"Февраль. Достать чернил и плакать!.." / Пушкинский театральный фестиваль во Пскове

Выпуск №6-246/2022, Театральная шкатулка

"Февраль. Достать чернил и плакать!.." / Пушкинский театральный фестиваль во Пскове

10 февраля исполнилось 185 лет со дня смерти А.С. Пушкина. Дата некруглая. Но какое это имеет значение? По традиции в Святогорском монастыре у могилы поэта монахи отслужили Литию, на которую каждый год приходят жители Пушкинских Гор и сотрудники Музея-заповедника «Михайловское». Приносят цветы. Двадцать лет (с 1994 по 2013) в этот день у могилы поэта собирались участники Пушкинского театрального фестиваля, специально приезжали из Пскова - актеры, режиссеры, театральные критики и ученые-пушкинисты - участники творческой лаборатории. Кто-то из них произносил Слово о Пушкине. Этот ритуал возник с первого фестиваля и стал очень важен для всех. Почему Владимир Рецептер и учредители фестиваля выбрали первую декаду февраля? Хотели быть с Пушкиным в день его смерти? Мы же едем на кладбище в день смерти своих близких. К тому же, как объяснили местные священники, в христианской культуре дни успения встречаются так же светло и торжественно, как дни рождения святых, а Пушкин, если можно так выразиться, Поэт в пророческом чине. И все-таки есть удивительная магия чисел...

10 февраля 1837 года умер Пушкин, 8 февраля 2019 года умер артист Сергей Юрский, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Пушкиным. 8 февраля 1996 года на Третьем Пушкинском театральном фестивале состоялся концерт Сергея Юрского «Пушкин и другие». Вот уж воистину: «бывают странные сближенья»...

Уже почти десять лет во Пскове проходит театральный фестиваль, который называется Пушкинским, но к Пушкину и фестивалю, который создавал и которым руководил В.Э. Рецептер, не имеет никакого отношения. Да и проходит он не в феврале, а в сентябре-декабре, и с пушкинскими датами никак не связан.

Памятные февральские даты навеяли воспоминания о тех счастливых фестивальных, теперь уже далеких годах, о которых одни забыли, а новое поколение и не знает. Между тем, Пушкинский театральный фестиваль во Пскове был явлением уникальным. Он родился в 1994 году. Народный артист РФ Владимир Рецептер, увлекавшийся пушкинистикой, вместе с известным московским театральным критиком Александром Свободиным организовали во Пскове фестиваль. Он должен был стать не просто обычным авторским фестивалем, где в афише будут только пушкинские произведения. Возникла счастливая идея - создать внутри творческую лабораторию крупнейших ученых-пушкинистов, соединить усилия отечественной научной пушкинистики с театральной, которую еще предстояло создать. На эту идею откликнулись такие выдающиеся ученые и писатели как ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН Сергей Фомичёв, Александр Чепуров, Станислав Рассадин, Валентин Непомнящий, Вячеслав Кошелев (Великий Новгород), Валентин Курбатов (Псков). Уже в Первом фестивале приняли участие Петр Фоменко и Анатолий Васильев, оба они имели к тому времени большой опыт работы с пушкинскими текстами. Приезжал во Псков и Олег Ефремов, делился мыслями по поводу постановки «Бориса Годунова», а потом привез и свой спектакль - весьма спорный, но где он сам гениально играл Бориса. Все приезжавшие режиссеры участвовали и в дискуссиях на заседаниях лаборатории. Ученые к каждому фестивалю готовили доклады. Возникали самые неожиданные темы, они открывали нам неизвестного Пушкина. Какие между ними возникали споры! А какие споры возникали между пушкинистами и практиками театра! Порой на лаборатории бывало интереснее, чем в театральном зале.

Мне повезло все эти годы быть участником Пушкинского театрального фестиваля. В фондах «Радио России» хранятся более двадцати моих передач, звуковая летопись. Как он создавался, как его деятельность была направлена на подготовку к пушкинскому юбилею, предлагаю узнать из цикла «У театральной карты России». Эфир состоялся 21 декабря 1999 года и был посвящен 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.


