Любимица публики / Мария Аронова (Москва)

Выпуск №7-247/2022, Лица

Любимица публики / Мария Аронова (Москва)

11 марта отпраздновала свой юбилей Мария Аронова, народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ имени К.С. Станиславского, отмеченная множеством наград профессионального сообщества.

Мария Аронова - настоящая звезда, актриса уникального дарования, обладающая особой природной магией, рождающей легкость и органичность ее существования на сцене, абсолютное владение зрительным залом, который она завораживает и увлекает за собой. Эксцентрика и гротеск - те краски, которыми виртуозно владеет актриса-клоунесса. Она подлинная и заразительная в каждое мгновение своего сценического существования на подмостках, где всегда хранили особые вахтанговские принципы создания сценического образа, где яркая театральность по сей день остается основой существования актера.

Обучение в Театральном институте имени Б.В. Щукина на курсе Владимира Иванова подарило ей наставника, учителя, своего режиссера, с которым подготовлены и сыграны на вахтанговской сцене ее лучшие роли. Дипломный спектакль «Царская охота» был поставлен Владимиром Ивановым и позже вошел в репертуар театра. В нем Мария Аронова предстала сильной драматической актрисой. Ее героиня была страдающей и властной, мощное человеческое нутро притягивало. Императрица побеждала в ней женщину, но было очевидно, чего ей это стоило!

Так сложилась сценическая жизнь Ароновой, что именно комедийная природа ее дарования стала доминирующей. Амплуа трагикомической или откровенно фарсовой актрисы обеспечили ей любовь и признательность зрителей, высокие оценки критики, многочисленные профессиональные награды. Спектакль «За двумя зайцами», где молодая актриса сыграла роль Прони Прокоповны, надолго стал бестселлером Вахтанговского репертуара.

Особенностью создания различных образов у Марии Ароновой стали эксперименты с внешностью: вставные выпирающие зубы, толщинки, которыми актриса активно пользуется, добиваясь визуального комического эффекта, парики, яркий, вызывающий грим. Запоминаются речевые характеристики говора - «гнусавость», картавость, особые интонации. Она шокирует внешним видом своих героинь, но и виртуозно отыгрывает самые смелые внешние приспособления, заставляя поверить в их необходимость. Нелепая, пышнотелая Проня, пытающаяся казаться нежной и трепетной, была уморительно смешной, но в финале в ее голосе и интонациях звучала такая неприкрытая боль разбитого сердца, что становилось пронзительно жаль эту излишне экзальтированную, напористую и униженную невесту.

Особое место в творческой биографии актрисы, ее большой удачей стало мощное, убедительное и многослойное исполнение роли провинциальной дамы Москалёвой Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского). Поначалу Мария Александровна Москалёва представала особой с претензиями на некий шик, плоть от плоти мордасовского общества. Ее суета вокруг князя, желание обмануть беспомощного старика вызывали брезгливое чувство. Но когда она рассказывала о своих мечтах, об Испании, не столько реальной, сколько сказочной стране счастья; когда с особым чувством, грацией и восторгом исполняла испанский танец и произносила страстные речи о прекрасной жизни, понималось, как пусто и драматично ее собственное существование с подкаблучником мужем, среди ненавидящих друг друга сплетниц. В исполнении актрисы мощно зазвучала тема разбитых надежд и глубоких страданий провинциальной женщины, проигравшей свою жизнь.

Сегодня в Вахтанговском театре у Марии Ароновой две большие роли. Начальница монастырского пансиона из «Мадемуазель Нитуш» в постановке В. Иванова. Спектакль уже 18 лет в репертуаре театра, но не потерял ни свежести, ни обаяния. А искрометное исполнение роли глуповатой и решительной Начальницы приводит в восторг все новых и новых зрителей. Актриса демонстрирует весь арсенал своих возможностей: садится на шпагат (Мария Аронова невероятно пластична!), шутит с публикой, учитывая конкретные ситуации и вызывая бурную реакцию зрительного зала. Вступает в прямой контакт и беседу со зрителями и делает это виртуозно, демонстрируя легкость и свою беспредельную власть над собравшимися в зале. И как всегда - смешное, трогательное и наивное органично сочетаются в ее исполнении.

Последняя на сегодняшний день ее работа поистине феерична: вместе с сыном, актером Театра Вахтангова Владиславом Гандрабурой она играет в спектакле «Мертвые души» по Н.В. Гоголю в постановке В. Иванова множество ролей, виртуозно меняя самые настоящие маски, появляясь то в образе глупой дубиноголовой Коробочки, то монстра Собакевича, то самого Павла Ивановича Чичикова.

За годы работы в театре она сыграла 14 ролей, очень разных, ни в чем не схожих, успев поработать с А. Кацем, Р. Виктюком, А. Житинкиным, Р. Туминасом, В. Мирзоевым и, конечно, с В. Ивановым. Сыграла скромную слезливую Джейн в комедии Рэя Куни «Обычное дело». Была Клеантидой, служанкой Алкмены в «Амфитрионе» в постановке В. Мирзоева. Их диалоги с Владимиром Симоновым и Максимом Сухановым незабываемы. Вносила изумительную ноту абсурда в роль Секретарши в спектакле «Я тебя больше не знаю, милый» Р. Виктюка и была забавной медсестрой в «Веселых парнях» А. Житинкина. В спектакле «Троил и Крессида» по У. Шекспиру в постановке Римаса Туминаса сыграла Елену, представ в новом трагедийно-фарсовом амплуа. В год 100-летия Театра имени Евгения Вахтангова в аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот» исполнила роль актрисы Лидии Дейкун.

Мария Аронова активно играет в антрепризе и других театрах, оттачивая свой комедийный дар, много и плодотворно снимается в кино, получая заслуженные награды. Так из работ актрисы вне стен родного театра можно назвать «Приворотное зелье» (Театр на Малой Бронной), «Девичник Club» (Московский драматический Театр им. А.С. Пушкина), антрепризные «Свободная пара», «Маленькие комедии», «Искуситель», «Лес», «Гастрольное танго»...

В кинематографе актриса дебютировала в 1995 году в фильме Сергея Урсуляка «Летние люди» по пьесе М. Горького «Дачники». Снималась в фильмах «Остановка по требованию», «Московские окна», «Бригада», «Солдаты», «Кушать подано, или Осторожно, любовь!», «Охота на изюбря», «Кто приходит в зимний вечер», «Андерсен. Жизнь без любви», «Война и мир красноармейца Ивана Чонкина», «Большой вальс», «Артистка», «Охотники за бриллиантами», «Восьмидесятые», «Батальонъ», «Лёд»... За исполнение роли Марии Бочкарёвой в фильме «Батальонъ» награждена шестью премиями престижных кинофестивалей России, Великобритании, Косово.

В 2017 году Мария Аронова стала лауреатом  Вахтанговской премии «Человек театра». Любимица публики, актриса милостью Божьей, мастер - все это не пустые слова, а истинные звания Марии Валерьевны Ароновой. В дни юбилея хочется пожелать ей новых ярких ролей на сцене родного Театра имени Евг. Вахтангова.

Фотогалерея