КУРСК. Любовь — лучшая школа

Выпуск №7-247/2022, В России

КУРСК. Любовь — лучшая школа

Юбилейный 230-й сезон в Курском государственном драматическом театре А.С. Пушкина добавил еще одну жемчужину в классический репертуар - комедию «Школа жён» Жана-Батиста Мольера. Комедию во всех отношениях красивую: и с точки зрения оформления, и с точки зрения постановки. Покидая зал после окончания спектакля, испытываешь не только катарсис от соприкосновения с мольеровской классикой - легкой и одновременно глубокой, живущей в веках и всегда современной, но еще и эстетическое удовольствие.

Режиссером-постановщиком «Школы жён» стал заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Ему же принадлежит музыкальное оформление спектакля - очень точное и атмосферное. Лейтмотивы героев и настроений красивы, ненавязчивы, они помогают расставить акценты, передают авторскую оценку персонажей. Особенно впечатляет то, что значительную часть использованных композиций создал современный японский композитор и аранжировщик Масару Ёкояма, хорошо известный поклонникам японского кинематографа и анимации. Другой часто звучащий в спектакле исполнитель - тоже наш современник - бразильский пианист Марсело Зарвос. Выбор Юрия Маковского настолько точен, что, не владея этой информацией, наверняка не определишь эпоху создания музыкальных композиций: они звучат очень уместно, «исторично», «по-мольеровски».

Спектакль в целом отличает чувство гармонии всех причастных к его оформлению. Художник-постановщик Владимир Мартиросов (Москва) создал «говорящие» декорации: как настоящие, высятся деревья с сочной зеленью, чистотой синеет над ними лучезарное небо, и среди всей этой первозданной естественности - дом Агнесы: то ли воздушный замок, то ли золотая клетка. Художник по костюмам Юлия Ксензова (Рязань) «говорит» на языке цвета: не случайно же Агнеса одета в бело-голубое - символ чистоты и невинности; благородный синий бархат на Орасе; хищного коршуна напоминает одетый в черное Арнольф, а перья на его шляпе иногда недвусмысленно напоминают развесистые рога.

Положительных героев пьесы - Агнесу и Ораса - режиссер наделяет языком более тонким и выразительным, чем порой бывает сила слова. Письма, которые пишут друг другу влюбленные, не просто декламируются, но превращаются в танец. Балетмейстеру Галине Халецкой (она же - исполнительница роли бойкой служанки Жоржетты в одном из составов) удалось поставить поистине сказочной красоты партии Агнесы и Ораса - робкие, очаровательно-невинные и вместе с тем страстные. Прелесть первого чувства, красоту и свежесть молодости, неподдельную искренность и непреодолимую тягу двух сердец можно увидеть и ощутить в этом танце. И все вокруг на сцене замирает словно в оцепенении, давая молодым высказаться. Художник по свету Борис Михайлов (Ростов-на-Дону) становится здесь верным помощником героям и балетмейстеру: игра света превращает действие в фарфоровую миниатюру из старинной музыкальной шкатулки.

Исполнитель главной роли Арнольфа - Александр Швачунов. Для него эта роль стала бенефисной: кроме юбилейного сезона, премьера пришлась и на круглую дату в жизни артиста. Герой Александра Швачунова - небедный человек средних лет, решающий наконец-то порвать со статусом известного холостяка. Прежде ему это сделать мешал страх быть обманутым женой. Арнольф находит идеальное, по его мнению, решение проблемы: гарантом надежного брака станет безропотная, невинная молодая супруга, которую он «воспитает себе сам» с чистого листа. И выбирает очаровательную Агнесу - свою подопечную, взятую из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре, абсолютно не знающую света и не ведающую плотских чувств. Но семейная мораль Арнольфа, по существу, оказывается еще более аморальной, чем та «распущенность», с которой он якобы яростно борется.

Диалоги Арнольфа с его другом Кризальдом (Андрей Колобинин) - это настоящая энциклопедия семейной жизни, кладезь мудрости для жён и мужей любого времени. У этого творческого дуэта не так много встреч в спектакле, но каждая из них - игра-анекдот, полушутливое противостояние двух взглядов на брак и понятие супружеской свободы. Десятью годами ранее Александр Швачунов и Андрей Колобинин представляли замечательный «мольеровский» дуэт в «Тартюфе» в постановке Бориса Горбачевского (роли Оргона и Тартюфа соответственно), позже - в «Дон Жуане» в постановке Сергея Коромщикова (Сганарель и Дон Жуан). Спектаклей уже нет в текущем репертуаре, и очередное воссоединение идеального «мольеровского» дуэта вызывает у постоянного зрителя добрую ностальгию. Трудно сказать, в чем именно магическая притягательность этого творческого союза, но очевидно, что именно в устах этих артистов мольеровские «послания к зрителю» и попытки отыскать истину приобретают действенное звучание.

Кажется, что для роли Арнольфа Александр Швачунов отыскал в себе все самое отрицательное, что только может найти в своем характере мужчина. Герой его не смешон, как кажется на первый взгляд, не глуп, а ужасен. Ужасен и в недальновидности, и в собственническом отношении к жизни, и в святой убежденности в своей правоте. Ужасен и в том, что примеряет на себя одновременно роль мужа, отца, педагога-наставника и едва ли не Бога, считая, что волен манипулировать невинной душой и сотворить из нее человека «по своему образу и подобию». Страшны вспышки агрессии, без остатка стирающие на лице Арнольфа и так едва-едва уловимые проблески чувства к Агнесе (назвать любовью это отношение язык не поворачивается). Иной раз кажется, что смотрим мы не комедию, а драму. Настолько напряженно, тяжело, угнетающе выглядят страдания Арнольфа, вызванные неиллюзорным ощущением рогов на почти супружеской голове. Александр Швачунов переводит душевные муки своего героя в муки телесные, физические - и мы ощущаем эту боль, видим на лице героя жуткую гримасу-маску.

На его фоне и на фоне призванных бдительно стеречь будущую супругу Арнольфа сметливых, пронырливых, не упускающих личной выгоды, где-то дерзких, где-то грубоватых слуг Алена (Максим Карпович, Евгений Сетьков) и Жоржетты (Елена Гордеева, Галина Халецкая) абсолютно чужеродно выглядит совсем еще девочка Агнеса (Вероника Богдель, Кристина Крыженевская). Юная душа с глазами лани и голоском ранней пташки. Опять же неслучайно лейтмотивом положения Агнесы в доме опекуна становится золотая клетка в руках героини. Очевидно? Да. От этого не менее красиво и изящно? Определенно. Агнеса очаровывает сразу. Поначалу она кажется глупой в житейском плане и даже раздражает порой этой недалекостью и наивностью. Но постепенно начинает выглядеть в наших глазах жалкой, потому что мы понимаем, что эта глупость - искусственная, вынужденная, вызванная насилием Арнольфа над сознанием и разумом девушки.

Но наступит момент, и Агнеса станет прекрасной - это первые ростки настоящей любви. Перевоплощение глупышки в находчивую девушку, чья женская мудрость оказывается сильнее житейской «мудрости» Арнольфа, привносит в «Школу жён» оттенки комедии воспитания, взросления, поднимает проблему становления личности. Обе актрисы справились со всеми переходными этапами героини, показав многогранность и нетипичность, казалось бы, классического женского образа - радикальные перемены Агнесы выглядят в их исполнении неожиданными, ошеломляющими. И даже зная, как любил Мольер срывать маски с персонажей, за превращением героини наблюдать увлекательно.

Роль возлюбленного Агнесы, Ораса, открывшего девушке глаза на мир и побудившего бороться за свое счастье и независимость, играет Михаил Тюленёв. И он тоже абсолютно «на своем месте» в комедии Мольера. Прежде исполнявший в «Тартюфе» роль Дамиса, артист точно прочувствовал атмосферу и эпоху комедиографа и в своей органике ничуть не уступает более опытным коллегам. Целеустремленный, порывистый, сначала он производит впечатление легкомысленного юноши, привыкшего брать от жизни желаемое. Но потом понимаешь, что делает он это как-то правильно, не разрушительно, и если на первый взгляд его интересы кажутся поверхностными, то, стоило ему заняться воспитанием чувств бедняжки Агнесы, курс меняется в сторону все более и более серьезных намерений. И в итоге происходит становление героя, его рост, превращение из юноши в мужчину, способного на решительные поступки ради возлюбленной. В дуэте с исполнительницами роли Агнесы Михаил Тюленёв раскрывает чувственную, эмоциональную сторону персонажа - искренними, честными и сильными выглядят эти отношения и очаровывают не меньше, чем сами образы Агнесы и Ораса. Силами всех создателей спектакля удалось показать действительно красивую и романтичную любовь, полноценную лирическую, даже поэтическую линию внутри комедии.

Развязка - характерная для Мольера: deus ex machina, неожиданное прошлое героев, срывание масок, счастливый брак, правда одерживает победу. Настоящая любовь наносит сокрушительный удар по жизненной философии и методическим приемам Арнольфа. Но даже зная, чем закончится пьеса, зритель придет на спектакль вновь, чтобы насладиться идеальной гармонией всех составляющих спектакля, сюжетом «Школы жён», афористичностью, искрометностью, злободневностью мольеровского юмора.

Фотогалерея