Энергия послания / Рустам Ибрагимбеков. Старое и новое. Избранные пьесы в 2-х томах

Выпуск №6-246/2022, Книжная полка

Энергия послания / Рустам Ибрагимбеков. Старое и новое. Избранные пьесы в 2-х томах

Рустам Ибрагимбеков. Старое и новое. Избранные пьесы в 2-х томах. Баку, Издательство Ганун, 2021


Представлять этого человека нет никакой необходимости - имя Рустама Ибрагимбекова, прозаика, драматурга, киносценариста, театрального и кинорежиссера, продюсера, лауреата Государственных премий, народного писателя Азербайджана, заслуженного деятеля искусств Азербайджана и России, обладателя множества престижных премий разных стран, педагога, давно распахнуло государственные границы во все стороны. Создатель многих пьес, получивших известность далеко от СССР, киносценариев, по которым поставлены фильмы, любимые несколькими поколениями не только наших соотечественников, Рустам Ибрагимбеков давно и по праву считается одним из классиков второй половины ХХ столетия.

Собранные в двухтомнике пьесы свидетельствуют о том, что они и сегодня могут и должны быть востребованы театрами, потому что в какой-то мере еще больше обострилась наша общая потребность в живых человеческих характерах, духовных устремлениях, противостоянии беспамятству, бескультурью, забвению таких понятий, как нравственность, благородство, чувство собственного достоинства, связь поколений... И когда молодые и не очень молодые режиссеры пребывают в глубокой задумчивости: что же поставить, если классика множество раз перечитана, а современная драматургия не привлекает, хочется посоветовать им вернуться к пьесам Рустама Ибрагимбекова. В них много живого, обострившегося с десятилетиями. Потому что это - литература.

В коротком предисловии автора к двухтомнику Рустам Ибрагимбеков рассказывает о том, что первую свою пьесу написал в 1971 году (полвека назад!) по просьбе Георгия Александровича Товстоногова: режиссеру очень понравилась опубликованная в весьма популярном и востребованном журнале «Дружба народов» повесть молодого писателя «На 9-й Хребтовой». Так появилась пьеса «Женщина за зеленой дверью». В БДТ спектакль не вышел, но появился в Вахтанговском театре, затем Анатолий Васильев поставил по ней свой дипломный спектакль в Уфе, шли спектакли и во многих других театрах. А тем временем был написан «Похожий на льва», затем «Дом на песке», «Похороны в Калифорнии». Позже - «Ищу партнера для нечастых встреч», и дальше, дальше, дальше... Каждая из этих пьес привлекала режиссеров известных советских и европейских театров тем, что едва ли не выше прочего ценилось для школы русского психологического театра: характеры непридуманных людей в сложном сплетении их взаимоотношений, из которого и прорастает духовный, нравственный поступок, являющийся мерилом всего. Это точно сформулировал сам Ибрагимбеков: «Может же маленький глобус служить моделью громадного земного шара».

Когда перечитываешь эти и другие, к сожалению, менее популярные пьесы, которые вполне могут быть востребованы сегодня, составившие двухтомник «Старое и новое», покоряет их вневременность. Нет, никуда не ушли от нас поднятые в них вопросы, невозможность отыскать порой однозначный ответ, необходимость осмысления каждого следующего своего шага. Они живут, пульсируют неотступными проблемами, которые каждый обязан решить для себя, потому что возникают они так или иначе у всех. Пьесы остались сегодняшними, хотя написаны давно - и в этом невымышленная причастность к тому, что мы называем классикой.

Творчество Рустама Ибрагимбекова, как уже говорилось, было не просто широко известно - оно было чрезвычайно востребовано в самых разных точках отнюдь не только нашей страны, по той причине, что в них всегда решались очень важные проблемы человеческого бытия и человеческой нравственности вне определенного отрезка времени через, казалось бы, совсем простые и незатейливые сюжеты. И потому что они были по-настоящему современными, а вечная тоска театра по современным авторам известна и поистине неутолима. Но самое главное, конечно, заключено в том, что пьесы Рустама Ибрагимбекова, как и его сценарии, как и его проза, это - подлинная литература. В тех традициях, что очень тонко и причудливо сочетают в себе элементы русской психологической и национальной литератур, становясь тем самым фактом мировой культуры.

Как быстро летит время!.. Кажется, банальнее этой фразы трудно выдумать что-то, а куда денешься от ощущения: словно в песочных часах струятся песчинки, в каждой из которых запечатлено наше неповторимое настоящее. Вот оно уже проходит, уходит в прошлое, становится воспоминанием... И невозможно удержать, продлить - мерно и неумолимо, безучастно течет тонкая струйка, оставляя в нас лишь память. Но песочные часы переворачиваются, и вновь текут песчинки - они уже отсчитывают секунды настоящего. Это понимаешь, читая сегодня пьесы Ибрагимбекова: вспоминаешь виденные по ним спектакли и отчетливо осознаешь, что их время не только не прошло, но и открыло многое для дня нынешнего.

В одном из давних интервью Рустам Ибрагимбеков говорил: «Я знаю свою профессию и очень горжусь этим. Но ведь этого недостаточно для того, чтобы быть автором. Необходима еще потребность высказаться, потребность в Послании. Это возникает, как огонь, как любовь, как влечение. И когда это в тебе есть, о чем бы не писал, это чувство, эту энергию послания ты кодируешь словами, и тогда читатель ощущает эту энергию, она воздействует на него эмоционально. То же самое происходит в кино и театре. Какой бы грандиозной ни была постановка, сколько бы денег на нее ни потратили, спектакль или фильм не затронут душу, если нет энергетического авторского воздействия. Читая любое произведение, я сразу чувствую, что за этим стоит - душа или просто профессионализм, авторское послание или же его имитация. И второе, что очень важно: для чего мы все это делаем? Чем мы движимы? Почему возникает такое стремление? Я себе это объясняю так: человечество уже сложилось в единый организм. А в любом организме есть клетки, которые борются с инфекцией, так называемые макрофаги. Вот люди искусства занимаются тем же: они помогают нашему выживанию, поддерживая в людях человеческие качества... И задача настоящего искусства помогать человеку подавлять в себе низменные человеческие качества. При этом каждый раз, когда я сажусь перед листом белой бумаги с намерением что-то написать, я испытываю чувство неловкости, помня, что до меня был Шекспир, Толстой и многие великие. И помогает мне преодолеть сомнения только одно: в этом мире есть вещи, которые знаю только я, и рассказать о них могу только я... И мой долг - внести в общую картину мира свой маленький фрагментик; талантлив он или нет, судить читателю, зрителю, потомкам...»

Рустам Ибрагимбеков создал уникальный авторский театр «Ибрус», в котором ставил свои пьесы. Театр существовал в Баку и в Москве, где приобрел множество восторженных поклонников, получивших счастливую возможность сравнения спектаклей, поставленных разными режиссерами и самим автором. В «Ибрусе» родился удивительный спектакль «Последний поединок Ивана Бунина», раскрывший перед зрителем неизвестные страницы жизни писателя в эмиграции и встречи с азербайджанской поэтессой-эмигранткой Банин. Ибрагимбеков поставил вместе со Светланой Враговой в московском театре «Модернъ» незабываемый спектакль «Петля», а в театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина пронзительное «Утро туманное».

Слова писателя приходят на память не только когда речь идет о таких широко известных его пьесах, как «Похожий на льва», «Похороны в Калифорнии», «Женщина за зеленой дверью», и о таких памятных, как «Петля» и «Последний поединок Ивана Бунина», не говоря уже о сценариях, любимых абсолютным большинством зрителей: «Белое солнце пустыни» (совместно с Валентином Ежовым), «Утомленные солнцем», «Урга - территория любви» (совместно с Никитой Михалковым). Кроме того, нельзя не назвать три великолепных сценария, по которым в разные годы один из интереснейших современных режиссеров Роман Балаян снял поистине пронзительные ленты - «Храни меня, мой талисман!», «Ночь светла» и «Райские птицы». И наконец фильмы, снятые Расимом Оджаговым в Баку («Перед закрытой дверью», «Допрос», «Другая жизнь», «Храм воздуха» и т.д.), без которых невозможно представить не только азербайджанское, но советское кино 70-80-х. В каждом из названных и не названных здесь произведений Рустама Ибрагимбекова бьется, подобно неспокойному, встревоженному пульсу, мысль о человеческом назначении, об исчезающей буквально на глазах духовности, о необходимости внятной «энергии послания»: чтобы расслышали, чтобы задумались, пока не поздно...

Может быть, все обусловлено тем, что пришел писатель в театр в то время, когда он был еще для нас храмом, алтарем, трибуной. Может быть, от того, что формировался Ибрагимбеков как личность в ту недалекую по расстоянию, но невообразимо отдаленную по «результату» эпоху, когда над нами царил и властвовал девиз, сформулированный замечательным советским писателем Юрием Германом: «Я отвечаю за все!». Может быть, от того, что природой, происхождением, воспитанием ему даны мудрость и прозорливость человека, твердо знающего, что есть только «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

... Не могу забыть, как в 10-х годах нового века судьба привела меня в Баку. В офисе театра «Ибрус», находящемся в Старом городе, есть высокая застекленная веранда. Точнее было бы назвать ее просторным балконом, на котором можно сидеть за столом, пить чай или кофе с вкуснейшими восточными сладостями и любоваться одновременно крышами Старого города и открывающимся как будто прямо перед тобой, словно страница книги, видом Каспийского моря, не похожего ни на одно море в мире. Рядом с этим балконом - кабинет Рустама Ибрагимбекова. Здесь он пишет. Наверное, вспоминает. Наверное, мечтает (почему-то мне кажется, что этот очень серьезный, умудренный человек по-мальчишески склонен к мечтам). И в большом окне раскрывается перед ним Вечность: крыши старой крепости, море и бескрайнее небо.

Мне довелось провести предвечерние, еще наполненные заходящим солнцем, часы на этом балконе. Прекрасные часы созерцания и погружения в мысли о далеком и не ушедшем, не растаявшем в течение веков, десятилетий, лет. Часы выпадения из всего того, что Пушкин назвал «жизни мышья суета». И представилось, как должна выглядеть ночь на этом балконе или из окна расположенного рядом кабинета писателя - темная, таинственная, наполненная звуками и шорохами южная ночь. И еще непременно - наполненная звездами: крупными, яркими и манящими. Тогда и возникает это твердое и отчетливое ощущение, которое наполняет душу, будит мысль и заставляет писать, творить - есть только «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

Фотогалерея