Обитатели Инвалидной улицы / "Почему нет рая на земле" в Санкт-Петербургском театре "ТриЧетыре"

Выпуск №6-246/2022, Мир кукол

Обитатели Инвалидной улицы / "Почему нет рая на земле" в Санкт-Петербургском театре "ТриЧетыре"

«Почему нет рая на земле» - спектакль Санкт-Петербургского театра «ТриЧетыре», поставлен по одноименной повести израильского писателя Эфраима Севелы. Долгожданная премьера стала настоящим событием в театральном мире Санкт-Петербурга. Спектакль твердо и уверенно завоевывает зрительскую любовь и признание.

Текст Эфраима Севелы - глубокий, трогающий своей искренностью, неповторимым национальным колоритом, интернациональным чувством юмора, позволяющим с высоты пережитого взглянуть с улыбкой, а иногда и с откровенным хохотком на совсем не смешные, а порой трагичные события из истории Инвалидной улицы в предвоенном Бобруйске и жизнь всего нашего советского государства в целом. Только человек, проживший и переживший всё это, может с такой видимой легкостью шутить о не смешном, но таком родном, понятном и неповторимом периоде своей жизни. Только такой уникальный мастер слова может увлечь незатейливой историей о судьбе еврейских детей каждого, втянуть читателя (а следом и зрителя) в пестрый мир персонажей, событий, чувств и переживаний аборигенов белорусского городка с полным, как говорят сейчас, эффектом присутствия.

Автору инсценировки Татьяне Шеремет удалось сохранить уникальный авторский язык и при этом создать на основе повести вполне самостоятельную историю, сделав главным ее героем слепую русскую девочку Машу, которая в оригинальном источнике является одним из персонажей, встретившихся на жизненном пути еврейского мальчика Берэле Маца и его друга Эфраима.

Мария (Марина Вершинина) пережила многое и многих, именно в ее одинокой стариковской квартире и начинается далекая, но такая трогательная и близкая нам история. Простая и максимально функциональная сценография задает тон и настроение всему действию. На сценической площадке нет ничего лишнего. Шторы на окне становятся экраном для кадров исторической хроники и сюжетных видеозарисовок, они же в нужный момент превращаются в брезентовые стены шатра - цирка шапито, ими, как театральным занавесом, отбиваются фрагменты сюжета. Холодильник, хлебница, стеклянные банки с крышками, трость-клюшка героини, винтажный ридикюль, ремень, перчатки, шляпки, кусочки ткани - всё идет в дело, каждое «ружье», висящее на сцене, обязательно стреляет в нужный момент.

Одним из удачных элементов постановки является простой, понятный и поэтому очень точный, цепляющий за живое и находящий отклик в зрительской реакции визуальный ряд. Художник-постановщик спектакля Александр Зыбин, четко отбирая выразительные средства, создает не просто набор картинок из прошлого, как иногда бывает в спектаклях в стиле ретро. В сценическом пространстве на глазах у зрителя из знакомых каждому предметов возникает атмосфера предвоенного времени, сценическая правда, иногда смешная, а иногда страшная. Так детские черно-белые фотографии, которые постаревшая Мария достает из потрепанного семейного альбома, сначала просто изображения малышей из предвоенного времени, которые на наших глазах становятся самими детьми. Озвученные актрисой, звонкие и разноголосые, «отрастившие» тонкие трогательные ребячьи ножки (пальчики героини спектакля), они гибнут на наших глазах, пробитые черным дыроколом, с громким щелчком, похожим на выстрел, один за другим. Фотография за фотографией, ребенок за ребенком... Четкая методичная работа бездушного механизма: дырки в бумаге, дырки в людях. Просто, емко, страшно... Пробитые фотографии кучкой заброшены в альбом, как в братскую могилу для воспоминаний. Только что они смотрели на нас и улыбались. Щелчок - и что от них осталось? Только память, щемящее чувство вечной тоски и боли.

Но спектакль не об этом, хотя в зрительном зале смех и слезы всегда рядом на протяжении почти полутора часов. Всё это время зритель ни на минуту не выпадает из истории. Трагические моменты сменяют комические. Скучать некогда, плакать некогда, долго смеяться тоже не получается, когда живая история затягивает тебя в свой водоворот.

Ридикюль в рюшках становится ворчливой еврейской мамашей, ремень - отцом Берэле, стариковская трость - одноногим сторожем-инвалидом Иваном Жуковым, пустые стеклянные банки у хлебного магазина (деревянная хлебница и холодильник) - голодными горожанами в очереди за хлебом. Весь взрослый мир, придуманный художником Александром Зыбиным, состоит из нескольких обычных предметов быта и собирается героиней спектакля на наших глазах. Только главные герои - дети: Мышонок - Берэле, его друг Эфраим, девочка Таня и слепая нищенка Маша - цельные, достоверные и настоящие - вырезанные из дерева планшетные куклы. Они характерные, яркие, с четкими запоминающимися лицами. Это их история, их мир, а всё остальное окружение - лишь собирательные образы: живая декорация, дробная и обобщенная, уже потерявшая с годами свою индивидуальность и значимость для главных героев истории.

Постановочная группа спектакля, удачно подобранная команда профессионалов - вот еще один из основных компонентов успеха постановки и залог ее долгого, надеюсь, сценического существования. Это Тигран Сааков, режиссер спектакля - номинант на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» за лучшую режиссерскую работу в театре кукол. Художник-постановщик спектакля Александр Зыбин, получивший «Золотой Софит» как лучший художник в театре кукол в 2020 году. Автор музыки к спектаклю - композитор Антон Алексеевский, сумевший придумать музыку, создающую настроение и передающую временные, национальные и эмоциональные краски этой непростой истории.

Спектакль «Почему нет рая на земле» стал настоящим бенефисом для актрисы Марины Вершининой. Это практически моноспектакль. Практически, потому что помимо 25 разных по технике и характеру артистов-кукол, на протяжении всей постановки героиня ведет постоянный диалог с Голосом автора воспоминаний, писателем, сценаристом, одним из основных героев - повзрослевшим мальчиком Эфраимом. Мы не видим его, но голос сам по себе рождает множество воспоминаний и ассоциаций. Текст рассказчика в спектакле читает известный российский актер театра и кино - Вениамин Смехов. Вениамин Борисович - бесспорный Мастер своего дела. Его голос делает со слушателями удивительные вещи. Благодаря таланту артиста, история Эфраима Савелы оживает, а спектакль приобретает нечто незримое и неуловимое, то, что некоторые зрители называют его душой. Голос автора становится полноценным партнером героини постановки. Но большим и чутким сердцем всей истории, его мотором, двигателем и соавтором спектакля является Марина Вершинина. Актриса, чьих голосовых особенностей, рук, энергии, пластики, вокальных данных и мастерства кукловода хватило на то, чтобы оживить всех совершенно разных кукольных персонажей и мощно и бесповоротно захватить на полтора часа зрительское внимание и эмоции. Виртуозно жонглируя нашими чувствами, реквизитом, текстом, историями и персонажами, достойно партнерствуя с невидимым Смеховым, споря с ним, поддерживая, не сбиваясь и не выходя из образа главной героини и одновременно обитателей Инвалидной улицы...

Я не скажу вам, почему нет рая на земле. Понять и согласиться или не согласиться с этим утверждением можно, посмотрев спектакль Тиграна Саакова в театре «ТриЧетыре», или прочитав повесть Эфраима Севелы с одноименным названием. Но я бы посоветовал сделать и то, и другое!

 

Фото Константина ПЛАКСИНА

Фотогалерея