ВЛАДИМИР. Чехов на Сахалине

Выпуск №9-249/2022, В России

ВЛАДИМИР. Чехов на Сахалине

Владимирский академический театр драмы подготовил спектакль «Сахалин» по путевым запискам А.П. Чехова «Остров Сахалин». Премьера состоялась 7 апреля 2022 года. Инсценировка и постановка принадлежат режиссеру Владимиру Кузнецову, который за строгой формой и тоном писателя почувствовал опечаленное и негодующее сердце автора, его интерес к теме «преступления и наказания».

В 1890 году Антон Павлович Чехов решил посетить остров Сахалин, куда в те времена ссылали каторжных. Сам писатель так объяснял свой поступок: «В наше время, когда европейскими обществами обуяла лень, скука жизни и неверие, ... когда даже лучшие люди сидят сложа руки, ... подвижники нужны, как солнце». Официальный мотив путешествия - перепись населения. В результате получился философский трактат о смысле жизни и бытия, о свободе и несвободе, о мужском и женском началах, о возможности возрождения души и исправлении человека, о любви.

На эти вопросы Владимир Кузнецов, постановочная группа и артисты театра попытались найти ответы в жанре пластической и психологической фантазии с помощью этюдов на темы чеховского Сахалина: «Стихия», «Остров узников», «Прибытие», «Мужчины и женщины», «Соперничество», «Тоска по Родине», «Тюрьма», «Любовь и смерть», «Истязание», «Побег». Напомним, что Чехов, вернувшись из путешествия, признался: «Сахалин представляется мне целым адом». Но писатель не судит своих персонажей, а только выступает беспристрастным свидетелем. Чехова в спектакле нет. Есть путешественник (Вячеслав Леонтьев), который рассуждает о правде своего времени, о правде жизни. Он - обычный человек, изучающий самое дно человеческих страстей и пороков. Истории, отраженные в спектакле, - это, скорее, его материализованные ощущения. Вероятно, трудно подобрать слова и выражения, при помощи которых можно было бы адекватно обозначить состояние людей «вывертнутых», измученных, безумных, умирающих. Поэтому режиссер-постановщик передает суть через усложнение форм, углубление смыслов и расширение пространства. Сцены, сменяясь одна за другой, «разжигают» огонь страстей, в которых происходит борьба с предначертанностью судеб каторжников. Характеры персонажей, их эмоции и поступки раскрываются посредством пластики, выражающей трагизм и безысходность. Пластический язык пьесы требует от зрителя интеллектуальной сопричастности происходящему, душевной работы. Каждая сцена, каждая реплика, каждое движение персонажа для того, чтобы выразить основную мысль. В спектакле органично сочетаются метафорические и мистические моменты, возвышающие действие над бытом. Так, загадочная фигура «водолаза» (Маргарита Бахитова) трактуется по-разному: это либо Бог, либо дьявол, либо Судьба. Движущиеся в нереальном танце с ломкой пластикой артисты «рассказывают» о жутком быте и о том, можно ли остаться человеком в бесчеловечном окружении. Эта философско-пластическая история «о мечтах и безумствах», где режиссер оперирует композицией и смыслами, образами, движением, звуками природы и музыкой.

На пользу жанру работает напряженный музыкальный ряд, затягивающий в омут человеческих страстей. Острые мелодии Фаустаса Латенаса сдавливают нервы зрителей как пружины, местами заглушая текст и растворяясь до звенящей тишины. Такая музыка подразумевает не столько сюжетное повествование, сколько рассказ о жизни Души. Она создана и использована так, что каждый поймет ощущениями гораздо больше, чем разумом, помогая «разбудить» чувственное восприятие зрителей.

Музыка и пантомима пластического театра позволяют понять транслируемые эмоции. Актеры своей энергетикой «тянутся» до зала, используя пластику тела, а это намного сложнее, чем в обычном спектакле. Такая новая модель взаимодействия проявила у каждого артиста главные качества: чуткость и внимание к партнеру, пластичность и душевное богатство. Участники спектакля (15 артистов) создали ансамбль, где роль каждого важна для передачи сути произведения. Особенно запоминаются женские образы, выстроенные с точным пониманием и раскрытием противоречивых, изломанных характеров. Так, история одного поселенца, его сожительницы и отбывшего срок каторжанина - извечного любовного треугольника - Чеховым описана коротко и беспристрастно, как протокол допроса. А в спектакле она превращается в трагедию. Очень сильная сцена, проникающая до самых душевных глубин, об измене и двойном убийстве, когда артисты в пластической форме «совершают» это страшное преступление на глазах у зрителей, а затем «участвуют» в наказании преступника розгами.

Автор пластической режиссуры в спектакле Мария Сиукаева (Москва) добилась эмоциональной выразительности движений артистов, представила яркий перформанс, создающий истории людей, сражающихся с болью, с ударами судьбы, унижениями и несвободой. И, конечно, нельзя не отметить в этой необычной работе художника по костюмам Александру Борк (Москва), чьи одеяния способствуют созданию образов и ансамбля спектакля в целом.

Символично сценическое пространство, созданное художником-постановщиком Дмитрием Дробышевым (главный художник Московского театра «Бенефис»). Возникает ощущение замкнутости и отсутствия выхода, нет ничего лишнего, только отдельные предметы: старое пианино, венские стулья, стол, спасательный круг. Они постоянно трансформируются. Например, стол служит то «лодкой», то «телегой». Стулья похожи на ребра китов, выброшенных на берег и погибших там. Так же, как и люди, которые попали на остров не по доброй воле. Главными знаками пространственной композиции становятся емкости для воды и проемы со столбами в порталах сцены, где появляются действующие лица, чтобы «прожить» свою историю, и, подчиняясь непреодолимой силе, уйти в неведомое.

Между сценами спектакля ощутима звуковая связь: зритель слышит то обрывки доносящегося колокольного звона, то крик птиц, то далекую песню. Усиливает понимание трагизма и безысходности звучание фольклорных и обрядовых песен в исполнении женского состава артистов. Они эмоционально «встряхивают» зрителя, так как сотворены со страстью, в них бьется живая мысль. Это необычное и яркое музыкальное оформление подготовил хормейстер Андрей Федоськин, который сотрудничает с театром с 2021 года, когда был музыкальным руководителем спектакля «По ту сторону Дона». В обоих спектаклях звучало не стилизованное, а подлинное фольклорное пение, что возвратило и артистов, и зрителей к народным традициям.

Особую роль играет световая палитра, созданная художником по свету Тарасом Михалевским, который сотрудничает с Владимирским театром с 2018 года, а служит главным художником по свету театра «Школа драматического искусства». Свет является у него подлинным «действующим лицом». Игра со светом и тенью создает атмосферу таинственности. Художник усиливает мистический колорит в момент, когда речь идет о сделке с темными силами. Меняются события - изменяется интенсивность и окраска света. Утихают страсти, а какие-то неясные мифические тени продолжают движение по сцене, что очень выразительно. Недаром Тарас Михалевский - многократный номинант национальной театральной премии «Золотая Маска».

Спектакль заканчивается побегом путешественника с Сахалина, где он «встряхнул себя и разбудил душу». Пластическая драма вызвала у чутких зрителей целую гамму чувств: благодарности театру, режиссеру и актерам за смелость в выборе материала и способе его подачи; чувство страха за то, что предсказания из прошлого могут сбыться. А главное - надежду, что люди еще способны все изменить к лучшему. Созданная театром история не отягощает, а дает необходимые уроки, чтобы жить дальше.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея