НОВОШАХТИНСК. Степная история

Выпуск №8-248/2022, В России

НОВОШАХТИНСК. Степная история


В Новошахтинском драматическом театре одной из успешных премьер сезона стал спектакль «В ночь лунного затмения» Мустая Карима (режиссер-постановщик Оксана Второва).

Чем же привлекла театр трагедия классика башкирской литературы, написанная полвека назад и украшавшая в свое время репертуар многих советских театров? Оксана Второва смогла рассмотреть в этом драматургическом материале высокую трагедию, не уступающую древнегреческим образцам. Молодому режиссеру удалось подняться над бытом и приоткрыть поэтику Мустая Карима.

Действие происходит в XVII веке на стойбище в башкирской степи. Танкабике (Ольга Клименко) - овдовевшая глава рода. Старший ее сын Юлмурза на поле брани, в томительном ожидании живет его жена Шафак (Марина Кожушко). Режиссеру неважно, какая именно это война, хотя в тексте пьесы указано, что она «за белого царя». Отсечением конкретики происходящего режиссер вводит нас в мир поэтический, условный.

Немало условностей и в сценографии художника-постановщика Ирины Михайловой. Натуралистических башкирских юрт мы не увидим. На сцене два черных помоста, которые могут перемещаться - то отодвигаясь друг от друга, то соединяясь. На заднике белые облака, по очертаниям напоминающие то ли рыб, то ли птиц и относящие нас к языческим верованиям башкир. Облака мы видим и на узких сетчатых занавесях, висящих во всю высоту сцены. Занавеси перемещаются и создают различные места действия. Посередине сцены на уровне человеческого роста подвешен огромный казан, напоминающий жертвенный алтарь. Затем казан становится луной, переворачиваясь на 90 градусов и поднимаясь вверх. В ночь лунного затмения и происходит развязка этой степной истории.

Соответствует смятенному беспокойству героев спектакля и световая партитура художника по свету Бориса Михайлова, рождающая ощущение тревожности происходящего - сумерки, полутени, всполохи...

Музыкальное оформление стилизованно-восточное: здесь и башкирская музыка, и индийская, часто звучат барабаны, гортанное пение... Костюмы тоже стилизованы. В них сочетание элементов башкирского народного костюма и чего-то сказочно-восточного. И все герои - босиком. Марина Кожушко в роли Шафак в каждой сцене приковывает к себе внимание. Актриса правдива и достоверна. В ее героине ощущается и рождает отклик у зрителя напряженная внутренняя жизнь - от ожидания до отчаяния.

Но вот всадники возвращаются с войны. Все, кроме Юлмурзы. Для Шафак это конец ее жизни. Аксакалы напоминают Танкабике о соблюдении традиций, то есть на Шафак должен жениться младший брат Юлмурзы Акъегет (Антон Ткаченко). Но у него есть невеста - Зубаржат (Кристина Казарова). Да и калым уже заплачен... Но и на это у аксакалов есть ответ: Зубаржат надо выдать замуж за маленького Ишмурзу (Кирилл Кожушко), младшего брата Акъегета. Танкабике в смятении. Правы ли аксакалы? Она понимает, что следование традициям никому не принесет счастья. Стоит ли держаться за них?

Юные Акъегет и Зубаржат наполняют спектакль поэтичностью, страстной влюбленностью и дыханием молодости. Эти двое созданы друг для друга, и так хочется, чтобы они смогли быть вместе. Но Танкабике делает все по указке почтенных старцев.

А тут еще появляется Дервиш (Александр Скулков), который влюбляется в Шафак. Дервиш просит Танкабике отдать ему невестку, но получает отказ. И в ход идет шантаж. Много-много лет назад этот странствующий монах проходил через стойбище и узнал великую тайну: местный юродивый Дивана (Максим Летучий) - незаконнорожденный сын Танкабике. Но даже возможное оглашение позора не заставит ее отдать Дервишу Шафак.

У Мустая Карима центральный персонаж - Танкабике, которая мучительно принимает одно непростое решение за другим. В спектакле же на первый план выведена Шафак. Актриса настолько глубоко проживает роль, что чувствуешь, будто это происходит с тобой. Дервиш, угрожая ножом, берет Шафак силой (эта сцена решена пластически, без натурализма и даже целомудренно), ему удается овладеть только ее телом, но не душой - Шафак добровольно уходит из жизни.

Сцены с изнасилованием нет в пьесе. Вводя ее, режиссер обостряет предлагаемые обстоятельства, делая все по законам трагедии: главный герой обречен умереть. И случается это в ночь лунного затмения. В эту же ночь любящие друг друга Акъегет и Зубаржат покидают стойбище, чтобы никакие традиции не смогли их разлучить.

Луна - одно из самых мифологизированных небесных тел у башкир. Существуют поверия, связанные с фазами луны, а уж лунное затмение всегда считалось событием из ряда вон выходящим.

Так режиссер, вместе с Мустаем Каримом, интерпретирует локальную степную историю, поднимая ее до общечеловеческой, делая современной.



Фото Эльхана АЛЕКПЕРОВА

Фотогалерея