Жизнь по уровню людских душ / Гастроли Омского государственного академического театра драмы

Выпуск №8-248/2022, Гастроли

Жизнь по уровню людских душ / Гастроли Омского государственного академического театра драмы

В марте на трех сценических площадках Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова состоялись Большие гастроли Омского государственного академического театра драмы.

На пресс-конференции с участием вахтанговских и омских артистов говорили о многолетней дружбе двух коллективов, зародившейся еще в годы Великой Отечественной войны. Директор Театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок, в частности, напомнил, что «...именно этому театру мы благодарны за то, что Театр Вахтангова в годы Великой Отечественной войны сохранился, выпустил потрясающие спектакли и вернулся из эвакуации в Москву творчески наполненный».

Семь постановок омичей показали, в какой превосходной форме сегодня труппа, насколько разнообразен репертуар театра и по жанрам, и по драматургии. Коллектив не боится экспериментировать, ищет и, главное, находит невидимые струны, которые не оставляют равнодушным никого.

Омская академическая драма - старейший театр города, основанный в 1874 году и имеющий богатую историю и традиции, которые складывались в течение многих десятилетий, признается одним из самых интересных и ярких театров в России. С 1983 года Омский театр носит звание «академический», дважды удостаивался Государственной премии Российской Федерации имени К.С. Станиславского: в 1973 году за спектакль «Солдатская вдова» Н. Анкилова, в 1985-м за спектакль «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. Большим достижением коллектива являются семь «Золотых Масок», а также премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова (2011) за вклад в развитие театрального искусства.

Большие гастроли в Москве открылись постановкой Анджея Бубеня «Визит дамы» по Фридриху Дюрренматту. Масштабная постановка во всех отношениях. Художник Светлана Тужикова создала на сцене нечто наподобие пустой заброшенной промзоны, которая ожила только благодаря приезду очень богатой дамы, в юности покинувшей этот городок. Суета, развешивание приветственных плакатов, репетиция. Одним словом, все в предвкушении больших изменений не только городка в целом, но, главное, каждого конкретного жителя.

И во многом жизнь действительно меняется. Вот только в лучшую ли сторону? Серая, одноликая, безрадостная толпа людей, лишенная работы вследствие банкротства градообразующих предприятий, еле-еле сводящая концы с концами («Разве это жизнь? Что нам осталось? Смотреть, как проносятся поезда. А когда-то мы были культурным городом»), постепенно превращается в яркое, разноцветное, эмоциональное общество, разъезжающее на шикарных машинах, покупающее (в основном, на деньги, взятые в долг) хорошую одежду и драгоценности. Оправдались надежды на приезд богатой дамы? И да, и нет.

Именно этот момент является одним из ключевых. Спектакль Анджея Бубеня не иллюстрирует пьесу Дюрренматта «Визит старой дамы», а рассказывает историю куда страшнее сюжета. Убрав из названия слово «старой», режиссер представил главную героиню не как рассыпающуюся от жизненных передряг старуху, приехавшую мстить за свою разбитую жизнь. Клара Цаханассьян Ирины Герасимовой - эффектная и стильная мультимиллиардерша, способная свести с ума любого. Она добивается любой поставленной перед собой цели. В ней - железный стержень под названием «месть». Месть за все, что ей пришлось пережить и через что пройти. И только это чувство делает ее сильной, несгибаемой, жесткой и жестокой.

На ее фоне бывший возлюбленный Илл Михаила Окунева - серый, безвольный, тихий, несчастный человек. В какой-то момент даже возникает вопрос: а такая уж сильная между ними была любовь, чтобы всю жизнь мечтать отомстить за предательство? Жизнь развела по противоположным сторонам: ее закалила и сделала сильной, его, хоть и наградила семьей и детьми, но не сделала счастливым и успешным.

Но месть - это только фон. Спектакль о безнравственности нашего общества, его непорядочности и бесчестности, в котором все меньше места остается духовности, милосердию, добропорядочности. Это послание каждому, сидящему в зале. Мрачная постановка, жесткая, без грана надежды на то, что у людей еще есть шанс на спасение. И быть не может.

Желание жителей Гюллена начать жить по-человечески оборачивается еще более глубоким моральным и нравственным падением всего общества, в котором каждый надеется, что кто-то другой выполнит грязную работу, и «сия чаша минет меня».

Спектакль созвучен нашему времени, поставлен современным выразительным художественным языком с использованием мультимедиа (видеохудожник Михаил Иванов), музыки композитора Глеба Колядина, вокала, хореографии Алины Михайловой... Все красиво и гармонично. Можно сказать, что Гюллен - город контрастов. Но не в классическом понимании, а в сопоставлении внешнего лоска, который появился с приездом Дамы, и полного отсутствия морали его жителей, их душевного уродства.

Театр в умелых режиссерских руках - это зеркало, в котором отражается происходящее в реальном мире. И нам показали изнанку нашей сегодняшней жизни, как это ни печально и страшно. И наконец-то театр об этом снова заговорил!

«Дядя Ваня» А.П. Чехова в постановке Георгия Цхвиравы - это эмоциональный взрыв, тот случай, когда, выйдя из зрительного зала, хочется как можно дольше помолчать. Номинант в пяти номинациях «Золотой Маски» в 2021 году.

Признаюсь, что после первого из четырех действий (спектакль идет с тремя антрактами) было легкое непонимание происходящего. Такого Чехова увидеть не ожидаешь. Изначально удивляло всё: шаманы с барабанами, одежда всех героев, испачканная краской (ну ладно Астров, который ходит с мольбертом), нелепый и смешной в своем странном одеянии (широкие брюки-клеш, яркий галстук, мешковатый пиджак) дядя Ваня, яркая и эксцентричная Елена Андреевна, как будто сошедшая с обложки заграничного журнала. И только няня Любови Трандиной такая домашняя, теплая, настоящая, искренне жалующаяся, что самовар давно остыл, а ужинаем теперь очень поздно. Вместе с Вафлей (Иван Маленьких) они поддерживают быт в этом доме и, по сути, являются символом русской деревенской жизни. Но с каждой минутой это на первый взгляд странное действо стало затягивать, обволакивать, проникать в тебя. И в какой-то момент понимаешь, что ты каждому из персонажей сопереживаешь, даже больше - уже живешь их страданиями и болью.

В созданном режиссером мире любовь не приживается, хотя ее все жаждут, надеются на нее и даже как-то отчаянно, с надрывом, временами любят. Но как правило - не взаимно. И это чувство никому не приносит ни радости, ни счастья. А оттого все делаются несчастными. И какими-то неопрятными, непричесанными, небрежными. Даже Елена Андреевна Юлии Пошелюжной уже во втором действии из дивы с обложки превращается в простую сельскую тетку с аккордеоном в руках. И так они с Соней по-настоящему, навзрыд, с размазыванием слез по лицу, искренне ревут о своей неустроенной, без любви, бабьей доле!

Соня Кристины Лапшиной удивительная, трогательная, открытая, ранимая. Это был тот очень редкий случай, когда происходящее с героиней переживаешь как свое собственное. Войницкий Олега Теплоухова - вселенная, но не космическая, а земная, глубинная. Образно говоря, он по земле ходит, землей живет, о земле заботится. Он в себе гасит любой душевный порыв, хотя иногда и успевает что-то «выкрикнуть» во вне - отчаянно, с надрывом, заявить, что он есть, и у него тоже есть чувства. Но он понимает, что никогда ему не летать на крыльях любви, только ходить и работать. Иван Петрович стоически принимает вполне объяснимый отказ Елены Андреевны. Но вот попытка ее соблазнить - одна из самых трогательных и... смешных сцен спектакля. Он не думает, что может выглядеть нелепо и неприглядно, может себе позволить всё. Может именно потому, что понимает безнадежность своей ситуации и невозможность что-либо потерять.

Финальная сцена, когда дядя Ваня приходит провожать гостей в длинном, словно с чужого плеча пальто, в которое закутывается, как будто пытаясь отгородиться, спрятаться от этого жестокого и несправедливого к нему мира, трогает до слез. Такого горя и отчаянья я давно не видела на сцене! И понятно, что не скоро он придет в себя. Хотя, конечно, он будет работать, есть, спать, дышать. Но они вместе с Соней, тоже пережившей крах в любви, будут еще долго учиться снова чувствовать. Вот научатся ли?..

Астров Артема Кукушкина - центр всеобщего женского притяжения. Да это и понятно. Чуть ли не единственный мужчина в округе. В кого еще Соня может влюбиться? Рядом только дядя Ваня да Вафля. А Астров - образованный, умный, талантливый, красивый. Ну и что, что не очень-то и положительный (а у кого нет недостатков?). Но он какой-то теплый и настоящий. И говорит подчас не очень внятно, но удивительным образом понимаешь каждое слово. Актер не старается изобразить страсть, любовь, увлечение. Но при этом он страстен и увлечен, хотя отдает себе отчет, что с Еленой Андреевной вряд ли что получится. Разве что-то мимолетное.

Появляется Астров первый раз с привязанной к ноге консервной банкой на веревке. Зачем этот лишний предмет? Он отвлекает, раздражает, вносит дискомфорт, в первую очередь, для самого актера. Но именно эта гремящая банка становится символом беспокойства Астрова, его постоянной раздраженности. Астров странный, но этим он и привлекает и Соню, и Елену Андреевну.

Отдельного слова заслуживает художественное оформление Олега Головко и Булата Ибрагимова, создавших мир для чеховских героев. Бумажные стены, которые в третьем акте обливаются Астровым из стаканчиков яркими красками, когда он рассказывает, как меняется их земля с течением времени, как исчезают леса, за которые он ратует. А ближе к финалу нещадно разрываются, оголяя черные стены вне сценического пространства. Не в этом ли выражены неустойчивость и ненадежность нашего мира, который может рухнуть в любой момент от чьего-то малейшего прикосновения? И остается только яркая карта далекой Африки.

Последний акт снова серый и унылый, потому что жизнь закончилась. И все вернулось на круги своя, в привычный ритм и темп. Практически пустое сценическое пространство в начале спектакля в последнем акте загромождается многочисленными предметами быта, от необходимых стола со стульями до огромных тяжеленных весов с гирями и бидонов. И приходится героям все это преодолевать, переступать, обходить, образно борясь с тяготами и лишениями жизни.

Душевным и легким запомнился вечер, проведенный на спектакле «Блистательный Санкт-Петербург» в постановке Георгия Цхвиравы на стихи поэтов Серебряного века - Николая Агнивцева, Саши Черного, Игоря Северянина, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама. Олег Теплоухов, Леонид Калмыков и Егор Уланов чуть больше часа в сопровождении живой музыки (композитор Виктория Сухинина) потрясающе читали стихи и уводили зрителя за собой в век прошлый, в блистательный Санкт-Петербург... Выстроив стихи в своеобразный сюжет, актеры рассказали нам увлекательную историю жизни некоего собирательного персонажа. Но как же они были хороши!

«Аркадия» Тома Стоппарда в переводе Ольги Варшавер и постановке Павла Зобнина - это уже интеллектуальный театр, к восприятию которого нужно готовиться. Как правило, спектакли, поставленные по Тому Стоппарду, это не развлечение, но пища для ума. В них много рассуждают и, как правило, о вещах очень серьезных. Стоппарда нужно уметь слушать и в него вслушиваться. А потому, будет ли действо захватывать, держать внимание и увлекать сюжетными перипетиями, зависит, конечно, от режиссера, который или найдет, или не найдет правильную интонацию, чтобы действо не превратилось в бесконечную скучную болтовню.

Действие «Аркадии» происходит в одной и той же комнате, только во временном разрыве в 200 лет. По центру - огромный стол, на котором размещен макет поместья, где и происходят все события (художник-постановщик Евгений Лемешонок). Сначала здесь проходят уроки Томасины (Ирина Бабаян) и Септимуса Ходжи (Иван Курамов), которые время от времени прерываются визитами леди Крум (Анна Ходюн) и других персонажей, а через два века здесь же писательница Ханна (Ирина Герасимова) и историк Бернард (Михаил Окунев) ведут разговоры и споры, пытаясь разобраться, что же здесь происходило на самом деле и воссоздать череду событий, приведших к трагедии - гибели Эзры Честера (Олег Берков), якобы от рук самого Байрона.

И нам, оказавшимся очевидцами событий начала XIX века, и знающим, что на самом деле произошло, очень интересно наблюдать, какими логическими (или не логическими) измышлениями через двести лет ученые пытаются найти утерянные факты и распутать эту, в общем-то, детективную историю.

Спектакль «Время женщин» Елены Чижовой в постановке Алексея Крикливого заставил три часа обливаться слезами. И это не фигура речи. Слезы, конечно, в театре пробивают время от времени, но чтобы в течение всего спектакля, когда уже даже перестаешь их вытирать, а они все льются и льются. Сказать, что история крайне трагичная и необычная - нет. Просто попало в личное. Сюжет наложился на судьбу моей мамы-одиночки, которая всю жизнь еле сводила концы с концами, чтобы я ни в чем не нуждалась. И как стояла в бесконечных очередях на квартиру, на подписные издания, не говоря уже про очереди за конфетами, колбасой, маслом... Время было такое. Да, не самое простое. Так и сегодня не простое. Каждому поколению достается своя ноша, свои испытания и мечты о лучшем будущем для детей...

Мы попадаем в мир отдельно взятой коммуналки, созданный четырьмя женщинами для маленькой девочки Сюзанны-Софьи (Ирина Бабаян), от имени которой и ведется рассказ. Тоня Кристины Лапшиной - мать-одиночка, которой облегчили тяготы жизни три соседки по коммуналке. Каждая старушка со своим непростым характером и привычками вследствие непростой, тяжелой жизни, наполненной трагедиями и потерями. Трио Валерии Прокоп (Гликерия), Татьяны Филоненко (Евдокия) и Элеоноры Кремель (Ариадна) - это собирательный образ старшего поколения. С одной стороны, три совершенно разных характера, противоположных, все время сталкивающихся, конфликтующих по каждому, даже мелкому бытовому вопросу, но в то же время, они не смогут друг без друга, потому что у них одно большое и страшное прошлое - Война, в которой все кого-то потеряли. А как известно, горе цементирует отношения намного крепче, чем счастье и радость. Их держали на свете только человеческие искренние отношения. И эти же отношения помогали выжить и Тоне, и ее маленькой, всеми любимой девочке.

В совершенно другой роли горе-жениха, ищущего свою материальную выгоду, было интересно увидеть Олега Теплоухова. Его Николай - слабое, безвольное и достаточно подлое существо, увидевшее в Антонине возможность завладеть дополнительными квадратными метрами и не побрезговавшее взять когда-то данные ей для покупки телевизора деньги в долг, прекрасно зная, что осталось ей жить совсем недолго. А сколько таких было, есть и будет встречаться на пути женщин, отчаянно пытающихся устроить свою жизнь?

В противовес Николаю в спектакле появляется еще один герой - Соломон Захарович, доктор, давний знакомый одной из бабушек, который как только может старается помочь в беде. Валерий Алексеев сыграл в чем-то собирательный образ всех тех благородных и настоящих, которые так редко, но все же встречаются в нашей жизни, на чьей доброте и справедливости держится этот мир, не позволяя ему окончательно обрушиться.

Трогательный и нежный получился дуэт Кристины Лапшиной и Ирины Бабаян - матери и дочери. Девочка с детства не говорила, но все понимала, росла смышленой и сообразительной, а три бабушки научили ее даже французскому. Сцены, когда Сюзанна вырезает новогодние снежинки и украшает ими комнату, где лежит умирающая мать, или когда она сидит на полу у кровати и не может насмотреться на любимого и самого дорогого человека, прекрасно зная, что мама потихоньку угасает и уходит от нее, - без слез смотреть невозможно.

И именно девочка, став взрослой, свято хранит память о самых дорогих в своей жизни людях и возвращается в коммуналку, чтобы оберегать мир своего детства, в котором было безопасно, надежно и счастливо.

Спасибо театру за то, что затронул самые глубокие струны...

Завершили Большие гастроли «Обманщиками» Алексея Житковского, написавшего сценарий по мотивам одноименного кинофильма, в постановке Данила Чащина.

Вот уж где буйство красок, фейерверк эмоций, взрыв музыки, абсолютная бесшабашность и практически вся труппа театра на сцене! Молодая ее часть, конечно. Кажется, что никто - ни художник Максим Обрезков, ни художник по свету Евгений Козин, ни режиссер по пластике Николай Реутов, ни актеры ни в чем себя не сдерживали. И благо, что материал это позволял. Действие происходит в бесшабашные 1950-е в Париже, когда, кажется, можно было всё. И золотая молодежь могла и позволяла себе это всё. Они жили только здесь и сейчас, не думали о дне завтрашнем и тем более о последствиях своих поступков (а разве сегодня таких мало?). Они сродни мотылькам-однодневкам, которые летят на огонь, обжигаются и погибают. Но зачем думать о последствиях, когда сейчас все замечательно, есть что выпить, где и с кем провести вечер. А о дне завтрашнем мы подумаем завтра!

Они играют в опасную игру, никому не веря, нарушая все возможные законы, ведя во всех отношениях бесшабашную жизнь. Главное - не попасться, а значит, остаться безнаказанным. Но закон жизни таков, что так не может продолжаться всегда. Рано или поздно придется ответить за свои поступки. И наступает момент (как правило, трагический), когда в одночасье ты взрослеешь, берешь на себя ответственность и понимаешь, что есть в жизни любовь, семья и обязанности. А если удалось пожить подольше и не уйти молодым, то спустя много лет, уже будучи респектабельным и умудренным опытом человеком, наконец-то понять, что потерял очень много только потому, что не умел и не знал, как ценить то, что имел.

В спектакле «Время женщин» звучит фраза: жизнь складывается не по смыслу, а по уровню людских душ. В спектаклях Омской драмы этот уровень был разный, но в большинстве постановок он оказался настолько высок, что зрителям приходилось к нему тянуться. А это очень сложная работа - работа Души и Сердца. И можно перефразировать знаменитые слова чеховского дяди Вани о том, что надо жить. Надо работать! Над собой, в первую очередь. Не позволять себе лениться, а значит, не потерять все то человеческое, что спасает нас во все времена.

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея