Красивое слово - маэстро / Вспоминая Эриха Розена (Краснодар)

Выпуск №7-247/2022, Вспоминая

Красивое слово - маэстро / Вспоминая Эриха Розена (Краснодар)

В наступившем году исполнилось бы 85 лет дирижеру Эриху Викторовичу Розену, сыгравшему ключевую роль в судьбе главного музыкального театра Кубани, а также Омского государственного музыкального театра.

В 1972 году в Краснодарский краевой театр оперетты пришел новый главный дирижер и с первого появления заставил о себе говорить не только в труппе, но и среди публики. Счастливый, улыбающийся, или, наоборот, раздраженный, желчный, остро ироничный - один и тот же человек: Эрих Розен. «Цыганский барон», «Фиалка Монмартра», «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя» (первая постановка в СССР), «Цыганская любовь», «Поцелуй Чаниты» - все это его спектакли. И он был их частью. Его в равной мере интересовала классика и музыка сегодняшнего дня.

В 1972-1976 годах Краснодарский театр оперетты возглавлял Юлий Осипович Хмельницкий, в прошлом известный артист знаменитого Камерного театра под руководством Александра Таирова. Вместе с Хмельницким в театр пришло новое поколение артистов. И Розен, который к тому времени уже здесь работал, стал главным союзником художественного руководителя. Его профессиональная сверхзадача заключалась в формировании музыкального театра как явления культурной и общественной жизни Краснодара. Он осуществил постановки в самых разных жанрах - от оперы (так именно звучали в его трактовках «Цыганский барон» и «Фиалка Монмартра») до легкой современной музыкальной комедии («Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя», «Проделки Бебирли»).

Отъезд из Краснодара (после ухода Хмельницкого) не был для Розена окончательным и бесповоротным. Эрих Викторович возвращался сюда неоднократно. Последняя его дирижерская работа в Краснодарском музыкальном театре - балет «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова.

С детства он себя никем другим и не представлял - только дирижером. Его дед, Николай Пиликин, ученик Антона Аренского и Николая Римского-Корсакова был регентом Санкт-Петербургской певческой капеллы Его Императорского Величества. Мать Раиса Николаевна происходила из известной кунгурской купеческой семьи Пиликиных. Эрих еще в раннем детстве сделал себе деревянную палочку и, когда по радио передавали симфоническую музыку, мог часами стоять перед зеркалом и дирижировать. Поэтому после четвертого курса консерватории он встал за пульт. Окончив Пермское музыкальное училище, в 1963 году поступил на дирижерский факультет по классу симфонического дирижирования к профессору Марку Паверману в Уральскую государственную консерваторию им. М. Мусоргского. Потом работал главным дирижером в музыкальных театрах Саратова, Ижевска, Краснодара, Омска.

После Краснодара уехал в Омск, где открывался Музыкальный театр. И везде оставил о себе память как о яркой личности и музыканте высокой профессиональной культуры и эрудиции. Широкое знание репертуара, большая работоспособность позволили ему стать одним из лидеров дирижерского корпуса музыкальных театров России. Журнал «Советская музыка» (№ 1, 1988) поставил Эриха Розена на второе месте в пятерке лучших дирижеров музыкальных театров Советского Союза. За период работы в Омском музыкальном он осуществил более 50 постановок - опер, балетов, оперетт, мюзиклов и музыкальных комедий. Первой работой дирижера в Омске стала «Веселая вдова» Ф. Легара. Затем в репертуаре появились оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1984), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1986), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1988), «Риголетто» (1993) и «Травиата» (1996) Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини (1992), «Зори здесь тихие» К. Молчанова (2000); балеты «Щелкунчик» (1990) и «Спящая красавица» (1992) П.И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2001), «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (2003).

Умение заражать своей увлеченностью других, ставить перед собой высокие художественные задачи, точно воплощая замысел произведения, привлекали к Эриху Викторовичу внимание ведущих российских театров. Неоднократно он выезжал для участия в постановках в Воронеж, Краснодар, Свердловск. Успешно представлял искусство Омского музыкального театра на фестивалях и гастролях в стране и за рубежом. Преподавал в Омском государственном университете. Автор музыки «Омского вальса» и ряда романсов.

Эрих Розен стоял у истоков рождения новых экспериментальных спектаклей, среди которых произведения Т. Хренникова, В. Казенина, Е. Птичкина и других композиторов. Вел активную педагогическую деятельность. Под руководством профессора Эриха Викторовича Розена и при его участии совершенствовались в мастерстве не только студенты университета культуры, но и ведущие мастера сцены. Тринадцать из них стали народными и заслуженными артистами России, пятеро - лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов. Как симфонический и оперный дирижер, Розен гастролировал в КНР, Швейцарии, Израиле. В 1989 году за заслуги в области советского искусства ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Недавно на собрании коллектива Краснодарского музыкального театра чествовали юбиляров и среди них прозвучало имя скрипачки, заслуженного работника культуры России Зои Розен. Многие просто не знали, не догадывались, что эта женщина - верная подруга и жена Эриха Викторовича, прошедшая с ним большой творческий и человеческий путь. В профессии она уже 60 лет, и в свои 83 года работает в оркестре Краснодарского музыкального театра. На столике у Зои Георгиевны стоит фото мужа, с обратной стороны необыкновенно трогательная надпись: «Да хранит вас Бог! Я всегда с вами!!! Дорогой, любимой, талантливой Зоеньке, моей жене, другу. Матери нашего сына, замечательному концертмейстеру оркестра. Наш путь в жизни и музыке 42 года. Ваш папа Эрик Розен. 2004 год». Супруги воспитали сына Алексея, который окончил Уральскую государственную консерваторию по классу композиции и теории музыки. Сегодня он преподает музыку в Германии.

В одном очень давнем интервью Эрих Викторович сформулировал наказ молодым музыкантам: «... Работа дирижера еще и в том, чтобы зритель не почувствовал явных удач и неудач певца - и это тоже отчасти заслуга дирижера. Ощущая природу голоса - музыканты называют это хорошим «вокальным ухом», - дирижер строит исполнения произведения таким образом, чтобы в выгодном свете представить вокальные способности певца, сделать акцент на его «коронных» нотах. Достойно выдержать целый спектакль непросто. Теряешь в весе пару килограммов. Просто нужно много передумать и перечувствовать, чтобы к тебе обращались красивым и протяжным словом "маэстро"».

Он ушел в 64 года после непродолжительной болезни, в Омске. Лауреат Государственной премии Удмуртской АССР (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), почетными знаками «Отличник культурного шефства над селом» (1987), «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами» (1988). В рамках ежегодного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» в номинации «вокал» учреждена премия имени Э.В. Розена.

Фотогалерея