...В феврале 1999 года состоялся VI Пушкинский театральный фестиваль, который подводил более чем успешные итоги театрального движения к Пушкину за шесть лет существования. Организаторы ставили перед собой задачу: к юбилею Александра Сергеевича создать «Театральное собрание сочинений А.С. Пушкина». По крайней мере, несколько первых «томов» сумели подготовить. Если соединить афиши всех шести фестивалей, получится более ста пушкинских спектаклей всех жанров. Их создатели - выдающиеся режиссеры: П. Фоменко, О. Ефремов, Э. Някрошюс, А. Васильев, Т. Чхеидзе, Ю. Любимов, Г. Тростянецкий - список огромен. Конечно, тон задавали петербургские и московские театры. К ним присоединились театры Новосибирска, Красноярска, Смоленска, Вологды, Орла, Омска, Ростова-на-Дону и других городов России плюс Вильнюс и Каунас, Германия и Франция...

Так случилось, что один из создателей этого фестиваля А.П. Свободин несколько месяцев не дожил до дня Пушкинского юбилея. Вступительное слово, которое он произнес на открытии Шестого Пушкинского, сегодня воспринимается как его завещание.


А.П. Свободин: «Я считаю для себя большой честью участвовать в открытии этого фестиваля. Пушкин - больше, чем поэт, шире, чем культура. Это явление особое, российское. Мы сверяем с Пушкиным нашу жизнь. И даже те, кто не читает Пушкина, все равно находятся под его влиянием. Нас окружает пушкинская аура. 1937 год - столетие гибели Пушкина. Я не буду вам напоминать, что за ужасный это был год. Те, кто не пережил это, до конца не поймут. Но поверьте, это было так. И народ воспользовался этой датой, кинулся к этому алтарю, к этому человеку, этому светочу. Трудно поверить, но именно тогда в Москве на памятнике Пушкину были выбиты слова: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. И в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». Это дорогого стоит.

В 1949 году исполнилось 150 лет со дня рождения Пушкина. И вновь проходила ложная кампания на нашей земле, это был пик борьбы за приоритеты, пик борьбы с космополитизмом. Не буду говорить, что это такое. И тогда звучали слова Пушкина против этой кампании: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

И вот сегодня 200 лет со дня рождения Пушкина. Вы знаете, какая година в нашей стране, как трудно то, что мы переживаем. Третий пушкинский юбилей. Пушкин остается символом надежд. А что ждет Пушкин от нас? Задумайтесь над этим. Позвольте мне прочитать стихотворение, обращение поэта к другу».


И А. П. Свободин прочел юношеское послание Пушкина «К Жуковскому».


В 1999 году было сразу два Пушкинских фестиваля: один в феврале во Пскове, второй - в декабре в Москве под названием «Пушкинская сцена», завершавшим юбилейный год. Для московской афиши были отобраны лучшие фестивальные спектакли разных лет: три «Бориса Годунова»: Александринского театра (режиссер А. Сагальчик) АБДТ им. Г.А. Товстоногова (режиссер Т. Чхеидзе), МХАТа им. А.П. Чехова (режиссер О. Ефремов); «Карантин» Московского Театра на Покровке (режиссер и исполнитель роли Пушкина Сергей Арцибашев), Оренбургская «Капитанская дочка» (режиссер Р. Исрафилов), спектакль А. Васильева «Моцарт и Сальери. Реквием» (Театр «Школа драматического искусства»), «Пушкин. Дуэль. Смерть» (Московский ТЮЗ, режиссер К. Гинкас), «Граф Нулин» Национального молодежного театра Республики Башкортостан (режиссер И. Сакаев), «Маленькие трагедии» Молодежного театра «Открытое пространство» из Орла (режиссер Г. Тростянецкий). А еще Народный молодежный театр «Предел» из Скопина Рязанской области со спектаклем «Моцарт и Сальери» в исполнении Владимира Деля и его юного сына, ныне известного артиста Ильи Деля, «Пиковая дама» Центрального театра кукол им. С. Образцова (режиссер Е. Образцова, художник С. Алимов). Был еще и своеобразный подарок гурманам: главы из «Евгения Онегина» читал известный ученый-пушкинист Валентин Непомнящий. Это далеко не вся афиша, в которой было более двадцати спектаклей, большинство экспериментальных.

Так получилось, что на фестивале «Пушкинская сцена» в центре внимания оказалась «Русалка»: своеобразный спектакль В. Рецептера «История читательских заблуждений» (Возвращение пушкинской «Русалки»), где соединились Рецептер как исследователь-пушкинист, вступивший в полемику с академическим вариантом текста «Русалки», и актер, создавший моноспектакль по этому произведению. В это же время произошло еще одно очень важное событие: вышла в свет прекрасно изданная книга с текстом «Русалки» в интерпретации В. Рецептера (над исследованием этого текста автор работал более 20 лет) и с иллюстрациями М. Шемякина, которую получили в подарок участники фестиваля. Свою «Русалку» представил Новосибирский молодежный театр «Глобус» в постановке В. Фильштинского. И еще одна «Русалка», студенческая, в гитисовской Мастерской П.Н. Фоменко. Слух об этом спектакле распространился не только по Москве, но дошел и до Петербурга, тем более, что в основу его легла версия В. Рецептера.

Привычный режим работы, который был во Пскове: с утра заседание научной лаборатории, а вечером спектакли - старались сохранить и в Москве. Участники, хоть и не в полном составе, собрались, подготовили интереснейшие доклады, удалось провести творческие встречи, обсуждения спектаклей и даже круглый стол, где шел разговор не только теоретический, но и практический - о спектаклях, которые были представлены на фестивале. Выступавшие невольно оглядывались на тот путь, который прошел Театр Пушкина за шесть лет существования театрального фестиваля во Пскове. Вспоминали замечательную формулу П.Н. Фоменко об «очаровательной бездне», которая существует между пушкиноведами и сценой, и как эта «бездна» сократилась за шесть лет.

Участие Петра Наумовича в Пушкинских фестивалях во Пскове - это особая тема. Каждый его приезд был праздником. Со своими студентами 1-го курса ГИТИСа он участвовал в Первом фестивале в 1994 году - тогда показали «Пушкинские уроки». На втором фестивале Петр Наумович давал «Пушкинский мастер-класс». Много позже, когда он ставил уже в своем театре «Египетские ночи», Фоменко привез всех участников спектакля во Псков, и на малой сцене Псковского театра драмы состоялся прогон первого акта. Это было чудо, тончайшее, изысканное действо, одно из самых сильных моих, да не только моих театральных впечатлений.

И вот 4 декабря 1999 года члены пушкинской лаборатории С.А. Фомичёв, Е. К. Соколинский, В. Рецептер, все петербуржцы, московские и питерские театральные критики собрались в тесной аудитории ГИТИСа смотреть спектакль студентов третьего курса Мастерской П.Н. Фоменко «Русалка». Автором этой работы был Миндаугас Карбаускис. С первой сцены спектакль заворожил соединением чудесного и реального, бытового, лирики и гротеска, своими метафорами. Одна из лучших сцен - венчание Князя и Княгини. По идее, фольклорная сцена. Но все действие где-то за белыми занавесями, на которых только тени в фантасмагорической пляске, девичий визг и нестройный хор пьяных голосов, в него вмешивается песня утопленницы о двух золотых рыбках. И сразу у зрителей возникает воспоминание о сцене, которая была недавно: Князь и Дочь мельника играют на мостках и следят за такой же рыбкой из сетей Мельника, за ее предсмертными трепетаниями. Даже если не знать пьесы, возникает ощущение, что это не к добру... «Русалка» оказалась очень изящным спектаклем.

После окончания спектакля руководитель пушкинской лаборатории Владимир Рецептер взял бразды правления в свои руки: «Сегодня выездная лаборатория в Российской академии театрального искусства (так в то время именовался ГИТИС - М.Р.). Мы обсуждаем работу студентов. Лично я имею удовольствие смотреть ее второй раз. Я даже приезжал специально на дополнительный просмотр и интересовался у педагогов, изменилось ли что-либо. И сегодня я увидел бездну «движения» от предыдущего просмотра к сегодняшнему. Мы пришли к Мастеру, у которого большой опыт работы над пушкинскими текстами, опыт перенесения их на сцену, как учебную, так и профессиональную. Наша задача - собрать этот опыт. А потом одному, а может быть, группе молодых режиссеров дать в руки театр, который бы стал мемориальным, скажем условно, пушкинским театром. Они бы занимались постоянно Пушкиным, и тогда бы дорога к этому театру, в конце концов, продолжилась. Сейчас мы все только еще на пути к Пушкину».


Не дождавшись молодых режиссеров, В. Рецептер сам создал такой театр при Петербургском Государственном Пушкинском театральном центре, предварительно набрав курс в Петербургской театральной академии с дополнительным изучением Пушкина. Они учились пять лет. Он подготовил труппу для своего театра. И его студенты, а потом и артисты участвовали в Пушкинских фестивалях во Пскове. И это всегда было интересно.


Затем Владимир Рецептер предоставил слово Петру Наумовичу Фоменко.


П.Н. Фоменко: «Сейчас стало модно говорить, что Юбилей прошел, и слава Богу. Потому что юбилейная годовщина - страшное испытание. Знаете, мне кажется, Пушкина не убудет, хотя всякое «датское» паломничество мешает. Я хочу сказать, что наши учебные пушкинские работы мне важны, потому что они очень сложны и, я думаю, носят характер больше филармонический, если говорить о бережности к слову. И нужна определенная отвага, потому что мы все отдаем себе отчет в том, как трудно воспринимается то, что мы делаем.

Для меня эта сегодняшняя работа дорога, потому что в силу неудач, ошибок, трудностей восприятия, может быть, она способна вести в то средоточие, к которому приблизятся режиссеры будущего, обратившиеся к Пушкину. Работа Миндаугаса Карбаускиса являет собой театр, который можно сравнивать с другими. Техника его работы имеет интонацию, отличающую, в частности, литовских мастеров режиссуры. И есть вопрос у меня к самому себе: «А нужно ли на Пушкине оттачивать эти режиссерские «оселки», получать эти зуботычины, удары? И мне кажется, что прекрасный поэтический Пегас - это конь, с которого очень полезно и важно падать. Пушкин должен это простить... Да, ошибки сегодняшнего дня мне дороже некоторых достоинств. Почему? Потому, что в них есть, на мой взгляд, мужество медленного чтения, погружения в стих, выяснения его законов, писаных и неписаных, произнесения пушкинского стиха, соотношения мысли и размера, интонационного строя и т.д, и т.д. Тут режиссером вложен огромный труд, в котором я не участвовал. Я только смотрел несколько раз эту работу. Все-таки, наверное, надо обязательно бросаться в эту воду, в эту стихию пушкинскую. Пушкин написал трагедию, я имею в виду «Русалку». Как сложно сегодня ставить трагедию, не обретя в ней, не ощутив мораль. Сегодня юмор - это, во всяком случае, нечто, дающее право потом повести в те тайники страдающей души, трагических предчувствий, магических и мистических тайников, которые есть в «Русалке». Потому что юмор и реакция на него - аванс доверия. Можно будет, пользуясь им, вести дальше. Это то, что предстоит. И мне кажется, здесь есть какие-то актерские моменты, в первую очередь, у Мельника, позволяющие сказать, что эта работа достойна серьезного внимания». (Мельника играл Алексей Колубков, Князя - Евгений Цыганов, Русалку - Анна-Дитрих Крета из Швейцарии. - М.Р.)


Думаю, Петр Наумович лукавил, все время говоря об ошибках. Это была, скорее, форма защиты, на всякий случай.


С.А. Фомичёв: «Сегодня мы посмотрели работу учебного театра. И странно было бы подходить к этой работе с оценочными критериями. Стоило ли выбирать для учебного спектакля неоконченную работу Пушкина? Но Пушкин - это человек, поэт, писатель, который мыслит отрывками, классическими отрывками, имеющими свойство запечатлеваться навек: «Октябрь уж наступил...» - отрывок, «Пир во время чумы» - отрывок, а «Египетские ночи»? Таково мышление художника, который в отрывках видит мир. «Русалка» - пьеса странная. Да, мы знаем, что она не закончена. Есть бесчисленное количество продолжений этой пьесы. В данном случае, театр избрал ту текстологическую версию, которую предложил В.Э. Рецептер.

Я бы не хотел говорить, что мне не понравилось. А в смысле удач, там много удач. Для творческой лаборатории такого рода спектакли совершенно необходимы. Заглаженный Пушкин - это самый паршивый Пушкин. Когда идет поиск в учебном театре, это всегда интересно, пусть со своими перехлестами. Но главное - им это интересно. Я же вижу это».


Е.К. Соколинский: «В этом спектакле мне понравилось, что в определенные моменты возникала такая глубина текста, которую редко увидишь. Я очень увлекся Вашей швейцарской студенткой. Ее героиня - это женщина, не девочка какая-то, а женщина, которая уже носит омут в себе. Эта метафора и режиссерски сделана, и актерски. Я чувствую, насколько это сложное существо, сколько в ней не крестьянской, а какой-то царственной стати, благородства, нездешности. Трудно играть сверхъестественное существо. Но она носит в себе это «сверхъестественное». Здесь нет злобы, ненависти, но есть что-то такое, что сверх нашего человеческого понимания. И как приходит к финалу режиссер! Как он выстраивает этот контрапункт: Князь - обычный человек, но на него с одной стороны направляет ружье обыденный мир, мир обычной логики, а с другой - подстерегает мир сверхъестественного. Как ему с этим ужиться? Для меня эти куски очень интересные. Конечно, молодой режиссер, простите, есть какие-то вещи, которые раздражают. Тем не менее, я очень рад, что видел сегодняшний спектакль».


В.Э. Рецептер: «Это очень театральная, художественно осмысленная история. Она услышана именно в этом порядке сцен, поэтому Вы поставили открытый финал, какой и есть у Пушкина. Открытый. С бездной вопросов... Что еще принципиально важно? Мне кажется, Петр Наумович с одной стороны прав, когда приписывает Вас к театру литовскому и его мастерам, к которым я отношусь с высочайшим пиететом и уважением. Но, два раза посмотрев эту работу, я почувствовал, насколько вы различаетесь. Вы по-фоменковски и по-русски устремлены к смыслу, заложенному в тексте и в вещи. Эта тенденция - драгоценнейшая!»


Я уже не помню, прошло более двадцати лет, наверняка в обсуждении принимали участие театральные критики, но в моей передаче других записей не было. Я помню, что в результате возникла какая-то особая душевная атмосфера, и разговоры продолжались долго. И Петр Наумович, оказавшись «среди своих», тоже разговорился, стал вспоминать свои пушкинские работы.


П.Н. Фоменко: «Я могу сказать о своем опыте. У меня почти все связано с телевидением. Я ставил «Повести Белкина» пушкинские почти все, последним был «Гробовщик». Это была огромная Голгофа. (Телевизионные спектакли Фоменко по «Повестям Белкина» - абсолютные шедевры. Но они появлялись в течение десяти лет: 1981 г. - «Выстрел», 1984 г. - «Метель», 1991 г. - «Гробовщик». - М.Р.). Я думаю, что театр пушкинский больше всего - театр слова. До сих пор я счастлив, что мне удалось услышать Яхонтова. У меня нет окончательных суждений по поводу того, как надо. Я не знаю. Не знаю и, вероятно, не узнаю. Мои собственные работы по Пушкину (не оттого, что я хочу заниматься таким стриптизом исповедальным), работы вполне удачные. И «Метель» - очень дорогая для меня работа, и «Гробовщик»... Кстати, при Сталине «Гробовщика» не издавали. У меня есть такое издание «Повестей Белкина», без «Гробовщика». И на телевидении, это были 70-е годы, меня уверяли, что «Гробовщик» не достоин Пушкина. Мне кажется, что никто не подведет итоги, обращаясь к Пушкину... Мне очень важна Ваша книга, Владимир Эммануилович, Ваша «Русалка». Издание уникальное, редкое, оно будет не последним в истории постижения «Русалки», которая была оперой, как некоторые другие сочинения Пушкина, оказавшиеся закрытыми для восприятия многих. Ох, уж эти либреттисты, что сам Даргомыжский, что Модест Ильич! Я имею в виду «Пиковую даму». Как сейчас возвращаться к Пушкину, чтобы иметь продолжение?..


