «Откровениях Ионовны» - так оно называется - есть такие строки:

Честь имею! - душа

не боится трудов,

и не счесть,

сколько съедено соли пудов!

Оживает за то

ролевой материал,

и у ног моих плещется

зрительский зал!

«Люблю театр и коллег», - эта последняя строка «Автобиографии» - ее кредо.

 

Фото из архива театра

Фотогалерея