Почему обвалился потолок / "Прыг-скок, обвалился потолок" в Театре Наций

Выпуск №8-248/2022, Премьеры Москвы

Почему обвалился потолок / "Прыг-скок, обвалился потолок" в Театре Наций

Киноповесть Геннадия Шпаликова «Прыг-скок, обвалился потолок», написанная в 1974 году, пролежала после гибели автора около 50 лет и ни разу не была экранизирована. Марина Брусникина вынашивала идею постановки с 1990 года и только сейчас решила реализовать свой замысел на малой сцене Театра Наций. Получился повествовательно-исповедальный театральный роман о невозможности счастья при равнодушном отношении к беде другого. Что сегодня встречается довольно часто.

В сценарии Шпаликова Брусникину заинтересовала хрупкость человеческих отношений. Почему хорошие люди мучают друг друга, и только большое горе, случившееся по их же вине, открывает им глаза на совершенные ошибки? В обычную рабочую семью беда приходит совершенно с неожиданной стороны. Все начинается с чепухи, банальной ссоры и заканчивается судом.

Казалось бы, вынесенная в заголовок детская считалочка «Прыг-скок, обвалился потолок» настраивает на веселый лад. Неслучайно в словесной ткани сценария встречаются смешные обороты речи, бойкий уличный сленг простоватых героев, открытых добру. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. За внешней чудаковатостью открываются такие глубокие характеры, такой противоречивый внутренний мир, что копать и копать - до дна не достанешь.

Режиссер Марина Брусникина и художник Полина Бахтина не стали упражняться в художественных изысках, используя минимум постановочных средств и партитуру светового оформления. Сценография кинопавильона их вполне устраивала. Не купируя текст, Брусникина предложила трем исполнителям театрализованную импровизацию на тему потерпевшей крушение семейной лодки.

Чтобы изобразить водный бассейн, где проходит соревнование пловцов в присутствии телевидения, а 30-летняя Аня и 10-летняя Ксения изображают синхронное плаванье, на планшет сцены проецируется голубая рябь воды. Используя простой прием, режиссер и актрисы добиваются волшебной магии, праздника на воде. Ну, как тут не запеть: «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново...» Но уже в следующем эпизоде эта прекрасная жизнь покатится под уклон. Заставит страдать, подозревать, ненавидеть. Надувные шарики, разноцветные флажки исчезнут. На площадку выкатят на колесиках трюмо, диван, стол, обозначив таким образом новое место действия - квартиру Солодовниковых. Глава дома Юрий Алексеевич (Артем Быстров) - человек компанейский, поэтому гостям рад, хотя они и задолжали ему за работу. Шут с ними, с этими деньгами, всех не заработаешь, а вот душевно посидеть, выпить, закусить, это всегда пожалуйста. Но русский человек не знает берегов, гулять так гулять. Одной бутылки водки покажется мало, выпили вторую, третью, и пошла «плясать губерния». Недаром говорят: «пьяному море по колено», поэтому можно и на столе станцевать, разбить дорогой сервиз, стулья превратить в «птицы-тройки». Только, скажите, какой жене это может понравиться? Возникающая в проеме дверей, словно статуя командора, Анна Николаевна (Дарья Калмыкова), возмущена до глубины души. Да не просто возмущена. Она покажет мужу, «где раки зимуют», и вызовет двух дюжих милиционеров приструнить загулявшего супруга и непрошенных гостей. Юрий попытается выпрыгнуть в окно с фикусом в руках и, не разобравшись, даст по морде одному из стражей порядка. Шум, гам, крики. Юру повяжут и заберут в участок. Страшно сказать: ему инкриминируют преднамеренное нападение на представителя закона, а это уже уголовная статья. Квартира опустеет. Только две одиноких фигурки матери и дочери будут слоняться из угла в угол, не зная, куда бежать, у кого просить помощи, на что надеяться. Так корежится судьба человека. Теперь Юрию нечего ждать от самого «справедливого» в мире суда, кроме камеры в тюрьме. Вот и повеселились...

Ну, а дальше, без всякого антракта, начнется «хождение по мукам». Поначалу Анне кажется, что случившееся недоразумение можно как-то уладить, забрав поданное заявление обратно... Но не тут-то было. Закон оказывается сильнее раскаянья Анны. Машина правосудия запущена, и никому нет дела, что сердце женщины разрывается от боли, и она готова в петлю лезть от стыда. Первое свидание Юрия и Анны в тюрьме не сближает мужа и жену, наоборот, отдаляет. Измученная женщина не знает, что делать с руками, заискивающе заглядывает «преступнику» в лицо, лихорадочно сует ему сумку с продуктами, а тот молчит. Молчит, погруженный в свои мысли, транслируя их в монологах. Юрий твердо решает: унижаться, просить прощение, лизать подошвы судей не будет, потому что даже у осужденного есть человеческое достоинство, а самый высший суд - это суд совести. Впервые в жизни Юрий почувствовал, как много значат для него проснувшаяся совесть и дарованная Богом внутренняя свобода. Поэтому не слишком огорчен, что присудили год заключения. Куда страшнее для него страдания дочери...

В свою очередь Ксения, 10-летняя девочка, трепетно сыгранная Александрой Урсуляк, понимает, что отца обложили со всех сторон, как дикого зверя, и люди, включая мать, предали самого доброго и бескорыстного человека. В красном пальтишке она готова стоять вместо светофора, запрещая ехать на красный свет всяким приспособленцам и уродам, но пробить стену всеобщего равнодушия не может. Правда, есть один человек, который понимает ее. Это родной дед (Рустам Ахмадеев), приехавший забрать внучку в деревню. Помочь он ничем не может, поэтому кланяться начальству бесполезно. Старик пытается отвлечь Ксению, приглашает пообедать в ресторан «Москва». В огромном пустом зале с хрустальными люстрами неуютно и холодно, как будто они попали на чужую планету. Только музыкальный автомат с брошенной в него монеткой транслирует легендарную «Катюшу». Дед смахнет набежавшую слезу, а девочка будет горько жалеть, что родилась после Великой Отечественной войны, когда у всех была одна беда и одна мечта о мире. Нет, не поедет она с дедом, смирившимся с правом сильного и будет ждать. Ждать встречи с отцом. Она состоится в канун Нового года. Они увидят друг друга среди праздничной толпы и обнимутся крепко после непереносимо длинной разлуки. Отец не скажет дочери, что ради этой радостной минутки сбежал в самоволку и за это может получить дополнительный срок. Все это чепуха по сравнению с тем, что в нем вновь проснулась жажда счастья. Это так по-русски: обрести любовь через страдания.

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея