"НЭП: хлеба и зрелищ!"

Выпуск №6-246/2022, Выставки

"НЭП: хлеба и зрелищ!"

Было время, когда московские критики и настоящие театралы ездили из Москвы в Ленинград на все премьеры Г.А. Товстоногова в БДТ, И.П. Владимирова с Алисой Фрейндлих в Театр им. Ленсовета, к З.Я. Корогодскому в ТЮЗ. Наверное, кто-то ездит на питерские премьеры и сейчас. Но это уже другая, частная история. А тогда, в 60-е, в 70-е годы прошлого века это было явлением почти массовым. Мне кажется, что в наше время в Петербург надо ездить на вернисажи в Музей театрального и музыкального искусства. Сами идеи выставок уникальны. Можно только диву даваться безграничной фантазии генерального директора музея Натальи Метелицы и ее сотрудников, будь то грандиозные выставки, как юбилейная к 100-летию музея, которая волшебным образом вписалась в интерьер Шереметевского дворца, сказочная выставка, посвященная юбилею М. Петипа в основном здании, или маленькая, поистине фантастическая выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»», где были собраны 135 портретов из 25 музеев российских и зарубежных, практически, всех великих людей искусства первой половины ХХ века. Это они составили круг Дягилева. Известно, что многие таланты открыл миру именно он... К каждой выставке выпускаются редкой красоты альбомы-буклеты, которые представляют собой и большую научную ценность. В этом музее не знают, что такое «развеска», когда картины и фотографии ровно вешают на стену, каждая содержит массу открытий - то, чего мы никогда не видели и могли никогда не увидеть: театральные эскизы, письма, документы, личные вещи великих актеров, что хранились глубоко в фондах музеев или у коллекционеров.

Таким уникальным проектом стала одна из последних выставок 2021 года - «НЭП: хлеба и зрелищ!», к 100-летию исторического решения Х Съезда Партии большевиков принять «Новую экономическую политику». Выставка открыла интереснейший пласт театрально-музыкально-эстрадных явлений 20-х годов ХХ века Советской России, в том числе, и огромное количество частных театров, театриков и антреприз, причем, большинство экспонатов представлены впервые. Время экспериментов и открытий, единственное десятилетие в нашей истории, 1921-1931, когда «все было можно». Первая часть «Земля дыбом», состоявшаяся два года назад, была посвящена экспрессионизму в раннем советском театре и представляла «высокие жанры»: драму, оперу, балет. А обращение к жанрам «низким», «хлеба и зрелищ!», показала неразрывную связь «низкого» с «высоким». Продолжение исследования театральной жизни этого периода, в основном Петрограда-Ленинграда, стало естественным для команды кураторов дилогии: научных сотрудников фондов музея Елены Грушвицкой (автор идеи и главный куратор), Дарьи Рыбаковой и Ольги Краевой. Надо заметить, что это - нечто новое в музейном деле, когда выставки сочиняют сотрудники разных отделов. Работа в музее, с точки зрения Натальи Метелицы, должна быть разнообразной, увлекательной и творческой. Наверное, поэтому в Петербургском музее работает много молодых театроведов.

Моим гидом была Ольга Краева: «На выставке «Земля дыбом» все было болезненным, трагическим, - говорит она. - На эту выставку мы взяли все веселое, развлекательное. У нас была идея создать такие контрапункты: жизнь ведь была тяжелая для массы людей. Но потом отказались от этой идеи и сделали апофеоз радости, счастья, красивых женщин - всё то, что было востребовано в то время. Мы впервые связали экономическую историю страны и искусство, хронологически отталкиваясь от НЭПа, периода 1921-1931 гг. 11 октября 1931 года была запрещена вся частная торговля. НЭП начал сворачиваться с конца 27-го года. Все это отразилось на театральной и концертной жизни, и в 29-м году его, практически, уже не было. Для нас принципиально было закончить выставку балетом «Болт». Это 31-й год. Спектакль, как известно, не вышел, он стал символом конца...»

Все обычно и необычно. Первое, на что обращаешь внимание, афиши: на плохой бумаге крупными буквами напечатаны знакомые имена, чаще других - Леонид Утесов. Как эти афиши 20-х годов сохранились и в фондах музея, и в Театральной библиотеке, и у коллекционеров?.. Собранные вместе, именно они создают атмосферу 20-х годов. В них сама жизнь. А рядом фотографии и подлинные эскизы декораций и костюмов, такие яркие, многоцветные для представлений всех, как выразилась Ольга Краева, нетеатральных форм развлечений: тут и эстрадные ревю, и обозрения, и цирк, и кино, и цыганские романсы, и неповторимые эстрадно-акробатические танцы, и мюзик-холл... Каждый жанр представлен каким-то известным именем. Чарли Чаплин как символ безумно смешного кино, доступного и любимого массовым зрителем. Цирк - французская борьба - знаменитым Иваном Поддубным. А рядом ярчайшие эскизы костюмов Валентины Ходасевич для труппы «Народной комедии» под руководством Сергея Радлова с цирковыми артистами. Театр черпает новые идеи из цирка и кино. Клоунов и акробатов используют в спектаклях. Сергей Радлов с Валентиной Ходасевич ставили и оперетту «Женихи на колесах», куда привнесли элементы цирка, и народных форм театра. Там были костюмы-трансформеры, у девушек в кордебалете - лампочки в юбках и т.д. К счастью, сохранились эскизы, фотографии, и можно себе представить, как это было. С «Женихами на колесах» связана такая история: известный театральный критик С. Макульский написал большую положительную статью об этом спектакле. Ее напечатали. А дальше шла приписка: мнение редакции не совпадает с мнением автора статьи. Мы считаем, что все это посредственно, неинтересно, вторично и вообще, какая-то гадость. Но публика верила критику, и зал на спектакле был полон.

Своеобразным эпиграфом к выставке стала огромная стеклянная витрина, где расположилась инсталляция, которая вводит в атмосферу эпохи, быта того времени. Там есть все: и прекрасная дама в шляпке и белом платье (оно взято в Александринском театре и сшито из дореволюционных нижних юбок), канарейки, копилка, журнал мод, но с рисунками Ходасевич, гитара и много-много коробочек как символ изобилия - всё можно купить. Эти коробочки раскиданы повсюду. Юрий Сучков, будучи театральным художником, много лет сотрудничал с Театральным музеем, и всякий раз он создает как бы театральную декорацию, находя самые неожиданные решения пространства. Особый дух времени в его инсталляции - в огромных стеклянных объемных витринах: то это витрина магазина, то закулисье и т.д.

Путешествие по выставке «НЭП: хлеба и зрелищ!» продолжалось почти два часа. Ольга Краева обращала мое внимание только на самые интересные экспонаты, у каждого из которых была своя история. Известно, что одним из самых популярных жанров эпохи был цыганский романс, который звучал не только в ресторанах, но и на эстраде. Какие имена на одной из афиш! Знаменитый гитарист Сергей Сорокин (он когда-то ставил все цыганские сцены в «Живом трупе» в Театре им. А.С. Пушкина, ныне Александринском, с Николаем Симоновым-Протасовым и Ольгой Лебзак-Машей, которую именно Сорокин и научил петь цыганские романсы); известные певицы - Тамара Церетели, Нина Дулькевич, Катюша Сорокина. Они не были цыганками, но стали лучшими исполнительницами цыганских романсов.

Отдельно Ольга Краева выделила Рину Зеленую как необычайно популярную певицу. На выставке демонстрируется фрагмент фильма «Путевка в жизнь», где Рина Зеленая поет для беспризорников. Ольга рассказала: «У нас несколько рисунков-портретов юной Рины Зеленой, которые нарисовал архитектор Евгений Адольфович Левинсон. В 20-е годы он был театральным художником, а она работала в театре «Крот» в Одессе, где будущий архитектор родился, а потом в кабаре «Балаганчик» в Петрограде. Мы счастливы, что нашли эти рисуночки, они никогда нигде не выставлялись, только опубликованы в книжке Рины Зеленой».

Одним из самых популярных жанров на эстраде были танцы. Исполнителями эксцентрических танцев были, например, известные артисты балета Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинского) Елена Люком и Борис Шавров, а также Петр Гусев и Ольга Мунгалова, которые в то время были в Студии молодого балета Георгия Баланчивадзе (будущий знаменитый Жорж Баланчин жил еще в Петрограде). На эстраде и в этой Студии отрабатывали приемы, которые потом приносили в большой балет: танго, чарльстон, шимми, спортивные танцы, акробатику и т.д. Все это богатство представлено было на выставке в фотографиях, эскизах костюмов Т. Бруни и других художников.

Ольга Краева продолжает рассказ: «Большая часть экспонатов этой выставки взята из коллекции Георгия Марковича Полячека (он был известный в Ленинграде режиссер и историк эстрады). Он собирал материалы об эстраде, огромную коллекцию. Чего там только нет: тексты эстрадных миниатюр, газетные вырезки, фотокопии с фотокопий... С точки зрения научной она бесценна. Мы пришли к человеку, у которого она хранится: открывает шкаф, а там несколько полок больше метра в высоту. Это всё не обработано пока. Там у него и оперетты, и какие-то развлекательные оперы в Малеготе. Кое-что мы сумели отобрать для выставки».

В одной из витрин я обратила внимание на шикарную афишу: танцовщицы как из фильма «Кордебалет». Это что, мюзик-холл? Ольга ответила: «Это гёрлс Касьяна Голейзовского, которые были в Москве и в Ленинграде, 30-40 девушек в весьма откровенных костюмах. Нечто подобное было в мюзик-холлах под руководством Бориса Григорьевича Гутмана». Конечно, какой мюзик-холл мог быть без этих красавиц, но чтобы один из выдающихся хореографов ХХ века, Касьян Голейзовский, создал, видимо, один из первых в России такой ансамбль гёрлс... Это было еще одно открытие.

На что невозможно не обратить внимание - на большую фотографию: совсем молодые И. Дунаевский, Л. Утесов, Д. Шостакович. Оказалось, что это фотография 1931 года - время работы над обозрением «Условно убитый». И. Дунаевский тогда руководил музыкальной частью Мюзик-холла, Л. Утесов со своим Теа-джазом тоже работал там, а Д. Шостакович с ними сотрудничал. Переходя из зала в зал, я с Утесовым не расставалась. Он был главным героем на самых разных афишах. Итак, какое место Леонид Утесов занимал во всей этой театрально-музыкальной системе?

Ольга Краева: «Утесов, действительно, был везде. Он приехал в Петроград в 1922 году и поступил сразу в два коллектива, частную антрепризу «Свободный театр», и в оперетту «Палас-театр». В оперетте он играет комические роли, а в «Свободном театре» и поет, и танцует, и исполняет куплеты, и играет в пьесах серьезных и несерьезных. Утесов - это осуществленная мечта о синтетическом актере, которая была у многих режиссеров. У Леонида Осиповича это было в крови. И он был работяга, в нем было желание - и развивать в себе и то, и это. Он театрального института не оканчивал. Дебютировал в цирке мальчиком на побегушках, потом попробовал одно, другое, работал и в Театре оперетты, и в Театре миниатюр, где играл в вечер несколько ролей. Он все умел. И далее - Теа-джаз. Джаз Утесова - это не совсем джаз, как и у Дунаевского - это театр, эстрада с элементами джаза. Нам важно было показать «Музыкальный магазин» Н. Эрдмана и В. Масса. Там было много интересного, в том числе пародия на гёрлс Голейзовского на фото, а это эскиз костюма на двух человек, отбивали чечетку в одном костюме. Из этого спектакля родился фильм «Веселые ребята». Этот саксофон принадлежал музыканту из оркестра Утесова. На фотографии Утесова трудно узнать - худощавый очаровательный юноша. Это герой фильма «Карьера Спирьки Шпандыря» 1926 года. Он был потрясающим актером в конце 20-х».

В 20-е годы в Петрограде было много театров неакадемических. И создатели выставки сумели уделить внимание каждому, в том числе и двум опереточным. В «Палас-театре» какое-то время был Утесов и царила Елизавета Ивановна Тиме, ведущая актриса Александринского театра; во главе Музыкальной комедии стояли Михаил Ксендзовский и Алексей Феона. Всем известно имя выдающегося советского режиссера Николая Петрова, создавшего в 20-е годы театр «Вольная комедия», а до революции и после он был известен как конферансье Коля Петер.

Один из самых интересных разделов выставки - спектакль «Тартюф» в постановке Николая Петрова, Владимира Соловьева, в сценографии Николая Акимова. В нем были заняты будущие народные артисты Юрий Сергеевич Лавров и Борис Анатольевич Горин-Горяинов. Спектакль начинался как некая стилизация под старину. А потом в один момент и декорации, и костюмы, и музыка менялись, все слетало, и актеры в современных костюмах играли современную историю. Там были интермедии: семь грехов «тартюфства» на самые актуальные темы; там были персонажи-враги: с огромными головами с портретным сходством с западными политическими деятелями. Все должно было смываться потоками воды как очищение. Но этого не происходило... Острые интермедии производили большее впечатление, чем аллегорические потоки воды. Казалось, что всего было слишком много - и злободневности, и яркости, и смеха...

Наши молодые режиссеры часто думают, что они первооткрыватели. На самом деле, все уже было придумано выдающимися режиссерами и художниками в 20-е годы при минимальных средствах. В Малом оперном театре при постановке современной оперы «Джонни наигрывает» Э. Кшенека использовались радио, звукозапись, кино. На сцене был разводной мост, по мосту бежал локомотив, на сцену выезжал автомобиль и т.д. Сценограф - Владимир Дмитриев.

Выставка заставила профессионалов по-новому взглянуть на деятельность частных и государственных театров и театриков, театрально-музыкальных предприятий в это единственное свободное десятилетие: с 21-го по 31-й год, таких, как кабаре «Балаганчик», «Свободный театр», «Вольная комедия», Театр «Комедия», «Сатира», «Народная комедия», мюзик-холлы, театры оперетты, эстрадные обозрения... Конечно, не все спектакли и представления были безукоризнены по вкусу и качеству исполнения. Но все дурное как будто само отмирало. Именно там рождались новые театральные и музыкальные формы и сформировалась целая плеяда выдающихся артистов, режиссеров, музыкантов, композиторов, художников во всех жанрах: Сергей Радлов, Николай Петров, Николай Акимов, Николай Фореггер, Юрий Анненков, Касьян Голейзовский, Федор Лопухов, Рина Зеленая и Леонид Утесов, Валентина Ходасевич, Татьяна Бруни, Елизавета Якунина, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский. Далеко не полный список...

Последний зал выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!». 1927-й год. Десятилетие Великого Октября. Шикарные эскизы к «Героическому действу» Василия Небольсина художника Федора Федоровского, эскизы колесниц к Первомайскому параду и параду 7 ноября. Но, как было сказано в самом начале, НЭП и вольная жизнь закончились. Постепенно стали закрывать одни театры, объединять другие. В прессе пошла яростная борьба за высокое идейное искусство.

Создатели выставки нашли очень точный финал. Целый раздел посвящен балету Д. Шостаковича «Болт» в Государственном академическом театре оперы и балета в Ленинграде. К счастью, сохранился весь комплект эскизов декораций и костюмов, партитура Шостаковича, афиша, программка... Все было передано в музей сразу, как стало ясно, что спектакля не будет. Посетители выставки смогли это увидеть и представить себе, каким был бы спектакль. 8 апреля 1931 года генеральная репетиция с публикой. Балетмейстер Ф.В. Лопухов, дирижер А.В. Гаук, художники Т.Г. Бруни и Г.Н. Коршиков. В главных ролях О.П. Мунгалова и Б.В. Шавров. Тема балета - вредительство на заводе. Все могло быть весьма скучно и примитивно, если бы Шостакович не написал потрясающую сатирическую музыку для множества интермедий отрицательных персонажей, а Татьяна Бруни не сделала для них необыкновенные костюмы. У каждого свой танец. Как напомнила Ольга Краева, рассказывая об этом спектакле, к тому времени уже прошло несколько процессов. Не расстреливали, но могли посадить, если ты не выработал план. Так остроумно, иронично говорить на тему производства, вредительства и так смешно представить всех отрицательных персонажей уже было нельзя. Слишком долго репетировали. «Болт» обвинили в дивертисментности и во всех прочих грехах. И судьба спектакля была решена. Но участники и авторы об этом не знали, когда собрались после генеральной репетиции, имевшей огромный успех, на вечеринку у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На огромной фотографии все участники спектакля и гости. В центре счастливый, радостный Шостакович в обнимку с Татьяной Вечесловой, Михаил Зощенко, известный историк балета Иван Иванович Соллертинский... Кого там только не было. На завтра была назначена премьера. Она уже, как известно, не состоялась.

На этой трагической ноте завершилась прекрасная выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!» в Санкт-Петербургском Музее театрального и музыкального искусства, одна из последних в 2021 году. Кураторы собрали интереснейший материал о мастерах легкого жанра в 20-е годы ХХ века, подарив нам много неожиданных, ярких открытий.

Фотогалерея