Юбилейные «Встречи в России»

Выпуск №1-111/2008, Содружество

Юбилейные «Встречи в России»

Ежегодно в течение 10 лет театральные деятели стран СНГ и Балтии встречались на берегах Невы со своими собратьями по искусству, делились впечатлениями, говорили о своих проблемах, смотрели спектакли и слушали их оценку критиками разных стран. Фестиваль «Встречи в России», прошедший весной, был особенный, юбилейный, и посвящен он был памяти ушедшего от нас год назад народного артиста СССР Кирилла Лаврова, бывшего Председателем Конфедерации театральных Союзов и оказывавшего большую помощь театрам этих стран. Обо всем этом и о значении фестиваля говорили на пресс-конференции заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга В. Ю. Панкратов, секретарь Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ  К. А. Пшенко, директор БДТ им. Г.А.Товстоногова Б. Г. Контребинский, генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» С. Г. Шуб.

На сцене БДТ состоялся благотворительный концерт — посвящение Кириллу Лаврову — «Жизнь коротка, но она прекрасна». В нем приняли участие Татьяна Доронина, Алиса Фрейндлих, Валерий Ивченко, Симфонический оркестр Государственной филармонии им. Д.Шостаковича, Санкт-Петербургский камерный хор, Молодежный театр Узбекистана и многие другие. Открывал фестиваль Русский театр им. Леси Украинки, где начинал свой актерский путь Кирилл Лавров. Киевляне показали «Насмешливое мое счастье» по пьесе Леонида Малюгина. Постановка Михаила Резниковича 1966 года шла 18 лет, а в 2004 году, к 100-летию со дня смерти А. П. Чехова, была возобновлена с тем же уникальным оформлением Давида Боровского — на оголенной сцене орган из березок и венские стулья.

Вячеслав Езепов (актер Малого театра) создает образ Чехова, подчеркивая удивительную деликатность, чуткость, большую требовательность к себе и одновременно юмор и любовь к жизни, иногда иронию, иногда отчаяние. Лирические отношения с Ликой Мизиновой прошли через всю его жизнь. Наталья Доля — Лика очаровательная, легкая, порывистая, воздушная, словно натянутая струна, несет в себе с самого начала безысходность любви. Николай Рушковский — брат Чехова Александр и Лариса Кадочникова — Книппер, игравшие в этом спектакле и в прежние годы, вновь показали свое мастерство, умение с любовью раскрыть суть образов. Это спектакль-исповедь, в котором царит правда, боль, интеллигентность, строгость мысли и человеческая красота.

В этом году старому знакомому и любимцу петербургской публики Молодежному театру Узбекистана исполняется 80 лет, и поэтому на фестивале мы увидели три его спектакля.

«Насреддин. Love.ru» по поэме Тимура Зульфикарова «Первая любовь Ходжи Насреддина» — первая пьеса автора, написанная им в 1993 году.

Режиссера Наби Абдурахманова давно привлекает поэзия Зульфикарова, у которого есть свой стиль и свое поэтическое видение судьбы Насреддина — героя восточного фольклора, персонажа многих литературных произведений. Спектакль — второй совместный международный проект Молодежного театра и Театра-фестиваля «Балтийский дом» (в прошлом году Наби Абдурахманов поставил «Притчу о любви Дарованной» по поэме Алишера Навои), в котором заняты узбекские и русские актеры. Здесь много режиссерских находок и лирических сцен — первая ночь с возлюбленной Сухейль (Александра Кузнецова), прощание Насреддина с отцом и матерью. Настоящим открытием стала работа молодого петербургского актера Александра Передкова, создавшего очень интересный и обаятельный образ Насреддина (это вторая его роль в театре).

Спектакль «Содом и Гоморра XXI» — пластическое шоу в стиле прогрессивного рока (композитор Альберт Халмурзаев).

В основе постановки Наби Абдурахманова — библейская история из Ветхого Завета о гибели погрязших во грехах городов. Это спектакль-плакат, спектакль — акция в поддержку борьбы против наркотиков, которые с точки зрения современности являются страшным грехом (в мире около 50 миллионов наркоманов!). Спектакль яркий, шумный, хотя хореография (Малика Искандарова) несколько однообразна, движения смыслово по пластике не простроены. Он ориентирован, в основном, на молодежную аудиторию.

Порадовал всех «Лекарь поневоле». Сам Мольер считал эту «комедийку», сюжет которой заимствовал из средневекового рассказа, озаглавленного «Дурное намерение», безделкою, но публика в свое время была в восторге. Наби Абдурахманов сделал из этой маленькой комедии яркий красочный фейерверк. Он поставил ее в жанре площадного театра средневековья, соединяя с комедией дель-арте и балаганом, сопроводил очень хорошей музыкой и очаровательными вставными дивертисментами, особенно пролог и эпилог. «Лекарь поневоле» — изящный театр представления, который мы редко нынче видим. Это праздник для актеров и зрителей, которые тоже вовлекаются в игру. Думается, что порой режиссеру изменяет чувство меры и вкуса, но в общем спектакль, как всегда в этом театре, отличается прекрасным актерским ансамблем, фантастической пластичностью актеров, прекрасно владеющих телом, очень красивыми костюмами (Васса Васильева) и легким, воздушным, из струящихся занавесей оформлением (художник Дмитрий Мохов).

«Пять жен Ходжи Насреддина» Ибрагима Садыкова, веселую комедию-шутку, созданную по мотивам таджикского фольклора о спутницах жизни молодого Насреддина, показал Русский драматический театр им. В.Маяковского из Душанбе в постановке Олимжона Салимова.

Совершенно уникальным событием фестиваля стал спектакль «Золотой человек. История одного отца и тысячи сыновей», созданный режиссером Риккардо Соттили по мотивам произведений Марио Ригони Стерна и на основе писем и воспоминаний итальянских и русских солдат. Спектакль был создан в рамках международного проекта «Россия — Италия: Фронт памяти», ему предшествовал документальный фильм с тем же названием, посвященный судьбе Итальянской Армии (АРМИР) на Восточном фронте, также показанный на фестивале.

Автор драматургического текста Алессандра Бедино рассказывает историю, напоминающую легенду, об итальянском сапожнике из Тосканы, безнадежно долгие годы ожидавшем своего сына с войны, а потом, боясь, что сын не узнает его, выкрасившего свою одежду в золотой цвет. Параллельно действие разворачивается в России, где также старый отец (блестящая работа народного артиста России Вадима Яковлева) ожидает своих двух сыновей, не вернувшихся с войны. В спектакле есть потрясающие по трагедийной силе эпизоды — встреча двух отцов, прислонившихся друг к другу, объединенных общим горем, которые имеют право на память; обреченная, но невероятно трогательная любовь итальянского солдата и русской девушки, пронзительные сцены их прощания, сцены гибели отступающих голодных обмороженных итальянских солдат. В спектакле заняты актеры Театра-фестиваля «Балтийский дом» — кроме Вадима Яковлева, Дарья Степанова и Андрей Панин, и пять итальянских актеров. Но удивительно: ловишь себя на ощущении, что возник единый актерский ансамбль и что актеры говорят на одном языке — взаимопонимания, веры, надежды и любви. Создатели не стремились докопаться до исторической правды, хотя и работали в архивах, поднимая огромное количество документов. Главное — они прошли по дорогам войны и встречались с ветеранами, брали интервью у тех, кому перевалило за 80. Несмотря на то, что прошло почти 65 лет после окончания войны, память стариков хранит многое — это память сердца. Спектакль, в котором очень органично соединены поэтичность и натурализм, поражает своей наивностью, чистотой и философичностью, и, вырастая до мощных высот человеческой трагедии, обращен к самому лучшему, что есть в человеке.

«Дядю Ваню» А. П. Чехова привез на фестиваль Русский театр драмы им. М.Ю.Лермонтова из Алма-Аты, которому в этом году исполняется 75 лет. Сегодня новаторство Чехова — в обращении к самому Чехову, в бережном отношении к тексту пьесы, к чеховским настроениям, мыслям, идеям, философии. К сожалению, в спектакле, поставленном 12 лет назад Азербайжаном Мамбетовым, почти ни у кого из артистов нет развития образов, нет отношения к произносимому тексту, порой он пробалтывается. Самые живые — это Астров — Игорь Горшков, ироничный, умный, трезвый, свободный внешне и внутренне, стоически, без иллюзий продолжающий свой путь; Соня — Марианна Покровская, которая молча терпит и несет свой крест, и няня — Татьяна Банченко. Главная тема спектакля — «Пропала жизнь», но каждый из героев переживает это по-разному.

Русский театр Литвы из Вильнюса показал «Игроков» Н. В. Гоголя (режиссер Михаил Бычков, художник Эмиль Капелюш). Когда в 1842 году Гоголь готовил собрание сочинений, он даже не включил «Игроков» в основной список своих пьес, отнеся их в раздел «Драматические отрывки и отдельные сцены». Начиная с 90-х годов прошлого века, пьеса эта стала необыкновенно актуальна и широко пошла по сценам наших театров. В постановке литовского театра (кстати, единственного профессионального театра в Литве, играющего спектакли на русском языке) все игроки колоритны и стоят один другого, характеры яркие, в них переплетается трагическое и комическое начала. Гоголь написал, а актеры литовского театра разыграли пьесу о надувательной силе земли нашей. Вот почему так злободневно прозвучал этот не во всем безупречно поставленный спектакль.

«Рыцари кавказских гор» Мималта Солцаева, пьеса, написанная по произведениям М. Лермонтова и мемуарам А. Авторханова, сыграна в жанре исторической трагедии Русским драматическим театром им. М.Лермонтова из Грозного (режиссер М. М. Солцаев). Задача была очень важная — возродить русский театр, давно прекративший существование в республике, попытаться показать и, может быть, хотя бы отчасти примирить национальные проблемы, раскрывая актуальную тему противостояния чеченцев и царской власти в начале XIX века.

Сам факт обращения Русского театра Эстонии (Таллин) к творчеству Сергея Довлатова — явление значимое. У прозы Довлатова практически нет сценической истории — наиболее известны спектакли «Новый американец» во МХАТе и «Заповедник» в Театре им. Моссовета.

Инсценировать прозу всегда трудно, а уж довлатовскую и подавно. Елена Скульская попыталась переложить прозу на язык сцены, взяв фрагменты из рассказов «Зона», «Компромисс», «Заповедник», «Ремесло», «Филиал», «Записные книжки», и появился спектакль «Большой человек в маленьком городе». При всех недостатках этого опыта (какие-то рассказы просто просились на сцену, а другие были лишними), встреча в театре с Довлатовым — «замечательным стилистом», по выражению Иосифа Бродского, вызвала огромную благодарность.

Прекрасный актер Таллинского русского театра Эдуард Томан удивительно точно передает тональность довлатовской прозы — насмешливо-сдержанную, с юмором то грустным, то искрометным.

При жизни Довлатов говорил, что хочет быть похожим только на Чехова. Некоторые исследователи творчества Довлатова считают, что у него был чеховский взгляд на мир. И у Томана порой сквозь жесткость прорывается чеховское лирическое начало.

Музыкальное сопровождение (песни-зонги на стихи Елены Скульской), вызвавшее ряд критических замечаний, мне показалось не выпадающим из общего контекста, вероятно, благодаря замечательному исполнению Томаном.

Думается, что благодаря режиссуре Томана и его великолепной игре мы посмотрели на мир, как и автор, с невозмутимой, беззлобной насмешкой и мягкой иронией, за которой угадывается щедрое приятие жизни во всех ее проявлениях, почувствовали обаяние личности Довлатова, которому так трудно было жить и творить в России, но без которой ему было так трудно существовать, когда он ее потерял.

Один из интереснейших спектаклей фестиваля — «Войцек» Георга Бюхнера Продюсерского центра «Мэджик» (Минск, Белоруссия). Бюхнер — последний немецкий романтик начала XIX века, проживший всего 23 года, но сумевший предвосхитить очень многое в веке XX — от Брехта до театра абсурда и экзистенциалистов. «Войцек» — одна из самых загадочных пьес мирового репертуара. Она была не окончена, дошла до нас в черновиках и состоит из отдельных эпизодов. Немецкий режиссер Моника Добровлянска из эпизодов создала гармоничный спектакль, который сыграли молодые актеры. Все, что недописано драматургом, дополнили очень живые этюды. Покоряет главный герой Войцек в исполнении Сергея Ковальского. Этот тупой, тихий, молчаливый солдат беспрекословно и автоматически выполняет бессмысленные приказы капитана и полкового врача, принимая такую жизнь как данность. Когда же он остается на сцене один, то смотрит так, что завораживает, от его глаз нельзя оторваться, они говорят без слов. Ковальский — актер очень тонкий, интуитивный, играющий драму маленького человека в эпическом спектакле, затрагивающем многие современные проблемы.

Государственный театр кукол им. О.В.Туманяна из Еревана показал очень хорошую инсценировку «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой «Шар голубой». Режиссер Нарине Григорян поставила нежный, интеллигентный спектакль, овеянный красотой цветаевского слова и духа.

О «Последнем поединке Ивана Бунина» Рустама Ибрагимбекова (театр «Ибрус», Баку) было уже написано в предыдущих номерах журнала «Страстной бульвар, 10», а спектакль Русского драматического театра имени К. С. Станиславского из Еревана «В Москву... в Москву... в Москву...» (по пьесе А. Чехова «Три сестры»), к сожалению, мне не удалось посмотреть.

Новым и неожиданным стало участие в X фестивале «Встречи в России» театров дальнего зарубежья. В основном, это были камерные постановки и моноспектакли. Вызвали интерес два спектакля из Израиля — «Человеческий голос» Жана Кокто «Товарищества актеров» из города Ашдода (режиссер Илья Боровицкий, в главной роли Олеся Алексеева) и «Уходил старик от старухи» Семена Злотникова театра «Ковчег» из Иерусалима (режиссер Станислав Фальк). Датско-Российский театр «Диалог» из Копенгагена показал литературно-музыкальный спектакль «Норвежская баллада» по знаменитому рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (режиссер Андрей Дрознин, исполнители — Татьяна Дербенева и пианист Александр Ваулин). Независимый русский театр из Парижа «Летний снег» привез режиссер и исполнитель Алексей Левшин. Его композиция «Место действия — Москва» составлена из фрагментов произведений и писем М. Булгакова. «Серебряную звезду» Кристины Лугн показал Театрум (Устад, Швеция, режиссер Линда Ритзан).

X Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» был очень интересным, насыщенным и разнообразным. Он вызвал много дискуссий и критических сражений, но явился большим театральным событием и праздником для всех любителей искусства.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.