Один - за всех! / Марк Розовский (Москва)

Выпуск №8-248/2022, Лица

Один - за всех! / Марк Розовский (Москва)

Марка Розовского, народного артиста РФ, режиссера, писателя, драматурга, поэта, сценариста, отпраздновавшего свой юбилей 3 апреля, так и тянет серьезно упрекнуть в том, что мысли его были чем-то очень творческим заняты, когда он получал паспорт. Иначе не мог бы не обратить внимания на то, что дата рождения, указанная в документе, совершенно не соответствует истине. Наверное, взглянув на серьезного молодого человека, глубоко задумавшегося над чем-то, паспортистка решила поставить год его рождения, что называется, «на глазок» и - превысила реальный лет этак на 20, а то и 30. Иначе и быть не может!..

Зная юбиляра много десятилетий, я не устаю восхищаться с изрядной долей зависти его неуемной энергии, яркой фантазии, одаренности не только в режиссуре, в понятие которой он вложил и профессионализм, и верность, и воплощение мечты о создании Театра-Дома. В этом Доме, названном «по прописке» - «У Никитских ворот» соединились разные стороны дарования: литературное, актерское, музыкальное. Но и этого мало для энергичного, наделенного бурным темпераментом, зажигающим все и всех вокруг, Марка Розовского. Он пишет замечательные разножанровые книги, смело и решительно внедряясь в область литературоведения и искусствознания - ему и это оказывается подвластным. Отчаянный полемист, горячо отстаивающий собственную точку зрения, он всегда воспринимается героями (всеми четырьмя) из популярнейшего сериала о мушкетерах, появившегося на экране уже после того, как был поставлен по пьесе Розовского спектакль, снискавший оглушительную любовь зрителей на сцене Московского ТЮЗа в постановке Александра Товстоногова. Вот только никак не могу до сих пор определить, с каким героем он поддается самому близкому сопоставлению. В Марке Розовском они сливаются своими разными чертами, потому что каждый из них осознает: «Девиз наш - все за одного!» Но наступает решительный момент, когда кто-то восклицает: «Вперед! Один - за всех!..»

И это - Марк Григорьевич Розовский. Режиссер, у которого есть горячие поклонники, преданные фанаты, недоброжелатели, считающие, что в стенах этого театра не все так, как им мыслилось и представлялось. И в этом нет ничего удивительного. Как мы выбираем театры - так и театры выбирают нас, порой отторгая, порой захватывая в свой плен. Все - как в жизни. С необходимым допуском: жизни театральной, а значит - во многом построенной на том настроении, в котором мы приходим на спектакль; в приземленности со всеми ее проблемами и заботами, в которой вынуждены существовать ежедневно и ежечасно; с невольным «впитыванием» восприятия окружающих нас слева и справа таких же зрителей, как и мы сами... Не перечислишь всех «за» и «против».

Но существует магия театра, цену которой Марк Розовский детально изучил за десятилетия работы во многих театрах Москвы, Ленинграда, других городов, ставя спектакли с разными артистами, обретая общий с ними язык, примериваясь к культурному климату того или иного места. В чем-то пристраиваясь, а в чем-то - принципиально и твердо придерживаясь своей и только своей линии в трактовке того или иного произведения, будь то классика или современная литература.

Мне кажется по виденным его спектаклям (а их наберется несколько десятков, если не больше!), по прочитанным книгам Розовского, ставшим или не ставшим основой для пьес, что он не навязывает своего взгляда, а приручает работающих с ним артистов, художников, композиторов и весь технический персонал любого театра, постепенно завораживая, втягивая в процесс общего созидания. А следующими завороженными оказываются зрители.

Одним из драгоценных качеств (особенно для нашего времени!) видится мне в Марке Розовском его ненавязчивое, но упорное стремление максимально расширить, развить в человеке, будь то артист или зритель, понимание эпохи, в которой происходят события той или иной пьесы, и наметить вневременность этих событий и характеров. Застольные периоды репетиций непременно сопровождаются не коротким вступительным словом, а продолжительной лекцией, которую смело можно назвать историко-культурологической. Порой это бывает не единожды. А в программки спектакля всегда вкладываются подробные, на многих листах, сведения об авторе, времени создания, выдержки из бесед режиссера с артистами - идет процесс приобщения зрителей к тому, что им предстоит увидеть. И эти описания касаются всех авторов без исключения - будь то имена из школьной программы или недостаточно известные. Мне почти каждый раз доводилось видеть, как не только до начала спектакля в зрительном зале, но даже в буфете в антракте зрители не общались между собой, а читали эти листы...

Для меня это неоспоримо значит то, что для Марка Розовского театр - это не развлечение или отвлечение от жизненных проблем, хотя юмора и иронии всегда в его спектаклях достаточно, а приобщение зрителей к культуре восприятия, расширение их знаний (область образования!), приглашение к желанию пополнить свой багаж и, может быть, придя домой, перечитать не только само произведение, но и то, что «окружает» его. А это называется просветительством.

Розовский не просто любит жанр мюзикла, не просто понимает в нем толк, но и глубоко чувствует его, как принято говорить, «всеми нервными окончаниями». Порой увлекается настолько, что остановиться не может, перехлестывает через край - и такое случается в его театре. Но бесконечно верен этому причудливому жанру.

Впрочем, он верен всему: свидетельством тому придуманный им цикл вечеров под названием «Лента поэзии», в которой на Старой сцене театра происходит подлинное чудо встречи зрителей с поэзией не только классической, но и той, что по праву стала классикой на наших глазах: это - моноспектакли по произведениям Пушкина, Блока, Цветаевой, Есенина, Маяковского, Саши Чёрного, Надсона, Агнивцева, Ахматовой, Бродского, Самойлова, Левитанского, Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского... И конца этой ленте нет, потому что русская и советская поэзия - неисчерпаемый источник вдохновения и наслаждения.

Не могу вспомнить, кто из журналистов сказал о Марке Розовском, что, не имея режиссерского образования, он стал профессиональным режиссером; не зная нотной грамоты - удостоился чести создать мюзикл «История лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, обошедший много стран и шедший на Бродвее восемь раз в неделю; не будучи философом, изобрел для друзей замечательную формулу существования: «Гляди веселей, не сутулься душой!»

Непримиримый, страстный, нетерпеливый и на протяжении всей жизни верный своим убеждениям и своим друзьям, живым и ушедшим из жизни. Марк Григорьевич Розовский - это явление культуры и искусства. Бессмысленное занятие - перечислять все его спектакли, пьесы, сценарии, книги, огромный список сделанного. Желающий прочтет в разных источниках. Гораздо больше скажет посвященное ему стихотворение Евгения Евтушенко:

Мы вырастали в разгромах, разносах,

Да вот успели успеть.

Боже, как хочется с Марком Розовским

Снова в обнимку спеть...

...............................

Чистой, веселой была наша смелость -

Просто веселая злость.

Пусть не сбылось все, чего нам хотелось,

Все-таки что-то сбылось!

Марк Григорьевич, спасибо Вам за то, что Вы остались таким, каким были всегда! Годы ничего не значат, когда человек ощущает себя по-прежнему «одним за всех»...

Фотогалерея