Пиковая дама» - одно из любимых пушкинских произведений П.Н. Фоменко, он говорил об этом в интервью не раз. И ставил, кажется, пять раз, начиная с 1969 года, в разных местах и дважды на ТВ, в 1987 году - знаменитый спектакль в Театре им. Евг. Вахтангова, а в 1988 году у себя на курсе в ГИТИСе. Последняя пушкинская работа Петра Наумовича - «Триптих» («Граф Нулин», «Каменный гость», «Сцены из Фауста») на малой сцене его Театра. Это один из лучших спектаклей Фоменко. Премьера состоялась в 2012 году. Он успел записать «Триптих» на ТВ. А 9 августа 2012 года Петр Наумович скончался. «Триптих» оказался его завещанием... - М.Р.)


...А удачи и неудачи нынешней работы, - продолжал он. - ... Я люблю ее за то, что она похожа только на самое себя. Эта попытка Миндаугаса... у нее есть свой воздух. Ее, может, надо судить более точно по ее законам, хотя они еще подчас обрушиваются, эти неписаные и писаные правила, потому что канва словесности стала основанием для того, чтобы потом можно было поступать более свободно. Но вот существует эта канва поэтическая, ритмическая, аритмическая, если угодно. Есть и музыка, и интонационный строй, который тоже залог действия... И мне кажется, что это и есть учеба. Я Вам очень благодарен, что сегодня в учебе нашей и Миндаугаса была какая-то вера. Она вспомнится...»


Прошло много лет с той встречи с первой дипломной работой режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Она осталась в памяти. Как остался в памяти и тот вечер, героем которого, в результате, был Петр Наумович Фоменко. Уже десять последних лет Карбаускис возглавляет Театр им. Вл. Маяковского, где поставил десять спектаклей, а всего их в его копилке - двадцать пять. 28 января ему исполнилось пятьдесят лет. Такая игра цифр.


Закончить хочу цитатой из статьи Александра Соколянского в «Общей газете» в феврале 1999 года «Пушкинисты примиряются с артистами» (первое важное событие юбилейного пушкинского года): «Пушкинский фестиваль - не проект, загодя подготовленный к юбилею, а живое и существенное явление современной культуры. Его внутренняя жизнь наладилась и может оказаться счастливой. Если она оборвется, это будет серьезной потерей».

Да, эта жизнь была счастливой двадцать лет, несмотря на все сложности и проблемы. Но сколько было радостей и открытий! «Театральное собрание сочинений А.С. Пушкина» было создано, но кажется, от него не осталось и следа.

Беда случилась в 2014 году. Во Пскове после долгой реставрации открыли Театр драмы, пришли новые люди к руководству и в области, и в театре. И решили взять фестиваль в свои руки. Во главе театра и фестиваля встал Василий Сенин, ученик П.Н. Фоменко, однокурсник Миндаугаса Карбаускиса. Владимира Рецептера о новых хозяевах забыли предупредить. Вот такой парадокс...

Сегодня в руководстве театра и фестиваля люди известные своими «ультрасовременными» взглядами, а вместо лаборатории знаменитых ученых-пушкинистов - очередная лаборатория молодых режиссеров и драматургов, каких по стране десятки. В афише ХХVIII Пушкинского театрального фестиваля я с трудом нашла один скромный пушкинский спектакль. Почему бы не поменять тогда название фестиваля?..

Фотогалерея