Театральное время вечно / Е.Калмановский "Книга о театральном актере"

Выпуск №7-247/2022, Перечитывая заново

Театральное время вечно / Е.Калмановский "Книга о театральном актере"

Е. Калмановский. Книга о театральном актере: введение в изучение актерского творчества. - Издательство «Искусство». Ленинградское отделение. 1984

 

В 1984 году вышла книга театрального критика, литературоведа и прозаика Евгения Соломоновича Калмановского. Называлась она «Книга о театральном актере: введение в изучение актерского творчества». С того времени прошло уже почти 40 лет. Учитывая скорость развития науки, техники и искусства, профессиональная литература устаревает со сверхзвуковой скоростью. То, что считалось актуальным и полезным лет пять назад, сейчас уже стало анахронизмом. Тонны книг узкоспециальной литературы отдаются в библиотеки (и не всегда их там берут), продаются за копейки на букинистических сайтах, а то и вовсе отвозятся на дачу, где доживают свой век в бытовках и сараях.

Удивительно, но книга Калмановского до сих пор входит в список обязательной литературы на факультетах театроведения во всех театральных вузах страны. Сначала студенты морщатся при упоминании такого, казалось бы, ветхозаветного чтива, но, полистав, не могут оторваться. А став профессионалами своего дела, возвращаются к ней снова и снова, всегда открывая для себя новые горизонты и глубины актерской профессии и просто вдохновляясь хорошо написанной, грамотно структурированной книгой. В чем же секрет ее долгожительства? Чтобы разгадать эту загадку, для начала стоит сказать несколько слов об авторе. К сожалению, мы с ним разминулись во времени и пространстве, потому и приходится по крупицам собирать информацию об этом интереснейшем человеке. Воспоминаний его коллег, друзей и учеников много, и все они наполнены уважением и благодарностью. Самой информативной, пронзительной, с любовью написанной оказалась статья журналиста и критика Дмитрия Циликина «Шестидесятники // Евгений Калмановский // Вертикальная соединенность», вышедшая в еженедельнике «Дело» в июне 2007 года. В ней он попытался разобраться: почему известность такого авторитетного для людей театра человека, «чьих оценок трепетали, но и жадно их ловили, автор нескольких прекрасных книг, педагог, которого все четверть века его преподавательских трудов студенты любили, как не всякого отца любят дети», почему известность Калмановского «не вышла за пределы профессиональной литературной и театральной среды и он не стал, как некоторые его собратья по цеху, общепопулярной фигурой, хотя оснований для этого - интеллектуальных и, так сказать, человеческих - у него было поболе, чем у многих прошлых и нынешних телевизионных пастырей народов». Начиная свои размышления со времени рождения Евгения Соломоновича в Саратове, его учебе в Саратовском университете на русском отделении филфака, педагогическом опыте в Театральном институте в Ленинграде, дружбе с Евгением Шварцем, недолгом, но первом завлитстве в истории только что появившегося театра «Современник» у Олега Ефремова и заканчивая последней должностью Евгения Соломоновича - замдиректора Александринского театра по репертуару, не обошел Циликин и тему ареста за шпионаж и вредительство учителя Калмановского, знакового человека в его жизни - филолога Григория Александровича Гуковского.

«Если бы Гуковского не было в моей жизни, я мог бы не узнать, как культура связывает воедино книги и человеческое житье. Боюсь, этому не научишься по написанному. Я мог не узнать высших пределов существования людей, его высших законов. Не догадаться, что следует поступать не так, как тебе проще или удобней, а как велят эти законы. Мог бы не увидеть - а лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочесть, - что человека создает его способность сопротивляться жизненному болоту», - писал Калмановский.

За непреклонную позицию по защите учителя Калмановского обвинили в индивидуализме и «барски-пренебрежительном отношении к коллективу», но ограничились строгим выговором. На этом этапе очень хочется процитировать известные слова Майи Плисецкой о том, что «характер - это судьба». Не будь Калмановский таким идейным, стоящим за правду и справедливость до конца и... таким благодарным, жизнь его сложилась бы совершенно иначе. «Для него было прямо-таки физически невозможно участвовать в каком-нибудь хоре: любое стройное пение - хоть хвалителей, хоть хулителей - всегда нарушал его иронический смешок или, наоборот, тихий, но уверенный голос в защиту», - утверждал Циликин. Три года после вынужденного возвращения в Саратов (благодаря стараниям и заслугам родственницы, его распределили домой, а не в самые дальние уголки родной страны), он преподавал в мужской гимназии, работал в местном ТЮЗе завлитом. Набирался опыта и знаний, чтобы вскоре окончательно вернуться в Ленинград.

Дороги было две - литература и театр, но они шли рядом, то параллельно, то пересекаясь, и мучительной темы выбора перед Евгением Соломоновичем не стояло. Из-под его пера вышли до сих пор с удовольствием читаемые книги «Путник запоздалый», где даны разборы произведений Н.С. Лескова, А.Н. Островского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, рассказы об И.А. Гончарове и других писателях XIX века; две книги под одной обложкой - «Мое собранье лиц» и «Жизнь: книги и люди» - в них собраны рассказы, этюды и эссе о людях и книгах, о писателях и режиссерах, некогда вдохновивших автора и определивших его жизненный путь. В 1977 году вышел «Театр кукол, день сегодняшний. Из записок критика». Одной же из самых значимых в творчестве театроведа Калмановского стала книга об Алисе Фрейндлих, опубликованная в 1989 году. Возможно, «Книга о театральном актере» послужила своеобразным предвестником серьезного размышления об этой, теперь уже с уверенностью можно сказать, великой актрисе.

В наши дни, когда молодые актеры всё чаще сдают свое лицо и тело напрокат в кино и театре, когда всё чаще слышишь и читаешь, что «актер N везде одинаковый» и «артисты в старых фильмах играют всё лучше и лучше», стоит серьезно задуматься о профессии «актер драматического театра и кино». Чему учат четыре года в театральных вузах? Зачем помимо всем известных, уважаемых заведений плодятся факультеты актерского мастерства чуть ли не в каждом высшем учебном заведении? Вопрос количества творческих единиц на один квадратный метр театрального пространства - отдельный. Это тема для другой большой статьи. Вопрос в том, как проявляются годами вколачиваемые знания и навыки. Как хорошенькие головки мечтательных юношей и девушек обрабатывают и применяют на практике полученную информацию? Вопрос ли это к преподавателям, к их уровню или к студентам, не готовым впитывать в себя накопленное поколениями великих артистов, режиссеров, театроведов, жаждущие быстрой и желательно материально подкрепленной славы?.. Ведь всё есть - и запас сведений, черным по белому записанный на бумаге, и опыт, который мастера сцены еще в силах передать подрастающему поколению. Никогда не бывает долгого признания в профессии без большой работы, без размышлений и сомнений. Да, в цифровой век очень легко стать звездой на час, но кому это надо - артисту? зрителю? Очень много вопросов с явными на них ответами. Хочется верить, что настоящее, значимое, стряхнет с себя всю нарядную мишуру, а артист и зритель останутся друг перед другом, лицом к лицу, без всего лишнего, чтобы поговорить о наболевшем, о том, что не отпускает, сколько бы не пытался веселиться, и чтобы, наконец, найти ответы на главные вопросы. А для этого книга Евгения Калмановского должна стать настольной не только для театроведа, разгадывающего ребусы актерской профессии, но и для самого актера. Научить его отличать творчество от имитации, «искусству переживания» и «искусству представления», взаимоотношениям актера и режиссера, рождению характера, развитию роли и... общению со зрителем. И это только малая доля из того, о чем написано в этой серьезной работе.

В целом она состоит из четырех больших глав. Это «Подлинность сценического существования», «Динамика сценического существования», «Типология актерских созданий» и «Многообразие сценических форм». Каждая разделена на много маленьких подглавок. Тут и творчество актера, и его «отношение к миру», и границы творческой индивидуальности или границы амплуа, проблема творческого отбора в освоении роли, парадоксальное соотношение актера и роли, а также «маска» - участник шутливой сценической игры, и еще многое-многое другое...

Автор скрупулезно разложил на составляющие эту сложную профессию, буквально препарировав каждый ее шаг. Опираясь на опыт и на записи Константина Сергеевича Станиславского, Михаила Кедрова, Павла Маркова, Соломона Михоэлса, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова и многих других значимых театральных деятелей, Калмановский сам является пристальным наблюдателем и исследователем, и на примере самых ярких актерских работ пытается вникнуть в логику причин, следствий и целей рождения характеров и образов, будь то Сергей Мигицко в роли бухгалтера Мечёткина в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Ленинградского театра имени Ленсовета или Эмма Попова в роли Татьяны в нашумевшем спектакле Большого драматического театра им. М.Горького «Мещане». Он не только разбирает удавшиеся моменты, но очерчивает и круг проблем, неизбежно преследующих каждую серьезную работу.

В предисловии к изданию Олег Ефремов написал, что книга Калмановского - «...серьезный опыт всестороннего, систематического рассмотрения основ и особенностей творчества актера драматического театра. Ибо подлинное творчество актера - первая и главная примета живого и развивающегося театра». Но, наверное, главное, что тревожит любого художника от театра в любое время Олег Николаевич высказал в финале статьи: «Довольно часто слышишь сетования по поводу нынешнего «нетеатрального» времени. Вместе с автором хочется возразить пессимистам - театр жив, и оптимизм этот питается искренней любовью к актеру, которую разделяют все, кому дорого наше сценическое искусство»...

... Сейчас театр тоже жив, несмотря на сложнейшие проблемы, которые и не снились театральным деятелям середины и конца ХХ века - пандемия, изоляция, удаленка, онлайн-показы, ассоциации, наши-ваши, политические передряги, в которых творческие люди занимают не самое последнее место, через одного выступая со своих персональных трибун в соцсетях. Ставится под угрозу не только театральное, но и всё искусство в целом - нет уверенности не просто в будущем, но в дне завтрашнем. В теперь уже действительно «театральное» время из последних сил все-таки хочется оставаться оптимистом и питаться не просто искренней любовью к актеру, но и его профессионализмом, высочайшим уровнем мастерства, его многообразием, его преданностью профессии и его безусловным уважением зрителя.

Фотогалерея