Еще раз про любовь / "ЛюБоль" в Театре Ленком Марка Захарова

Выпуск №8-248/2022, Премьеры Москвы

Еще раз про любовь / "ЛюБоль" в Театре Ленком Марка Захарова

Название статьи сколь банальное, столь и абсолютно точно передающее смысл и содержание пьесы Андрея Яхонтова и спектакля, поставленного Андреем Соколовым в театре Ленком. Это вторая встреча автора и актера, и режиссера.

В 1999 году с большим успехом в театре «Монолог ХХI век» Андрей Соколов поставил спектакль по пьесе Яхонтова «Койка», который несколько лет показывали в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах.

И вот встреча почти через четверть века. Впрочем, пьеса «ЛюБоль» давно тревожила актера. Но возможность для осуществления мечты возникла только сейчас. Директор театра Ленком поддержал Андрея Соколова и 8 марта состоялась премьера. В Международный женский день разговор о любви более чем уместен.

И хотя, на первый взгляд, пьеса живая, ироничная, легкая, по сути, это драма. Вечная драма неразделенной любви. Конечно, трагедий, равных по накалу «Ромео и Джульетте» или «Отелло», здесь нет. Все мило, необязательно, забавно, наполнено грустной иронией... Но... Ах, как я его любила... Нет, это не про безответную любовь. Скорее, про безответственную.

Они любят друг друга, встречаются, едут вместе отдыхать, но... чего-то нет, чего-то не хватает. Любви. Той большой, настоящей, в которой неизменно присутствуют забота, нежность и внимание.

Стремительно мчится время, привычное уже утомляет, да и все надо успеть, ведь есть еще работа, друзья, милые подружки на пару встреч, веселое застолье, неожиданные гости, так взбадривающие на сумасбродства... Как пелось в одной театральной песенке: на грош любви и доброты, а что-то главное пропало.

И пьеса, и спектакль - о любви, о ее восторгах и печалях, о радости и боли: Любовь + Боль = ЛюБоль. Не бывает безоблачной любви, особенно, если это не порыв чувств, не внезапное озарение, не «солнечный удар», а отношения, пронесенные сквозь годы.

Эта история вневременная, она происходит здесь и сейчас, и двадцать, и тридцать лет назад. Поэтому в руках у персонажей - привычные мобильники, а на стене - уличный телефон-автомат, которым тоже пользуются время от времени находящиеся на сцене. Время действия - сегодня и не так давно. Время действия - когда мы были молоды и беспечны, и когда груз забот упал на наши плечи, сделал нас усталыми и равнодушными.

Время действия - это когда мы бежим на свидание, спешим в командировку, прячемся от повседневных забот на даче и в бане. Время действия - это когда расслабились на отдыхе, кутим в ресторане, задерживаемся после работы...

Здесь и сейчас. Вчера, сегодня и всегда. И оформление сцены - тоже смешение времен и неизбежные приметы повседневной жизни: деревья, выгородка квартиры, опускающиеся сверху подвижные условные конструкции, купе поезда, где происходит встреча со случайным попутчиком. Обозначение дачного дома и модного курорта. Сценограф Аддис Гаджиев создает некую условную и узнаваемую среду обитания, которая позволяет все внимание сосредоточить на героях.

Это и один из самых музыкальных спектаклей Ленкома - Андрей Батурин написал для постановки 96 оригинальных треков.

Их четверо. Он и Она. И еще двое. Тоже мужчина и женщина. Подруга и друг. Два актера исполняют множество самых разных ролей. В них двоих - все многообразие мира вокруг тех, главных, обозначенных местоимениями - ОН и ОНА.

На роль главной героини приглашена заслуженная артистка России, актриса театра Моссовета, исполнительница ролей в мюзиклах, телеведущая, киноактриса Екатерина Гусева. Казалось бы, Ленком всегда славился своими красавицами, но именно Гусева была необходима постановщику, и режиссер не ошибся. Именно эта актриса в наше жестокое, несентиментальное время обладает удивительным набором неярких акварельных красок. Такое нельзя сыграть, надо обладать этой внутренней нежностью, незащищенностью, трогательностью, которые с удивительной отвагой она не боится продемонстрировать, олицетворяя самое прекрасное и забытое, или нарочито стираемое и вытравляемое сегодня - женское начало: примиряющее, умиротворяющее, делающее окружающих лучше.

«Я любила его! Как я его любила!» - этими ее словами начинается пьеса и спектакль. Екатерина Гусева произносит это просто, открыто, чуть усмехаясь, но и не отрекаясь от того огромного и прекрасного чувства, которое наполняло ее жизнь смыслом и светом.

Актриса потрясающе играет достоинство. Вернее, оно составляет суть ее героини. В сомнительных и двусмысленных ситуациях она не становится ни жалкой, ни смешной.

Иван Агапов, ведущий актер Ленкома, характерный, остро держащий форму, умеющий создавать образы неожиданные, очень театральные, необыкновенно хорош и обаятелен в роли лирического героя. Какое точное и безошибочное попадание!..

Герой Агапова, тот самый ОН, объект преданной любви, деликатный, умеющий и любить, и испытывать трогательные чувства. Но его мягкость и отзывчивость рождают такой знакомый тип человека, зависимого от других, готового увлечься в любую минуту, не желающего никого обижать, но снова и снова именно из-за своего стремления пойти навстречу, «соответствовать» моменту приносящего боль самым близким и дорогим, становящегося жертвой обстоятельств из-за внутренней азартности и безоглядной жизнерадостности. В исполнении Ивана Агапова возникает особый характер. Человек удивительного обаяния при всей его, казалось бы, внешней обычности. Но его «незаметность» - мнимая. Как хорош ОН в финальных сценах в белоснежной рубашке, бабочке, шарфе. В этот момент внешний облик сердцееда убедителен.

Они так и не добьются гармонии отношений. Два хороших человека, словно созданных для счастливой жизни.

Иногда вспоминается пафосная фраза Подсекальникова, героя «Самоубийцы»: «Жизнь, я требую сатисфакции!» Герой Агапова - человек, который так и не дождался счастья. В этом - скрытая боль и драма его жизни.

Но эта сценическая история была бы невозможна без двух других действующих лиц.

В спектакле блестяще - смело, разнообразно, напористо играет Светлана Илюхина, демонстрируя свое незаурядное дарование. Она превращается в самых разных персонажей, поражая воображение богатством красок и приспособлений. Разные, порой диаметрально противоположные типажи объединяет мастерство исполнительницы, ее отдача и энергия.

Андрей Соколов, искренний поклонник пьесы, исполняет роль Друга, а также роли многих других людей, встречающихся на жизненном пути персонажа Агапова. Драматургический материал дает актеру возможность прожить множество жизней, продемонстрировать свои поистине неиссякаемые актерские возможности. Легкость, насмешливая готовность к розыгрышам, желание похулиганить на сцене, изобразить то отвязного патлатого малолетку, то заводного кутилу и гуляку. Но, по сути, герой Соколова - вечный искуситель, тот, кто проверяет ближнего на прочность, предлагая ему и всевозможные доступные радости и необременительные удовольствия, снова и снова толкая его на наиболее легкий путь, который позволит, весело порхая, пройти по жизни, словно нет испытаний и тревог.

Как ни странно, в этом, на первый взгляд, легком, почти легковесном зрелище - глубокая мысль об ответственности человека перед самим собой и близкими. Перед самой жизнью. В спектакле нет пафосных монологов и мучительных размышлений - узнаваемые, почти анекдотические ситуации и репризы. Но как итог - тревожные раздумья о пустой жизни, бесцельно потраченных годах, неумении оценить простые и такие необходимые жизненные ценности: любовь, заботу, тепло, прощение, жертвование.

Спектакль-анекдот оказался перевертышем, спектаклем-размышлением, убедив в режиссерской состоятельности и глубине замысла Андрея Соколова, поддержанного актерами Е. Гусевой, И. Агаповым, С. Илюхиной и самим режиссером, сумевшим раскрыть пьесу Андрея Яхонтова.


Фото Жени СИРИНОЙ

предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея