КРАСНОДАР. Не отпускающая магия Вампилова

Выпуск №9-249/2022, В России

КРАСНОДАР. Не отпускающая магия Вампилова

В Краснодарском Театре Защитника Отечества готовится премьера спектакля «Старший сын», посвященного 85-летию со дня рождения Александра Вампилова. Эта пьеса - одна из самых востребованных зрителями и постановщиками. Семейная история о простых, и вместе с тем, «чудных», как говорит одна из героинь, людях, которых в наше время можно заклеймить нестираемым ярлыком «лузеров». А как иначе назвать немолодого одинокого музыканта, воспитывающего двоих детей, играющего на похоронах и всю жизнь пишущего некую ораторию с потрясающим названием «Все люди - братья»? А другие герои? Шалопай Бусыгин, назвавшийся («все вышло случайно») сыном лузера-музыканта и сам в конце концов верящий в это? А младший сын Васенька, искренне влюбленный в женщину на десять лет старше себя и от неразделенности поджигающий квартиру своей возлюбленной? На Руси таких людей называли «юродивыми». И оказывается, такие «юродивые» вовсе не перевелись в нашем обществе. Они живут среди нас, и своей жизнью скрашивают монотонность современных житейских будней. И не лузеры они вовсе, а люди, которые сумели преодолеть страшную болезнь нашего времени - всеобщее одиночество, отогревая себя, да и зрителей спектакля настоящей, горячей любовью.

Вампилов на сцене молодого театра ставится впервые. Связан ли выбор пьесы с празднуемым в этом году юбилеем писателя или это по зову сердца? С таким вопросом мы обратились к постановщику спектакля, художественному руководителю Театра Защитника Отечества Александру Николаеву.

- А почему бы и нет? Вампилов блистательный автор. Замечательный драматург, настоящий классик, который, к сожалению, написал не так много пьес, прожил недолгую жизнь. Но те пьесы, которые он нам оставил - замечательный материал для работы любого театра. И я уверен, что каждый театр желал бы в своем репертуаре иметь спектакли по пьесам Вампилова. А пьеса «Старший сын», которую я сейчас ставлю, на мой взгляд, как раз и придется по душе зрителю, который приходит к нам в театр. И я с гордостью могу сказать, что по зову сердца, в год юбилея выдающегося драматурга мы ставим спектакль «Старший сын» для нашего любимого зрителя.

- Вампилов считается самым неидеологизированным писателем Советского Союза. Его герои не призывают к свершениям и победам. Часто они рефлексирующие неудачники. Насколько сегодня, в наше время Сарафанов, Зилов, Бусыгин и иже с ними востребованы современным российским обществом?

- Персонажи Вампилова и в те годы, когда он создавал свои пьесы, и сегодня, в наше время - это реальные, живые люди. Для меня как режиссера человек - самое главное. Так же, как завещал Станиславский: «Жизнь человеческого духа». Это та тема, которую я постоянно исследую в своих постановках. Человек. Его сомнения, его печали, его радости, как мне кажется, важны вне привязки ко времени. Даже если этот человек не призывает к неким свершениям, победам, он может быть образцом милосердия, любви, семейных ценностей. Этим и интересна сегодня пьеса «Старший сын». В ней живут настоящие, живые люди, умеющие ценить добро и любить.

- Есть ли в вашем спектакле «положительные» и «отрицательные» герои, ведь именно к такой градации привык неискушенный зритель?

- В жизни все вообще слишком сложно и нельзя делить людей однозначно на хороших и плохих. Все разные. И кто из нас без греха? Я бы не стал делить персонажей пьесы на положительных и отрицательных. А вампиловских героев - тем более. Это тонкий автор, очень талантливо разбирающийся в людских характерах, чувствующий сомнения, страхи, переживания, болевые точки своих героев. И даже если в пьесе есть персонажи, которые с точки зрения общественной морали своими поступками не вписываются в эту мораль, они вовсе не должны как-то перевоспитываться. Каждый из них к концу действия понимает что-то очень важное, главное, без чего невозможно жить как прежде - это бесспорно.

- Ваша главная задача при создании этого спектакля?

- Вся советская драматургия строится по принципу невозможности существования одного персонажа в отрыве от других. Это ансамблевость. И я очень хочу, чтобы в моем спектакле сложился дружный ансамбль артистов, который поможет донести до зрителя эту историю. Мою, режиссерскую историю, авторскую историю. Очень важная тема спектакля - семья. Семья, которая находится на грани распада. Дети главного героя разбегаются, оставляют Сарафанова одного. И вдруг находится человек, неродной совершенно человек, который становится близким для этой семьи и необъяснимым, казалось бы, образом цементирует ее, не дает развалиться. У каждого человека обязательно должны быть близкие люди. Именно об этом, об узах, семейных, человеческих узах, о преданности друг другу мы нашим ансамблем и хотим сказать в спектакле.

- Скажет ли режиссер спектакля новое слово в волшебном действе, имя которому - «драматургия Вампилова»?

- Для меня прежде всего важен автор. И, работая над спектаклем, мы с артистами стараемся разобраться в самой драматургии высшего класса. Казалось бы, в «Старшем сыне» нет ничего сложного, и в то же время, нет ничего случайного. Мы очень хотим, чтобы наши персонажи получились реальными, убедительными, но вместе с тем, чтобы они оставались персонажами именно Вампилова. Мы надеемся, что наш зритель, придя на спектакль, и улыбнется, и посмеется, и задумается о каких-то вещах, которые кажутся обыденными, но которым на самом деле нет цены...

«Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит», - считает главный герой пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов. А что по этому поводу думает исполнитель роли Сарафанова Владимир Лаппо?

- На первый взгляд, пьеса Вампилова - наивная и легкая история. Так ли это?

- У Вампилова не бывает легких историй. Пьеса названа комедией, и само слово «комедия» подразумевает дурашливое поведение актеров. Но у драматурга, несмотря на, казалось бы, абсурдность ситуации, когда совершенно незнакомые люди попадают в чужой дом, обманывают, втираются в доверие, - вовсе не развлекательная история. Это попытка обретения человеком себя, возвращение того лучшего, что заложено в нем свыше: доброты, искренности, любви.

- Сарафанов, кто он? Большой ребенок, неисправимый романтик, социальный лузер или кто-то еще?

- Он, конечно, не лузер, вряд ли большой ребенок и уж тем более не гениальный музыкант. Хотя музыка, наряду с семьей - это главное, что у него есть в жизни, но он и сам понимает, что до гения ему далековато. Все, наверное, могло повернуться в его жизни иначе. Он мог бы стать большим музыкантом, но война, потеря слуха, бегство жены, период увлечения алкоголем и другие жизненные обстоятельства не дали ему реализовать свой талант в полной мере. За двадцать лет им написана всего одна страничка музыкальной оратории. И тем не менее музыка, главная музыка его души, живет в нем. Он, я твердо убежден, остался настоящим романтиком, очень ранимым человеком.

- Существует ли особая магия героя? Всего сутки знакомства, а Бусыгин уже и сам не верит, что он не сын Сарафанова.

- Да, пожалуй. Одна ночь, ночь исповеди Сарафанова преображает Бусыгина. Он начинает чувствовать ответственность перед этой семьей, в которую его приняли на правах старшего сына. Считается, что Сарафанов неудачник, сбежавшая от него жена упорно называет его «блаженным», и все-таки он очень симпатичен своей искренностью, своей душевностью, умением любить. В этом его магия.

- Похожи ли вы на своего героя?

- Для Сарафанова главное в жизни, кроме семьи, как я уже сказал, - музыка. Для меня - театр. В этом мы, безусловно, похожи. Театром я заболел, кажется, в третьем классе, когда учительница математики предложила нам поставить пьесу о пионерах-героях, и я играл одного из них. Затем были литературный и драматический кружки, институт, и вся дальнейшая моя жизнь так или иначе связана с театром. Хотя были и кризисы, попытка уйти, но театр не отпускал и не отпускает по сей день. Как не отпускает Сарафанова музыка. Сарафанов - «блаженный». Я отталкиваюсь именно от этого. Пробую, ищу.

- Есть классический образец исполнения роли Сарафанова - Евгений Леонов в замечательном фильме Виталия Мельникова. Насколько ваш Сарафанов отличен от киношного?

- Фактура - это раз. И потом я очень не хочу в своей роли быть на кого бы то ни было похожим. Умышленно не смотрю этот выдающийся фильм. Я не знаю, каким получится мой герой, это виднее зрителю, но, пожалуй, во мне присутствует наивность Сарафанова, его сентиментальность. Я достаточно сентиментален и плачу иногда, когда смотрю старые советские фильмы.

- Будет ли ваш герой интересен современному зрителю?

- Пьеса Вампилова - это классика, а классика бессмертна. Поскольку затрагиваются глубинные темы: отношения между людьми, отношения в семье, любовь к детям, к ближнему, служение делу. Да, здесь слышен, казалось бы, банальный девиз: человек человеку брат. И кроме того, наш спектакль не привязан ко времени, точно так же, как и пьеса Вампилова вневременна. И я очень надеюсь, что все это будет интересно зрителю...

И еще один наш собеседник - исполнитель роли Бусыгина, артист Никита Алексеев.

- Никита, вам уже приходилось воплощать на сцене вампиловского героя, но это был студенческий спектакль «Утиная охота». И вот «Старший сын», Бусыгин. Страшно было браться за эту роль?

- Страшно не было. Скорее, это большое волнение и огромная ответственность, ведь примеряя на себя судьбу своего персонажа, ты становишься в ответе за него. Перед самим собой, перед зрителями, перед Богом. К тому же роль Бусыгина для меня лично - это великолепный опыт.

- Бусыгин хулиган? Социопат? Жертва обстоятельств? Или кто-то другой?

- Безусловно. Бусыгин не хулиган, не социопат и не жертва обстоятельств. Хотя дух авантюризма ему присущ. Он молодой, любит жизнь, любит девушек, может прогулять учебу, выпить. А при всем при этом, без нелепых ситуаций не обойтись. Но несмотря на, казалось бы, безобидную шутку и обман совершенно незнакомых людей, он вдруг начинает привязываться к ним, понимать их проблемы. Он остается в чужом доме и даже, наверное, пробует сохранить распадающуюся семью. А на это способен только неравнодушный человек, честный, живущий по совести. Словом, его ложь - во благо.

- У Бусыгина и Нины взаимная симпатия. Но может ли после всего случившегося эта симпатия перерасти во что-то более серьезное?

- Мы, конечно, можем пофантазировать на тему: «А что там было дальше». Лично я думаю, что такое вполне могло быть. Когда Нина слышит исповедь Бусыгина, что тот ей не брат, в глубине души она радуется. Бусыгин уже стал для Нины настоящим братом, вполне вероятно, что он станет ей и добрым мужем, несмотря на свой юношеский авантюризм.

- А может, все-таки Бусыгин и в самом деле сын Сарафанова?

- Очень интересный вопрос. Мы знаем из пьесы, что Бусыгин из Челябинска. Его мама живет там. А любовь Сарафанова случилась в Чернигове. Так сложились обстоятельства. Бусыгин не сын Сарафанова. Но после того, как все карты были вскрыты, и семья узнает правду, оказывается, что за эти сутки Бусыгин перевернул всю их жизнь, поменял векторы направления, как магнит притянул убегавших из дома детей. И получается, что не по крови, но по духу Бусыгин становится для Сарафанова таким же родным ребенком, как Нина и Вася. Но и сам Бусыгин обретает отца, которого у него не было.

- Лично вам в жизни встречались такие Бусыгины или такие Сарафановы?

- По крайней мере, мне они не представлялись. Я встречал разных людей. Сказать, что это на сто процентов Бусыгин, или Сарафанов, или Сильва, Нина, Васенька я не могу. Но нотки характеров этих героев, нотки доброго юродства у многих из нас присутствуют. И это хорошо...


Фото предоставлены театром

Фотогалерея