БУГУРУСЛАН. Не про уродов, про людей

Выпуск №7-247/2022, В России

БУГУРУСЛАН. Не про уродов, про людей

Две пьесы Николая Васильевича Гоголя в афише одного театра - явление не частое. Но в данном случае - закономерное, потому как театр этот, Бугурусланский драматический, носит имя этого замечательного писателя и драматурга. Единственный в стране, между прочим. Так что не удивительно, что на очень короткие, двухдневные гастроли в Оренбург он привез спектакли «Ревизор» и «Женитьба». Зрителями стали, в основном, обладатели «Пушкинских карт» - школьники областного центра, чему можно только порадоваться, потому как молодое поколение увидело: классика вовсе не «полный отстой», а очень даже «драйв». Не обманул занавес, на котором значился как бы электронный адрес - «gogolrevizor.ru».

Оба спектакля оформлены художником-постановщиком, лауреатом Государственной премии РФ Александром Кузнецовым с деликатным пониманием финансовых возможностей провинциальной сцены - в минималистическом стиле, что не исключило изобретательности и образности. Монументальный стол градоначальника скорее трибуна, с которой можно сказать миру, увы, не много добра, как мечталось почтенному автору, а «черт знает чего». Свисающие с колосников полотнища не только огораживают интимное пространство героев «Женитьбы» от пугающего внешнего мира, но и при легком колыхании создают иллюзию присутствия жизни.

Оба спектакля поставлены столичным режиссером Вячеславом Сорокиным, не так давно принявшим художественное руководство Бугурусланским драматическим театром. И их роднит то обстоятельство, что постановщик видит в гоголевских персонажах не привычные уродливые карикатуры, а (подумать только!) людей. И вместе с актерами разбирается, чего там в ком понамешано... Интересные получаются результаты.

Ну вот, казалось бы, всем и каждому известный Городничий - плут из плутов, взяточник, мошенник и казнокрад, да и рожа к тому же, без слез не глянешь. Ан нет, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский у Евгения Крилевца вполне благообразен. Не уступит нынешним вымуштрованным чиновникам: сдержанное поведение, рассудительный тон. К тому же, отец родной для своих подчиненных. Послушайте, как он их успокаивает по поводу визита ревизора: мол, при нем придется сделать вид, а потом все пойдет, как прежде. Надо было режиссеру, чтобы главный герой выглядел фигурой покрупнее, изъяли из сюжета купцов-жалобщиков с их претензиями на мелкие поборы.

И окружение соответствует такому степенному начальству - не суетится, знает свое место, знает, как обобрать нижестоящего, когда пустить в ход легкий подхалимаж по отношению к вышестоящему. Субординация на высоте и у судьи Ляпкина-Тяпкина, которого играет Руслан Аминев, и у смотрителя училищ Луки Лукича в исполнении Сергея Зиновьева, и у попечителя богоугодных заведений Земляники Артема Берлина, и у прочих представителей администрации города N. Сплоченная команда.

Но вот нежданно-негаданно угроза нависает над налаженным существованием. С испугом перед визитом петербургского инспектора успешнее всего справляется сам Городничий, ему и по чину необходимо достойный пример являть младшим по положению. Остальные же гораздо более боязливы, что со всей комедийной очевидностью и демонстрируют перед лицом лже-ревизора Хлестакова.

А что же за лицо у этого самого Хлестакова? Ну, пожалуй, прежде лица внимание провинциального клана обращает на себя костюм столичного гостя - парчовый сюртук, каких здесь, в глубинке, и не видывали. Хлестаков Эдуарда Женихова традиционно яркий, подвижный, быстро наглеющий в своих притязаниях так не похож на периферийных тугодумов, что им не остается ничего иного, как принять Ивана Александровича за существо высшего порядка.

Два персонажа спектакля оказываются еще легкомысленнее Хлестакова. Это жена Городничего Анна Андреевна (Ангелина Крилевец) и их дочь Мария Антоновна (Ольга Граф). Эти особы, безнравственные как-то уж слишком по-современному, успешно поспособствовали краху главы собственного семейства.

Городничего из бугурусланского спектакля потрясает не то, что его провел какой-то заезжий прощелыга, а предательство окружения. Эти люди роняли авторитет градоначальника, портили репутацию и прежде, но сейчас он, наконец-то, разглядел, что окружают его «свиные рыла». И такое открытие будет посильнее известия о приезде настоящего ревизора.

«Женитьба» - спектакль более камерный. Из сферы, можно сказать, «производственной», театр вместе с автором переходят в сферу жизни домашней. Вот вам квартирка холостяка Подколесина, о котором рассказывает актер Руслан Аминев, а вот дом невесты на выданье Агафьи Тихоновны, представленной Ольгой Граф. Не очень одна обитель отличается от другой. Пустые, безличные. И там, и там томятся две одинокие души, и ни с кем не случается у них взаимопонимания. Да и все герои этого спектакля не умеют общаться друг с другом. Заводит ли Подколесин разговор с шустрым приятелем Кочкаревым (Эдуард Женихов), либо с веселой свахой Феклой Ивановной (Галина Рахубинская), получается либо спор, либо скандал. И Агафья Тихоновна со здравомыслящей тетушкой своей Ариной Пантелеймоновной (Виктория Кучаева) не находят общего языка, все какой-то раздор выходит.

Являются на смотрины в купеческий дом женихи. Не так уж они и плохи, как бывает в других спектаклях, где смотришь и думаешь, уж не издевается ли сваха, представляя этаких-то недотеп да неудачников в качестве соискателей руки и сердца. В этой «Женитьбе» есть из кого выбрать. Солидный Яичница в исполнении Евгения Крилевца -человек практичный, почему бы ему и не интересоваться приданым? Напыщенный офицер в отставке Анучкин (Артем Берлин) мечтает об образованной второй половине - вполне простительное желание. И самый трогательный претендент - Жевакин, сыгранный Сергеем Зиновьевым, похоже, единственный, кто ищет и нуждается в сердечной привязанности.

Интриган Кочкарев отваживает всех женихов в пользу друга своего. И вот кульминационный момент: беседа Подколесина и Агафьи Тихоновны наедине. Как хочется им заключить душевный союз и как неумело они пытаются это сделать! Вот Агафья Тихоновна начала фразу на высокой ноте и сникла. Повисла пауза. Вот Подколесин воодушевленно возобновляет разговор. Но дальше одного, не очень значащего предложения не продвигается. Нет, никак не получается быть вместе. Но, оказывается, и этой малости, этого подобия единения достаточно, чтобы подумать о возможности счастья.

Увы, только подумать. Открыться другому человеку, принять его в свою жизнь - очень трудно, на это нужно решиться, и это нужно уметь. Разочарование Агафьи Тихоновны, по представлению режиссера, может быть, несколько чрезмерно трагичным, подобно умиранию. Вот почему она закутывается в так и не понадобившееся свадебное платье, словно в саван. А что Подколесин? А Подколесин вообще сходит со сцены, вернее, спрыгивает с нее в зрительный зал. В толпе легче затеряться. И он не один такой...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея