Праздник, который ежегодно с нами / Фестиваль «Йошкар-Ола театральная»

Выпуск №8-248/2022, Фестивали

Праздник, который ежегодно с нами / Фестиваль «Йошкар-Ола театральная»

В 2022 году в смотре достижений театров региона в Йошкар-Оле, как обычно, участвовали все коллективы, работающие в столице республики Марий-Эл: Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Э. Саппаева, Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, Академический русский театр драмы имени Г.В. Константинова, Марийский ТЮЗ, Республиканский театр кукол и Горномарийский драматический театр.

Афишу «Йошкар-Олы театральной» составили шесть театров и 11 спектаклей. Картина получилась пестрой, разнообразной, а для нас, критиков, не первый раз принимавших участие в этом мероприятии, и показательной. Интересно наблюдать, как развиваются коллективы, как по-новому раскрываются актеры, которых видели прежде.

Академический русский театр драмы им. Г.В. Константинова представил два спектакля. О серьезной, значительной работе Владислава Константинова, спектакле «Сладострастники» по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», мне уже довелось писать на страницах «Страстного бульвара, 10». Этот спектакль был удостоен приза за лучшую режиссуру. Иван Карамазов Антона Типикина признан «Лучшей мужской ролью в драматическом спектакле», а за лучшую мужскую роль второго плана премия вручена исполнителю старца Зосимы Сергею Матюшкину.

Пьесу Ярославы Пулинович по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» поставил в русском театре режиссер из Костромы Станислав Голодницкий, оформил его отец, художник Борис Голодницкий, много и плодотворно работающий в театрах Йошкар-Олы. Отмечу сразу, что инсценировка Пулинович вызывает много вопросов. Постепенное развитие действия, характерное для очерка Лескова, заменено чисто театральным приемом обратной перспективы. Действие начинается «с конца», с допроса Катерины Львовны. Время от времени возникают сцены, рассказывающие историю любви и преступлений купчихи Измайловой. Следователь Терентий Павлович (Игорь Новосёлов) в сценах допросов, которые заставляют Катерину Львовну вспомнить драматические события, ведет себя более чем странно. Он явно неравнодушен к этой женщине, излучающей темную силу и женскую манкость.

Юлия Охотникова, актриса яркая, открытого темперамента, словно создана для роли мрачной и страстной женщины, поражающей умением любить и страдать, преданной одной только любви, для которой весь мир оказался сосредоточенным на Сергее. Катерина Юлии Охотниковой словно живое воплощение замечания одного из исследователей этого характера: «О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель). Но актрисе явно не хватает режиссерского разбора, который мог бы сделать ее работу глубже и многограннее. Крепкая труппа русского театра прекрасно справляется с массовыми сценами, но и в них не достает строгости и вкуса. Длинна и утомительна расправа над Сергеем, которого наказывает Борис Тимофеевич, свекор Катерины. Работники долго и с удовольствием глумятся над незадачливым любовником хозяйки. И таких сцен, не до конца продуманных и простроенных, немало. Например, неточно выстроена финальная сцена гибели Сонетки и Катерины Львовны. Актрисы просто уходят со сцены, а драматизм последнего злодейства, мести влюбленной женщины сценически не обозначен.

Дмитрий Шишмаков, ставший в прошлом году обладателем приза за лучшую мужскую роль, сыграл Сергея. В актере есть и стать, и обаяние, и некая ленца, и насмешливость, делающие его таким привлекательным, но и расчетливость, заставляющая его подчинить себе хозяйку. Точно и выразительно сыграла роль разбитной уголовницы Сонетки, новой пассии Сергея, Наталья Ложкина, отмеченная премией «Лучшая женская роль второго плана».

Марийский ТЮЗ смело обращается к современной драматургии. В зале сидят подростки, в расчете на них и была взята в репертуар пьеса «Сторож» талантливого драматурга Сеппо Кантерво (Сергея Пронина). Он же стал и постановщиком спектакля. История эта оказалась созвучной размышлениям многих юных зрителей о мечте. О том, хватит ли у молодого человека, вступающего в жизнь, сил осуществить заветное желание. Студентка театрального института Лив хочет стать актрисой. Ее не смущают трудности - ни то, что негде жить, и, практически, не на что. Она упорно идет к своей цели. Любовь заставляет поверить героине и проникнуться к ней сочувствием. Охранник Макс кажется поначалу суровым служакой, для которого главное - правила и инструкции. Но постепенно актер Андрей Алексеев раскрывает характер героя, который не сумел отстоять свою мечту, а теперь обстоятельства таковы, что он не может заниматься любимым делом. Тем с большим энтузиазмом помогает он Лив осуществить ее намерения. Сергей Мамаев играет отца Макса, лихого, уверенного в себе отставника. Актер использует резкие сатирические краски, но позволяет увидеть и внутреннюю растерянность своего персонажа.

Пьеса Зинаиды Долговой, актрисы ТЮЗа, «Песня дикой пчелки» написана и сыграна на марийском языке. В этой истории мелодраматические сюжетные линии переплетаются с узнаваемыми житейскими коллизиями. Старик Аптыкей встречает в городе голодного оборванного мальчишку и везет его в деревню, в свой дом. Относится как к внуку, учит ухаживать за пчелами, которых разводит, помогать по хозяйству. Смышленый, жаждущий домашнего тепла паренек скрашивает одиночество овдовевшего старика, дети которого давно разъехались. Появляется освободившаяся из мест не столь отдаленных дочь старика. Ее упрятал в тюрьму по ложному обвинению бывший муж, отнявший и их общего сына. Мы видим, как возрождаются родственные чувства взрослых сестер, дочерей Аптыкея, как приемный мальчишка устраивает встречу сына и матери, становимся свидетелями того, как доброта и доверие находят путь к сердцам людей. Незамысловатая история учит ценить истинную любовь, тепло семьи, радость общения с родителями.

Режиссер Олег Иркебаев бережно и подробно выстраивает сценическое действие, подавая исполнителей «крупным планом», а оформление Алексея Голубцова, лаконичное и функциональное, создает образ теплого деревенского дома. Значителен и благороден Аптыкей в исполнении Юрия Алексеева. Но истинной находкой спектакля стало исполнение Галиной Соловьевой роли одинокого мальчишки Максима. Никакой «тюзятины» - точное проникновение в характер, пластику подростка, угаданные жесты и интонации. Первые полчаса спектакля я была уверена, что на сцене подросток, необыкновенно органично вписавшийся во взрослый ансамбль. Максим Галины Соловьевой излучает доброжелательность, открыт миру и людям. За эту работу актриса была отмечена премией «Лучшая роль в драматическом спектакле».

Горномарийский драматический театр обратился к пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва». Сам выбор заслуживает уважения: театр в небольшом городе Козьмодемьянске стал настоящим очагом культуры, и обращение к классике, к пьесе, где показаны интересные характеры, а ситуации близки к реалиям сегодняшней жизни, в которой правит «золотой телец», могут прозвучать весьма актуально. Однако режиссерское решение, предложенное Сергеем Васиным, разочаровало, поскольку желание насильственно осовременить пьесу привело к внешним сомнительным эффектам, отвлекло от характеров, мотивов поведения, от раскрытия интриги.

Флор Федулыч (Михаил Пекцоркин), степенный купец, ценитель истинной красоты и настоящих чувств, предстает эдаким полубандитом, его торжественно выносят два охранника в современных костюмах и черных очках. Дульчин (Николай Марышев) чрезмерно суетлив и по воле постановщика попадает в весьма опасные ситуации. Недаром в программке обозначено «подельники» (!), то есть приятели Салая Салтаныча - просто «братки» 1990-х, которые жестко расправляются с любителем сладкой жизни Дульчиным. Юлия Павловна (Наталия Гусянова) играет женскую драму, но постановщик не разработал в полной мере этот характер цельной страстной женщины. Жанр спектакля определен как «авантюрная трагикомедия». Уверена, что стремление раскрыть стиль автора, а не насытить спектакль «эффектными сценами», пошло бы на пользу представлению.

Два спектакля Республиканского театра кукол были поставлены для самых маленьких, но их с удовольствием смотрели и взрослые - родители, учителя и критики. Одним из украшений фестиваля стали «Проделки Козы-Дерезы». Пьеса М. Супонина написана по мотивам русской народной сказки для детей с трех лет. Уверена, если малыш первым в своей жизни увидит именно этот спектакль, он навсегда запомнит, что театр - это весело, красиво, понятно, занимательно. Море фантазии, придумок, перевертышей, игры, озорства, стремительный темп, внятность, мастерское владение планшетной куклой, умение неживое сделать живым, придав кукле характер и самостоятельность действий и проявлений - вот секрет успеха спектакля, который поставил режиссер Евгений Насупа вместе с художником-постановщиком Екатериной Андрейчук и художником по куклам Мариной Зориной.

Сам Евгений Насупа исполняет роли Первого купца и Козы-Дерезы. Вместе с ним в спектакле заняты еще Руслан Незеев (Второй купец, он же Дед, Пес, Медведь) и Егор Ярандаев (Третий купец, он же Старик, Бабка, Внучка). Актеры замечательно работают с куклами, тонко передают звучание разных голосов. Особенно отмечу Егора Ярандаева, исполняющего две женские роли, и Бабка у него легко отличается от Внучки. А Руслан Незеев хорош и в роли основательного Медведя, и активного Пса. Актеры с удовольствием ведут свои партии, и это наслаждение профессией передается залу. Евгений Насупа приводит в восторг своей Козой-Дерезой. Ее лицемерие, наглость, нахальство, «расцветающие» от сцены к сцене, лживость и льстивость, способность меняться на протяжении спектакля рисует образ двуличного, но, вместе с тем, невероятно обаятельного существа. Недаром Евгений Насупа отмечен премией «Лучшая роль в театре кукол».

«Серебряное копытце» по мотивам сказа П. Бажова представлен режиссером-постановщиком и автором инсценировки Александром Стависским (Санкт-Петербург) в иной стилистике. Стильное серо-бежевое пространство художника Варвары Прободяк (Санкт-Петербург), атмосфера зимы, таинственности, приглушенных красок. Однако есть конкретное замечание художнику. На фоне серо-бежевых костюмов кукловодов, серо-белых декораций теряются небольшие куколки, тоже выполненные в приглушенных тонах. Колористическое единство помешало выразительности спектакля, рассчитанного на детей от четырех лет. В спектакле хорошо работают молодые студийцы, получившие специальную премию жюри «Надежда» - Софья Козлова, Арина Запылихина, Елена Ямбаршева, Александр Кириллов, Андрей Макаров.

Порадовал своими работами Марийский национальный театр имени М. Шкетана. Роман Алексеев, постановщик эффектных театральных музыкальных зрелищ, год назад создал спектакль по национальной марийской сказке о сереброзубой Пампалче. В этот раз он обратился к комедии Шекспира «Укрощение строптивой» и продемонстрировал владение жанром, умение соединить высокую литературу и стихию площадного зрелища, тонко почувствовать и выявить в построении мизансцен и поведении персонажей игровую природу пьесы.

На сцене - стремительно развивающееся зрелище: множество трюков, театральных гэгов, веселого озорства, неожиданных решений, лукавых перевертышей. Ощущение, что крутится пестрая карусель, стремительно меняя картинки. Страдания женихов Бьянки, неукротимая Катарина, мгновенная интрига с переодеваниями Люченцио и Транио, и, наконец, появление Петруччо, решившего укротить Катарину.

Петруччо Павла Ефимова брутален, весел, уверен в себе, полон задора и готов преодолеть все препятствия на пути к браку со строптивицей. Очаровательна Катарина в исполнении Светланы Александровой, убедительной и в роли агрессивной злючки, и в сценах, где она измучена и готова ублажать тирана-мужа, и тогда, когда появляется во всем блеске красоты и женского обаяния, как послушная, но гордая своей любовью жена. Актриса по праву получила «Приз зрительских симпатий». Премия «Лучшая эпизодическая роль» вручена Юрию Алексееву за роль Винченцио в этом спектакле. Небольшой эпизод, где морочат голову почтенному старцу переодетый слуга и случайный прохожий, была сыграна с истинным блеском.

Спектакль «Folks» на семи языках поставил в театре им. М. Шкетана Степан Пектеев по собственному сценарию. Премьера состоялась год назад, но именно сегодня эта работа оказалась как никогда актуальной. На сцене 11 молодых актеров, одетых в джинсы, спортивные штаны и яркие толстовки. Представители разных национальностей: немец, англичанин, итальянец, финка, мариец, русский. Они говорят о своем, наболевшем (перевод речей персонажей, говорящих на разных языках, транслируется на заднике). Есть ведущий. Каждый говорит по-своему и о своем, но все думают об одном. О родном доме и родном крае, о любимых, о своей профессии, о желании сохранить природу. Герои спектакля с нежностью вспоминают детство, близких, домашних питомцев. Сливаются в единый организм и остаются один на один с залом. Поют оперные арии - и делают это вполне профессионально. Читают стихи. Играют на национальных инструментах. Вспоминают историю своей страны.

На сцене жизнь - сложная, многогранная, грустная, яркая, печальная... Спектакль-раздумье, но с опорой на современные ритмы, хореографию. О серьезном говорится в доступной форме, энергично, красиво, искренне. Молодежный зал слушал, завороженный. Художник - Катерина Андреева, музыка Евгения Роднянского (GRENZ). В номинации «Лучшая режиссура» был отмечен Степан Пектеев, за «Лучшую эпизодическую роль» - Сергей Данилов (Паяц).

Как всегда, с нетерпением ждали встречи с новыми работами Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э. Саппаева. Этот коллектив

- гордость республики, один из лучших республиканских театров. Новое впечатляющее здание, современное техническое оборудование, орган. Сильная профессиональная труппа, оркестр, высокая постановочная культура. И все это благодаря художественному руководителю, заслуженному артисту РФ Константину Анатольевичу Иванову, министру культуры, печати и по делам национальностей РМЭ. Он знает театр, последовательно выстраивает художественную программу его развития, приглашает известных постановщиков, солистов, воспитывает достойную смену, поддерживает творческий уровень труппы. Хорошо выученная балетная часть труппы еще раз продемонстрировала свое умение исполнять не только классические партии, но и современную хореографию.

Театр обратился к актуальной теме и представил одноактный балет «Белый лебедь» на музыку Рашида Калимуллина по произведению Виктора Добросоцкого. Хореограф-постановщик Денис Фейзов соединил узнаваемые реалии городской культуры и элементы классической хореографии. Выразительные сольные партии, дуэты и эффектные массовые сцены позволили рассказать конкретную и поэтически обобщенную историю о том, как человек пересматривает свою жизнь, находит путь к чистоте и высоким помыслам.

Жюри отметило работы нескольких исполнителей: «Лучшая женская роль второго плана» у Светланы Сергеевой (партия Веры), специальная премия жюри «Сценический дуэт» - у Анны Григорьевой (Тамара) и Ивана Мелехина (Олег), а также у Артема Васильева (Сергей) и Романа Старикова (Йегрес). Призом за лучшую сценографию награжден Борис Голодницкий также за балет «Белый лебедь». Его работа, как всегда, восхищает точностью проникновения в суть исполняемого произведения, лаконичностью, безупречностью подобранных деталей.

«Гран-При» был удостоен балет А. Шора «Хрустальный дворец» Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э. Саппаева, поставленный Екатериной Мироновой и Александром Сомовым. Они же являются и авторами либретто, написанного на основе реальных исторических фактов. Но было бы неправильно искать тут историческую правду - это поэтическое осмысление истории любви, которая оказывается сильнее всех препятствий и самой смерти.

«Хрустальный дворец» не просто балет, а удивительное мультижанровое зрелище, поражающее размахом, фантазией, красотой, великолепными балетными номерами, сделанными в лучших традициях классической хореографии, богатым и стильным оформлением - прекрасны яркие костюмы цветов и птиц, завораживают серебристо-голубые декорации и костюмы второго, «ледяного» акта. Размах и великолепие - так можно описать впечатление от этого блистательного зрелища. В спектакле собраны лучшие силы прекрасной труппы. И неудивительно, что премии «Лучшая партия в балете» достались исполнителям ролей влюбленного Шута Итару Нада и влюбленной Шутихи - пленительной Кристине Михайловой.

В этой балетной феерии есть место и драматическим сценам, и вокальным номерам, которые становятся настоящим украшением спектакля. Валерия Баландина, исполнившая партию Оперной дивы, была удостоена премии в номинации «Лучшая вокальная партия».

Символично, что Премии вручали в Международный день театра. Театр в Республике Марий-Эл живет творчески н

Фотогалерея