АБАКАН. "Я вспомнил своего отца"

Выпуск №9-249/2022, В России

АБАКАН. "Я вспомнил своего отца"

В феврале на сцене Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова состоялась премьера трагифарса по пьесе Флориана Зеллера «Папа» в постановке московского режиссера Тимура Казнова. Спектакль создан при поддержке федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Еще во времена допандемийные велись разговоры о том, что театру нечем воздействовать на зрителя, и он придумывает разные фокусы для того, чтобы его привлечь. И театры такие были, конечно, и представления, в которых заумные режиссеры бесконечно интерпретировали. Эпатаж зашкаливал, зрители пожимали плечами и, уходя в антрактах со спектаклей, где им демонстрировали голую пятую точку, в очередной раз думали о том, что это агония и театру пришел конец.

Но все оказалось не столь трагично. Не так давно в Русском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова театралы смогли оценить спектакль «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье», поставленный по пьесе Анастасии Букреевой режиссером Евгенией Колесниченко. Представление современное, настолько живое, что кому-то из зрителей захотелось читать и перечитывать едва ли не все книги Федора Михайловича, думать, вспоминать, будить в себе ум, совесть и человечность.

Не меньшим потрясением стал (или станет) для зрителя и спектакль «Папа», который с труппой Хакасского драматического театра им. А.М. Топанова поставил Тимур Казнов. Над созданием идеи нового проекта работали художник-постановщик Влада Чаптыкова, художник по костюмам Мария Максименко, хореограф Анастасия Быдышева и приглашенный из Новосибирска художник по свету Андрей Зозуля.

Премьера состоялась совсем недавно, но переосмысление и самого произведения, и режиссерской задумки, и игры актеров - история неторопливая. Потому что пьеса о сегодняшнем и о вечном. О том, как человек старится и уходит. Согласитесь, не самая легкая тема. Мы ведь по природе своей стараемся не заглядывать за границу между жизнью и тем, что будет потом. Но и не думать нельзя - иначе будущее настигнет как испытание, наказание, кара.

Не случайно ведь режиссеры берутся за столь сложный в психологическом плане материал. Уход и смерть родителей, бабушек, дедушек. И многие хранят в памяти то, какими становились самые любимые люди, изменяясь постепенно, будто готовясь к переходу. Как раздражали они своих взрослых детей, привыкших к тому, что папа или мама полны сил, помогут в любой ситуации.

Но все меняется с точностью до наоборот - самые сильные вдруг становятся слабыми, чужими, другими настолько, что могут не вспомнить своих близких, забывают и себя. По сути, они превращаются в детей, которым нужна забота, внимание, любовь. Трагедия же как раз в том, что ни сами старики, ни их близкие не хотят принимать такие условия игры.

Об этом спектакль «Папа», который по жанру обозначен как трагический фарс. На самом деле здесь все условно - это очевидная мелодрама с элементами детектива и геронтологического триллера. Сложность и в том, что зритель должен воспринимать происходящее вокруг как раз с точки зрения главного героя, видеть мир его глазами. Это невероятно по ощущениям и на самом деле очень жестко. И сложно с точки зрения режиссуры - ведь, по сути, пьеса является бенефисом одного актера, а другие персонажи то ли вторичны, то ли созданы его воображением.

В главной роли пожилого мужчины Андрэ выступил народный артист республики Иван Салайдинов. Роль дочери Анны исполнила Алиса Толмачёва. Так же в спектакле заняты заслуженный артист Хакасии, народный артист республики Геннадий Чаптыков (Андрэ во втором составе), заслуженный артист Хакасии Максим Султреков, артисты Дарья Тачеева, Алина Гетманова, Валентин Ульчугашев, Николай Бельтереков.

Иван Салайдинов в роли Андрэ - отдельная история. За его игрой следишь сначала спокойно, но постепенно страх, напряжение, потерянность, невозможность понять, что происходит вокруг, становятся и твоими чувствами. И набегают слезы - как же хрупок мир уходящего человека. Существование Салайдинова в роли выше всяких похвал - человек будто истаивает на наших глазах, переходя из одной реальности в другую. И какая из них верна? Мы погружаемся во внутренний мир героя. Глядя на мир его глазами, теряешь ощущение объективной реальности, которая будто и присутствует в спектакле, но не совсем четкими вспышками. В результате граница между внешним и внутренним теряется абсолютно...

Безусловно, для того чтобы смотреть этот спектакль, необходимо хотя бы по диагонали прочесть пьесу Зеллера. Иначе персонажи, окружающие героя, могут показаться довольно зловещими, и все, что происходит на самом деле, будет восприниматься с криминальным оттенком. Например, старичка просто сводят с ума, чтобы завладеть его квартирой. Возможна и такая интерпретация. За два часа сценического действия напряжение ни на секунду не покидает зрителя, он прокручивает разные версии, думает, выстраивает логические цепочки. Настоящее наслаждение получает театрал на таких спектаклях, долгое послевкусие, и разные мысли, уже личные, которые вызывает подобное творчество.

...После премьеры «Папы» зрители выходили с ощущением шока, боли, раздражения... Равнодушных не было. Запомнилась фраза мужчины: «Меня как будто ударили. Я вспомнил своего отца». И кто-то незнакомый повернулся к нему и сказал: «Я тоже»...

 

Фотографии предоставлены театром

Фотогалерея