Актриса нетрагического возраста / Светлана Немоляева (Москва)

Выпуск №8-248/2022, Лица

Актриса нетрагического возраста / Светлана Немоляева (Москва)

Светлана Немоляева встречает юбилей во всеоружии - в афише Театра им. Вл. Маяковского семь (!) спектаклей с ее участием, половина из которых поставлена специально для нее. Когда-то она мечтала сыграть что-нибудь трагическое, например, мадам Бовари. Не случилось. Но публика благодарна любимой актрисе за то, что она осталась верна комедийному жанру - поводов для смеха у человека, как правило, меньше, чем для слез. А к Немоляевой у зрителя любовь особая, можно сказать - трепетная. С редким обаянием и убедительностью она играет женщин из реальной жизни - «непобедительниц», которых на грешной земле нашей большинство. Ее героини - пленницы повседневности, обладательницы всех мыслимых женских несовершенств, понимающие, что на их улице праздник никогда не наступит, но, несмотря на это, сохраняющие в душе свет и надежду.


Девочка из переулка Тружеников

Она появилась на свет на Плющихе, в одном из уютных переулков, название которого стало для нее судьбоносным. В ней переплелись таганские и чистопрудные корни, и она гордится тем, что москвичка далеко не в первом поколении. Не стать актрисой Светлана, конечно, не могла: папа - кинорежиссер и сценарист, мама - звукооператор, дом, всегда открытый для их знаменитых друзей-артистов, детство, проведенное в павильонах «Мосфильма». Для родителей кино было делом жизни, и работа значила не меньше, чем семья. Во взрослой жизни дочери все будет точно так же.

Свою первую в жизни роль она сыграла в кино - для фильма «Близнецы» нужна была очаровательная малышка. Семилетняя Светлана, привычно коротавшая время в мосфильмовских коридорах в ожидании мамы, оказалась в нужном месте в нужное время. На театральную сцену она выйдет чуть позже и в роли куда более скромной - гостьи на балу у губернатора в «Ревизоре». Драмкружок в клубе завода «Каучук» вел Евгений Рубенович Симонов. От самого Вахтангова девочку, в сущности, отделяло всего три рукопожатия.

После школы она, как и большинство грезящих актерством, поступала во все четыре театральных вуза. В Щепкинском училище в тот год курс набирал Леонид Андреевич Волков, ученик Михаила Чехова. После второго тура он сказал Светлане, что готов ее взять и она может больше никуда не показываться, а приходить уже с документами на третий тур. Она так и поступила. «Если говорить о том, как у студентов расценивались эти три театральных института и четвертый, ВГИК, то «Щепка», безусловно, не была на первом месте: конечно, Школа-студия МХАТ, потом Щукинское, - вспоминала Светлана Владимировна. - Но по прошествии времени, я поняла, какое бесценное сокровище щепкинская школа! Там были люди другого поколения - актеры и актрисы, вышедшие из той, дореволюционной России, из другой жизни; их удивительным образом не коснулась советская власть: они жили в своем мире, в своей колоссальной культуре, в своих приоритетах, восторгах перед великими учителями, такими как Ермолова, Ленский, Южин... Когда в класс входили Евдокия Дмитриевна Турчанинова или Вера Николаевна Пашенная, сердце замирало. Я близко познакомилась с той культурой, о которой мы сейчас можем только читать или снимать фильмы».

На втором курсе самых достойных допускали выйти в массовке на прославленную сцену. Самыми яркими воспоминаниями для Немоляевой остались «Крылья» по пьесе Корнейчука, где главную роль играла Александра Яблочкина, и «Стакан воды» Скриба, с Еленой Гоголевой - герцогиней Мальборо.

На четвертом курсе юную Светлану увидела в училище ассистентка режиссера Романа Тихомирова, собиравшегося снимать на «Ленфильме» «Евгения Онегина». Немоляеву без проб утвердили на роль Ольги. «Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне»? - улыбается Светлана Владимировна. - Такая я и была: незатейливая пышечка с глуповатой мордочкой. Снимали неспешно, подробно. Свой первый год после института я провела в божественном Ленинграде, влюбилась в него безумно. Какое счастье - погрузиться в мир лошадей, колясок, балов, канделябров, свечей. Учить оперные партии, чтобы точно артикулировать, танцевать менуэты и гавоты, скакать верхом на лошадях. После «Онегина» наступила пауза, да и потом снимали меня нечасто. Фильмы оказывались незначительными, проходными. Я их быстро забывала».

Десятая муза и в самом деле была не слишком внимательна к Немоляевой. Настоящей экранной славы пришлось ждать почти до конца 70-х, когда один за другим начали выходить лучшие картины Эльдара Рязанова - «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово»... Киногероини сослужили актрисе хорошую службу на театральных подмостках - зритель не просто узнавал актрису, но уже воспринимал ее как «свою», родную.


Сто тысяч по трамвайному билету

Из-за съемок «Онегина», продолжавшихся почти год, вернувшаяся в Москву Немоляева оказалась перед... свободным распределением. Самостоятельные попытки показываться в разные театры результата не давали, пока кто-то не попросил Светлану подыграть на показе в Театр им. Вл. Маяковского. По неписаным законам жанра, взяли не того, кто показывался, а ту, что ассистировала. Немоляевой это показалось чудом. Все равно как выиграть сто тысяч по трамвайному билету. Александру Лазареву тоже выпал такой выигрыш - он тоже помогал однокурснице и тоже пришелся по душе Николаю Павловичу Охлопкову, который добирал молодежь в труппу. С ними он поставит «Иркутскую историю» Алексея Арбузова, о которой сразу заговорила «вся Москва». Светлане досталась роль Майи. «Он поставил его, - вспоминала Немоляева, - на зеленую поросль: актерам только-только перевалило за двадцать. Это было невероятно. Тогда молодежь еще не заняла ведущие позиции, актеры «не подчинялись» возрасту персонажей, Анной Карениной и Гамлетом выходили в солидные лета. Охлопков повел театр с когортой начинающих. В то золотое время никто никому не завидовал и не ставил подножки, все много играли, работа сплачивала».

В 1967-м театр возглавил Андрей Гончаров. Пришла иная эпоха. «Андрей Александрович требовал от нас, - признается Светлана Владимировна, - непосредственной реакции на сегодняшний мир, нашего личного отклика на идущие процессы. Повторял, что не надо придумывать хромых, кривых, слепых, заикающихся - никакой характерности, предлагал обстоятельства и провоцировал нас на личные реакции. Было непросто. К тому же трудный гончаровский характер, умение обижать. Мы понимали, что он бесконечно талантлив, поэтому то, что никогда нельзя простить другому, ему прощали. Возможно, не все со мной согласятся, но считаю, что в творчестве он всегда оказывался прав». И все-таки было трудно. Настолько, что в какой-то момент Немоляева с Лазаревым начали всерьез задумываться о том, чтобы покинуть театр. Его звал на Таганку Юрий Любимов, она вздыхала о Малом, своей alma mater. Но в то же время оба понимали, с художником какого масштаба свела их судьба. И остались. Впрочем, Светлана Владимировна порой списывает это на... консерватизм, который был свойствен им обоим.

В гончаровскую эпоху Немоляева сыграет Негину в «Талантах и поклонниках», поставленных Марией Кнебель, у самого мастера - Серафиму Корзухину в «Беге» и Елизавету Тюдор в «Да здравствует королева, виват!», запомнятся зрителю и ее Антония в «Человеке из Ламанчи», и Мэй в «Кошке на раскаленной крыше».

Но ни одна роль не займет в ее жизни столько места, сколько было отведено Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание». «Это роль моей жизни, - считает актриса, - разумеется, любимая, но она отнимала у меня саму жизнь. За два-три дня до спектакля нормальное человеческое существование прерывалось. Я уходила от быта, разговоров, привычных дел. Пряталась в какой-то кокон, в мир, где нет котлет, трамваев и анекдотов. Перед «Человеком из Ламанчи» Саша испытывал то же самое и дома становился неприкасаемым. Меня же оберегали перед «Трамваем «Желание».


Как важно быть Светланой

Сегодня в репертуаре Немоляевой семь спектаклей, в каждом из которых ее роль, даже откровенно эпизодическая, вроде Анны-Регины в «Канте» Марюса Ивашкявичюса или Кухарки в «Плодах просвещения», отличается штучной выделкой. В единственной комедии, вышедшей из-под пера Льва Толстого, актриса когда-то играла хозяйку дома Татьяну Павловну, откровенно презирающую своего взбалмошного супруга и его химерные увлечения. Немоляева не жалела для этой нервной барыньки самых острых гротесковых красок. Ее нынешняя героиня тоже остра на язык. Много повидавшая на своем веку Кухарка, аттестуя своих хозяев, в выражениях не стесняется: юную героиню, живущую в горничных, нужно поскорее увезти в деревню, «пока не изгадилась» среди господ, которые только «здоровы жрать», на фортепьянах «запузыривать», да на балах «телешом» отплясывать.

В «Мёртвых душах», поставленных Сергеем Арцибашевым, Немоляева преображается дважды: вот она взнервленная Коробочка, пуще всего боящаяся упустить свою выгоду, а вот уже - очаровательная Просто приятная дама, ведущая нескончаемый словесный поединок со своей «Приятной во всех отношениях» соперницей. В арцибашевской же «Женитьбе», едва ли не самом долгоживущем спектакле сегодняшнего репертуара Маяковки, Немоляева играет сваху Феклу Ивановну с поистине кружевной тонкостью, словно золотой канителью по батисту стежки кладет.

Но, пожалуй, с наибольшим удовольствием актриса играет в пьесах А.Н. Островского - она ведь когда-то на них и постигала азы мастрества.

В «Талантах и поклонниках» заложен огромный потенциал ансамблевого, по-настоящему актерского спектакля. Таким он у Миндаугаса Карбаускиса, сознательно отказавшегося в своей первой работе в статусе худрука Маяковки от каких бы то ни было концептуальных режиссерских поисков, и получился. Изысканно составленным букетом актерских индивидуальностей. И снова Светлане Немоляевой представилась возможность войти в пьесу, если можно так выразиться, «с другого подъезда», сыграв некогда дочь, рассказать ту же историю с позиции матери. «Гениальные авторы - они же таинственные, - считает Светлана Владимировна, - что-то в тебе все время открывают. Домну Пантелевну в «Талантах» - и это заслуга Карбаускиса - я играю иначе, не как привыкли, разбитную бабенку такую. Важно не то, что она озорная, хулиганистая, а то, что она очень тяжело живет. Там же все написано у Островского. «Как ни кинь, жизнь-то наша с тобой не сладка», - это та тема, которой она живет, борьба с нищетой. Я пошла от этого. Поэтому можно оправдать, что она дочку посылает на адюльтер». В 2013-м актриса была удостоена «Золотой Маски» в номинации «Лучшая роль второго плана».

«Бешеные деньги» к предыдущему юбилею актрисы поставил для нее молодой режиссер Анатолий Шульев. Ученик Римаса Туминаса обозначил спектакль как комедию одержимости. И, похоже, не ошибся. Призыв добиваться заветной цели любой ценой звучит сегодня из каждой кофемашины и каждого смартфона. Это ли не одержимость?.. «Когда перечитала «Бешеные деньги», - вспоминает Светлана Владимировна, - то была потрясена, насколько все в пьесе современно. Раньше, в годы моей молодости, сюжет не звучал столь актуально. Помню, при постановках выбрасывались фрагменты с рассуждениями о векселях, кредитах, счетах, долговой яме, банкротстве. Для нас, молодежи 60-х, они звучали как разговоры инопланетян».

Зато сегодня публика прекрасно понимает терзания Надежды Антоновны Чебоксаровой: денег нет, а честь фамилии поддерживать нужно. Без этого нечего и думать, чтобы дочка ненаглядная выгодную партию сделала. А женихов вокруг - не рать. Один хоть и важный на вид барин, да женат, и любовница ему не по карману. Другой, ироничный до жестокости, сам за приданым охотится, чего и не скрывает. Третьему, обаятельному вертопраху, ни жены, ни денег не нужно. Разве что «бешеных», которых не жаль, потому как не нажиты, а хитростью добыты. Вот и бросается маменька улещать да умасливать наивного провинциала-миллионщика, курицу, несущую золотые яйца. Благо он вроде влюблен в ее ненаглядную Лидию без памяти. Да только и тот себе на уме - любить-то любит, а из бюджета не выйдет.

А к юбилею нынешнему Светлана Немоляева, поддерживаемая Анатолием Шульевым, отважилась на смелый шаг и замахнулась на... Оскара Уайльда. Взращенная на Островском, актриса дает мастер-класс по обращению с истинно английским юмором, играя леди Брэкнелл в «Как важно быть серьезным». Нет, эта рафинированная особа в безупречных туалетах для Немоляевой вовсе не очередная маменька, грезящая об удачном браке дочери. Актриса, рука об руку с режиссером, берут гораздо выше. Едва ли не лучшая из уайльдовских пьес, всегда воспринимавшаяся как насмешка над английской аристократией, сегодня отлично транспонируется на «новую российскую элиту», благо режиссер решил воспользоваться ремаркой автора, поместившего действие своей пьесы в «наши дни». Не будем забывать, что о леди Брэкнелл автор поведал не так уж много, разве что замуж она вышла за сиятельного аристократа, не имея при этом и гроша за душой. Так что не исключено, что у чопорной светской дамы в каком-нибудь потайном шкафу найдется парочка скелетов.

Юбилеи приходят и уходят, жизнь движется дальше. Светлана Немоляева, глядя на которую, понимаешь, что все врут и календари, и паспорта, иногда называет свой возраст трагическим - ведь большинству актрис, к сожалению, достигнув этого Олимпа, приходится доигрывать прежний репертуар. К ней Судьба оказалась благосклонна. И хотя о каких-то конкретных ролях Светлана Владимировна предпочитает не мечтать, у нее впереди наверняка немало интересной работы. На актрису такого мощного комедийного дарования трагический возраст не распространяется. 

Фотогалерея