Евгений Ланцов - будут перемены (Киров)

Выпуск №7-247/2022, Лица

Евгений Ланцов - будут перемены (Киров)

Любопытны все-таки повороты судьбы. За 35-летнюю профессиональную жизнь куда только не закидывало режиссера Евгения Ланцова. Сын офицера привык к переездам: родился в Кронштадте, вырос в Крыму, учился в Челябинске, много работал на Урале и в Сибири. В 2011 году возглавил Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова в Хакасии. Праздновал день рождения с театром в один день - 10 октября. Примечательно, что этот коллектив образовался в Вятской губернии в 1931 году, а восемь лет спустя его труппа в полном составе была приглашена в Абакан, столицу Хакасии, и стала основой нового театра.

Четыре года назад режиссер Евгений Ланцов прибыл в Киров, чтобы взять на себя руководство драматическим театром, надеялся служить ему верой и правдой. А как иначе? Вятка была и остается его исторической родиной - здесь выросли родители, в вятской земле лежат все его предки.

Первый спектакль Ланцова в Кирове - «Земля Эльзы» по пьесе Я. Пулинович (2018). Главные роли исполнили народные артисты России Владимир Смирнов и Наталья Исаева. Спектакль стал заметным событием в городе - его стремились увидеть все, ведь и режиссер новый, и любимица публики Исаева в течение нескольких лет не баловала поклонников яркими ролями. Зал неизменно аплодировал стоя. Помню забавный разговор в библиотеке имени А.И. Герцена. «Ой, и не знаю, стоит ли. Поди и смотреть-то нечего», - лениво отозвалась читательница о театре. «У нас возрождение театра идет, а вы не знали? - удивилась пожилая библиотекарша и словно просверлила ее глазами. - Новый режиссер приехал. «Землю Эльзы» поставил. Такой спектакль, такая Исаева!» «Как, как?» - заинтересовалась женщина. «Земля Эльзы», запомните», - наставительно ответила библиотекарша.

Спектакль покорил простого вятского зрителя. В нем не было красивых костюмов и спецэффектов, только несколько талантливых артистов, рука мастера и пронзительный сюжет. Что такое Вятка? Знаменитая Ассоль А.С. Грина, смотрящая за горизонт. Она ждет исполнения своей мечты, находясь в вечном предвкушении какого-то прекрасного, невероятного преображения. Вот и они, независимые жители ссыльного края, дождутся перемен, заживут свободно при новой власти и новых дорогах и выгонят, наконец, нищету и пьянство за порог. Так и Эльза Исаевой ждет от жизни счастья, но до времени спит. Василий разбудил ее, и теперь Эльзу не остановить - она торопится, впитывает счастье каждой клеткой... Эльза жила, смиряясь, и ждала этого толчка, но ей уже 76 лет, и Василий немолод. Увы, не удалось пожить... Придется снова оставить «на потом».

«Я, наконец, понял, как надо ставить «Эльзу», - однажды сказал режиссер. - Они должны говорить напрямую. Нужно рассказывать историю широко, погружать ее в зал». И это сработало. В каждом зрителе проснулась сродни розовому платью Эльзы мечта об алых парусах, которые принесут любовь и покой в их непростую жизнь.

И если до пандемии спектакль мог идти неровно, то после вынужденного затишья предстал перед зрителями в совершенно особом состоянии. Артисты играли невероятно точно, чисто, осознанно. Казалось, они, наконец, почувствовали в себе силу предков, пробудили ее и теперь делятся с нами, зрителями, этой тайной силой, энергией жизни, пониманием и мудростью. Спектакль получил второе дыхание. К сожалению, оно прервалось карантином, а потом - скоропостижной смертью артистки. Наталья Николаевна любила роль Эльзы, и этот спектакль ушел вместе с ней. Но свою миссию выполнил - открыл режиссеру «двери» в древний город Вятку.

За годы службы в Кировской драме Евгений Ланцов поставил двенадцать спектаклей, семь музыкально-поэтических программ и концертов, реализовал совместно с Вятским госуниверситетом несколько художественно-просветительских проектов. Среди его наиболее значимых работ спектакли «Марьино поле» О. Богаева, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Фальшивая нота» Д. Карона, «Наш городок» Т. Уайлдера.

Пьесу «Марьино поле» (2018) ставили много, по всей стране, и если лет десять назад появление таких персонажей как Сталин, Гитлер и грибы-инвалиды смущало и иногда даже оскорбляло зрителей, в наши дни этим трудно кого-то удивить. Свидетелей войны остается все меньше, говорить на эту тему становится сложнее с каждым годом. Добротные классические спектакли о войне уже не вызывают эмоционального отклика у правнуков победы, поэтому и искусство, отдаляясь от описываемых событий, меняет жанры с драмы на объемную, сказочную притчу. Историю о трех старухах, ждущих с войны молодых своих мужей, раскрыли всего восемь артистов, и сделали это мастерски, полностью доверившись замыслу режиссера. В итоге спектакль получился художественный и аполитичный, ибо отражал, прежде всего, народную правду о войне, правду мифическую, ту, что вынесли наши бабушки и дедушки на своем жизненном опыте и ту, что они получили в наследство от своих предков. Ибо, как правильно подметил автор, Марья ждет Ивана с Великой Отечественной войны точно так же, как и ждала с Куликова поля. Интересна судьба спектакля. Узнавая о содержании, зрители наотрез отказывались идти на него. Им претила грустная военная тема. Стоило невероятных усилий их привести, но после просмотра они с удивлением замечали «Так ведь это о любви!»

Комедия «Вишневый сад» (2019), наоборот, вызвала неоднозначный отклик публики. Вместе со сценографом Анной Федоровой режиссер придумал длинную, украшенную лепниной, балку, этакий подоконник, жердочку, на которой сидят герои, словно птицы, прилетевшие на звук зерна. На балке, как на качелях в далеком безоблачном детстве, сидят Раневская с братом. Присаживаются сюда и дети, и гости. Но слуги - никогда. Вся эта компания утопает в грусти, внешне тихой и местами веселой, но абсолютно панической, природной. Старого мира нет, в новом они - не жильцы. Даже Лопахин - только плодородная почва, на которой прорастет человек нового времени, но никак не рупор будущего. Аня и Петя еще молоды и оттого более раскованы, свободны, но и они до конца не знают, как иначе жить и работать. У них есть вера, и этого им достаточно. Режиссер выстроил действие практически без перспективы, разместив артистов в одной плоскости. Им приходилось соответствовать друг другу, чувствовать друг друга острее, вырабатывать ансамблевую игру. Это было психологически сложно, «не выделяться» получалось не у всех, но со временем артисты пристроились. Спектакль красивый, фиолетовый сок вишен пульсирует на воздушных шторах в такт звуку лопнувшей струны, а все смотрят куда-то вдаль, как заигравшиеся дворянские дети в цветных одеждах, которых гувернантка позвала к обеду.

В отличие от «Вишневого сада», родившегося в недрах театра немного преждевременно, «Гроза» А.Н. Островского (2021) появилась вовремя, хотя и создавалась в пандемию, мучительно и долго. Здесь артисты действуют слаженно, как единый организм. Многоликий «народ» поет частушки в стиле рэп, Тихон (Артем Ефимов) читает стих-молитву «Человече, рабе Божий...», Катерина (Елена Некрасова) окутывает зрителей своим чистым пронзительным голосом, а Марфа Кабанова (Светлана Золотарева) компетентно, со знанием дела учит молодежь жизни. Древняя фреска на стене храма повествует о литовском разорении, но горожане понятия не имеют, что это за разорение, не понимают они и зачем нужны громоотводы. Им и так хорошо живется со своим «начальством». Они его, конечно, не жалуют, и на волю им хочется, и посмеяться над ними они не прочь, но только Дикой и Кабаниха - родные и понятные, а от Катерины с ее честностью хочется держаться подальше... И все же именно Катерина, показывающая пример искреннего покаяния, пробуждает и отрезвляет этот разуверившийся, уставший от закоснелой, застывшей жизни народ.

Последним спектаклем Евгения Ланцова на посту художественного руководителя Кировского драматического театра стал «Наш городок» Т. Уайлдера (2021). Бесхитростная история жизни маленького городка несет в зал неподдельную, трогательную и обволакивающе-нежную любовь. Вот юные герои, забравшись в импровизированное кафе-дилижанс, неловко говорят о любви, сами того не подозревая. Или родители жениха, кормя друг друга кашей, делятся своими мыслями о жизни и потаенными страхами. Горожане судачат о всякой «ерунде» - о горохе и Париже, о том, что тестю нельзя видеть жениха в день свадьбы или о том, что брата обязательно нужно похвалить за самодельный подарок, но за всем этим - гармония взаимопонимания. Люди в городке любят друг друга и берегут от плохих новостей, но безжалостный ХХ век уже навис тяжелой тучей над этим райским уголком. Даже в талантливо-дерзком пении церковного старосты чувствуется еле уловимая красота печали, незамутненной скорби... Что будет впереди? Смерть? Нет, это не страшно. Это естественно. Будут перемены. И перемены качественные, эпохальные. Исчезнет то, что мы больше всего ценим и чем дорожим. Вместо старой капризной лошадки с большим самомнением, чьи ноги все никак не могут запомнить новый маршрут и сбиваются на привычный путь, нас ждут дымящие углем паровозы и послушные форды, которые нужно подкармливать не ароматным зеленым яблочком, а вонючим бензином. И если лошадка из чувства солидарности фыркнет на лежащую посреди дороги собаку и поднимет ее, то форд это живое на дороге без нашей помощи даже не заметит. Лошадка бьет копытом, отмахивается от паров дилижанса, задыхаясь, в то время как счастливые молодожены в нем и не подозревают о грядущей экологической катастрофе и всем, что с этим связано. Самые чуткие из нас это понимают. Святые или поэты, как говорит автор. А, может, и мы поймем? Просто глядя на этих красивых людей в этом светлом и вдохновляющем спектакле про время.

Впереди у Евгения Ланцова новый театр, новые артисты и новые темы. Необыкновенная легкость и глубина его последнего творения достигалась многолетним и упорным трудом, и он с благодарностью вспоминает это непростое время. В зале радость. На сцене - улыбка Эммы. И этого достаточно.

Фото из личного архива Е. Ланцова и архива Кировского драмтеатра

Фотогалерея