ТУЙМАЗЫ. Встреча с театром

Выпуск №9-249/2022, В России

ТУЙМАЗЫ. Встреча с театром

Первый спектакль Туймазинского государственного татарского драматического театра был сыгран 2 декабря 1991 года. Расположился театр в здании бывшего клуба «Космос», в центре города. Главным режиссером, а позже директором с 1992 по 2004 год стал Ильяс Гареев, сыгравший огромную роль в становлении театра. С 2007 года больше десяти лет коллектив возглавлял известный в республике Башкортостан режиссер Байрас Ибрагимов, поставивший спектакли по произведениям татарских, башкирских, русских авторов и классиков зарубежной драматургии, ставшие украшением репертуара.

Мое знакомство с театром в городе Туймазы состоялось весной нынешнего года. В жизни коллектива произошли изменения. Директором стал молодой и энергичный актер этого театра, работающий тут уже 14 лет после окончания Института искусств в Уфе Руслан Вахитов. Пост художественного руководителя вакантный, но в театр совсем недавно пригласили успешного режиссера из Стерлитамака, выпускника режиссерского факультета Театрального института имени Б.В. Щукина Айдара Зарипова. Я увидела его значительную серьезную работу по пьесе молодого татарского драматурга Ильгиза Зайниева «Дом Бургана». Пьеса - история семьи, рассказ о том, как традиции помогают сохранить единство, но и ломают судьбы. О том, как рушатся устои, как жизнь вносит свои коррективы в планы и намерения, как жажда власти, детские обиды и комплексы лишают людей семейного тепла и доверия. Об ответственности человека перед собой и близкими.

Толстовская «мысль семейная» занимает значительное место в национальной драматургии, отражающей и национальное самосознание. Что такое семья? Оплот, тихая гавань, каменная стена, которая укроет от бед и невзгод, или тяжелые оковы, мешающие свободно распоряжаться своей судьбой, препятствующие счастью и собственному выбору. Ни пьеса, ни спектакль не дают однозначного ответа на этот вопрос, призывая зрителя вместе разбираться в драматической истории рода Бургана. Недаром автор предпослал пьесе эпиграф: «В семье все должны стоять друг за друга, иначе беда постучится в двери» (Томас Манн).

Действие начинается после смерти Бургана, когда в огромном просторном доме собираются дети - четверо от первого брака, вторая жена Бургана и ее 18-летняя дочь. Потеря близкого человека не примиряет родственников, а лишь обостряет скрытые до поры семейные конфликты. В пьесе привлекают неоднозначные полнокровные характеры.

Эта постановка - наиболее сильная, профессиональная, внятная и точная работа коллектива во главе с талантливым постановщиком.

Выразительные мизансцены определяют расстановку сил в семье и взаимоотношения братьев. Четко проставлены акценты, скупы и убедительны выразительные средства. Небольшая труппа театра порадовала слаженностью и точностью в обрисовке характеров.

«Первую скрипку» играет младший сын, Баязит, который взял на себя роль главы. Сердитый, раздраженный, ко всем предъявляющий претензии, желающий быть строгим и требующий уважения, он поражает неверными решениями, жесткостью, склочностью и обозленностью на весь свет. Данил Нуриханов словно закован в броню, не давая пробиться ни одному лучику тепла и надежды. Каждое его слово - вызов, в интонациях - агрессия, его жест - словно предвестник удара. И женщину он приводит в дом не потому, что любит, а потому, что бросает вызов. Есть ли надежда, что человеческие чувства победят в его душе? Пожалуй, искры нежности возникают, когда он приносит старую семейную люльку, в которой выросли все дети Бургана. Будет ли в ней «агукать» внук Бургана? Вопрос остается открытым.

Байбулат - фигура странная, судьба изломанная. Автором до конца не прописан образ, не проанализирована та драма, которая разыгралась в душе этого персонажа. Убивший когда-то друга, замыслившего погубить его самого, Байбулат «сломался». Но мы не видим процесса осознания и постижения происшедшего, а только пассивное желание уничтожить себя. Фандиль Мухаметдинов играет двух совершенно разных людей - растерянного интеллигента в первом акте и опустившегося бомжа во втором. И хотя после первого действия проходит год, зрителя заставляют просто принять такое резкое изменение участи Байбулата. Претензии не к актеру и режиссеру, а к автору, поскольку в самой роли нет ни размышления, ни анализа судьбы незаурядного гибнущего человека.

Интересен Байназар Айрата Султанова. Он фигура понятная, но от этого не менее привлекательная. Прямой, уверенный в себе. На минуту в нем просыпается любовь, и сцена его с Аминой, в которую он был влюблен, полна нежности и волнующей тайны... Но порыв прошел, и Байназар довольно жестко «отодвигает» Амину, лишив ее надежды на счастье.

Амину, вторую жену ушедшего Бургана, понимающую, сколь незавидна ее участь в доме, где она так и не стала полноправной хозяйкой, играет Маргарита Сидорова.

Труппа в театре небольшая, у каждого артиста ролей хватает, и Маргариту Сидорову мне довелось увидеть в трех постановках. И везде она разная, и всегда интересная. Здесь - сдержанная, словно закованная в броню обстоятельств женщина, старающаяся казаться незаметной. Но в ее груди бьется живое, жаждущее любви сердце - это видно в сцене объяснения-воспоминания с Байназаром, когда на мгновение рождается надежда на женское счастье. И то, как она распускает волосы, о которых так вдохновенно говорит Байназар - все та же томительная тоска по простому счастью.

Банат Динары Гимадиевой - образ сложный, многогранный. Поначалу - привычный типаж бизнес-леди: уверенность в движениях, даже вызов, ирония в интонациях. Но вот в разговоре с младшей сестрой возникает тепло, печаль. Отлученная от родного дома, она так и не обрела счастья.

В труппе есть актриса, убедительно, с блеском исполняющая характерные роли старух, при том, что сама Расиля Салимгареева женщина моложавая и интересная. Ее Бадерхаят надолго запоминается. Точно переданные повадки старой женщины, ее жесты, реакции - это характер и судьба. И ее присказка: «Дом у меня очень уж маленький. А хочется ведь в большом доме пожить...» - звучит и как сожаление, и как надежда: вдруг кто-то поймет, пригреет... Но никто не слышит эту тихую жалобу и отчаянье одинокого человека.

И конечно, колоритен Калимулла. В исполнении Алика Зайлялова это крепкий, немолодой, уверенный в себе мужчина, хитрый и жестокий, который приносит беду и разрушение, стараясь при этом казаться покладистым.

Замысел постановщика Айдара Зарипова поддержан художником Булатом Ибрагимовым. Деревянные свежие доски стен, мебели создают ощущение крепкого, недавно построенного дома, рассчитанного на долгую обстоятельную жизнь. Но задник - глубокая чернота, в которой частоколом - высокие бревна. Они постепенно наклоняются, символизируя распад привычного жизненного уклада.

Строго выверенные мизансцены, четко пластически обозначенное противостояние участников этой истории создают образ жизни выхолощенной, сохранившей лишь внешние признаки устойчивости и говорят о высоком профессионализме постановщика.

По повести Урала Галеева «Будем жить» Владимир Жеребцов, хорошо известный и в Башкирии, и в российской столице драматург, написал пьесу «Плачет ива под горой». Это мелодраматическая история поднимается временами до истинного трагизма. Верная жена ждет пропавшего без вести на войне мужа. Дети голодают, и мать тихонько отсыпает колхозного зерна, чтобы накормить их. Соседка донесла, Гайнису утром повезут в город, впереди - тюрьма и гибель детей. Председатель колхоза обещает замять это дело, если женщина выйдет за него замуж. Закончилась война, муж возвращается из плена, узнает, что его Гайниса теперь жена другого, у нее ребенок от нового мужа.

Они встречаются - трое, виноватые жертвы военной трагедии.

С большим достоинством играет роль Гайнисы, верной жены, невольно предавшей мужа во имя спасения их троих детей, Алсу Валеева. Она сдержанна и немногословна, но понимаешь, что в груди ее - доброе сердце, что внешняя холодность не может скрыть любви и отчаянья.

Айрат Султанов показывает своего Гази, председателя колхоза, лихим, скорым на принятия решений, но и настоящим мужчиной, сумевшим переступить через свои амбиции. Муса Данила Нуриханова несет на себе печать боли и страданий, но остается человеком благородным и любящим.

Азат Зиганшин ставит вполне традиционный спектакль, где важны узнаваемые детали деревенского быта (художник Рустам Баймухаметов).

Редик Ганиев поставил спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Написанная более сорока лет назад, в 1980 году, пьеса не потеряла своей актуальности. История без любви - так определил жанр спектакля постановщик.

Художник Рима Гусманова выстраивает современно стильное, лишенное индивидуальности пространство в стиле хайтэк. Стол, стулья, тумбочка, передвижные прозрачные стены. Пространство так же изменчиво, как и поведение гостей. Они, четверо одноклассников, приходят веселой компанией: современно одетые, в меру развязные, в меру любезные. Только на их лицах - маски. Белые, словно издевающиеся бездушные личины, скрывающие истинное лицо нежданных гостей учительницы математики Елены Сергеевны. Придумано умно и точно. Мы видим ребят, их истинное лицо и подлинные мотивы действий - и маски, позволяющие скрыть свои эмоции, стыд, спрятать свои чувства, чтобы стать как все, не выбиваться из стаи, убрать проявления жалости и человечности.

Правда, в какой-то момент это своеобразное «жонглирование» масками становится несколько нарочитым.

Настоящий конфликт возникает между двумя исполнителями - Еленой Сергеевной и Володей. Володя Ильсура Миннигалина - настоящий змей-искуситель. Он ставит эксперимент, и это особенно остро звучит сегодня, переводя всю историю из частного случая в столкновение почти вселенского масштаба. Это стремление подмять под себя все чистое, светлое, благородное, внушить окружающим их ничтожество и зависимость от неких злых сил. В этой ситуации на долю Динары Вахитовой, исполнительницы роли Елены Сергеевны, выпадает сложная задача - доказать возможность существования порядочных людей в мире продажном и лживом. Надо отметить, что актриса прекрасно справляется с ролью. Она строга, сдержанна, ее внутреннее спокойствие - от веры в свои идеалы, которым она следует. Ее стойкость вызывает неподдельное уважение.

Хочется отметить молодую и очень перспективную актрису Алсу Сайфуллину, исполнительницу роли Ляли. Вместе с постановщиком актриса подчеркивает внутреннюю цельность Ляли, ставшей невольной заложницей чужой жестокой игры, ее искреннее сочувствие Елене Сергеевне.

В репертуаре театра, который много ездит в соседние города и поселения, немало пьес для маленьких зрителей. Я увидела «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, определенного по жанру «историей взросления».

Спектакль яркий, красочный, проникновенный. Интересны работы актеров, исполняющих роли тех, кто встретился Маленькому принцу в его путешествии. Обаятелен Честолюбец Фирдуса Гареева, упоенного своей необыкновенностью. Занимательны Делец и Географ Алика Зайлялова, эффектна и капризна Роза Альфии Гайсаровой. Брутален развязный весельчак-ковбой Лис Данила Нуриханова, тот самый, что произносит такие важные слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили... Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Трогателен и наивен Маленький принц Ильсура Миннигалина.

Летчик Айрата Султанова вносит столь необходимую ноту здравого смысла в эту историю. Маленький принц вернул Летчика к его детским мечтам, заставил поверить в настоящую дружбу, привязанность, любовь.

Театр в небольшом городе - всего 68 тысяч человек, должен учитывать интересы и запросы самых разных зрителей. Поэтому в репертуаре появилась и пользуется большим успехом «драматическая комедия» Надежды Птушкиной «Пока она умирала». (режиссер-постановщик - Ильнур Муллабаев, художник Рима Гусманова). Постановщики доверились автору - и выиграли.

На сцене в точном соответствии с авторскими ремарками - выгородка современной старомодной квартиры, в которой чувствуется уют и покой. Обозначены кроме гостиной кухня, прихожая, лестничная клетка. Все внимание сконцентрировано на исполнителях главных ролей, на раскрытии характеров персонажей и коллизий пьесы.

Выбор актеров продемонстрировал возможности сильной и разнообразной труппы. Расиля Салимгареева создана для роли властной, не терпящей возражений Софьи Ивановны, которая привыкла не просто руководить дочерью, а в известной степени помыкать ею. В голосе звенит металл, она лихо и крепко ударяет по столу рукой, словно оставляя за собой последнее слово, ставя точку в разговоре. Эта Софья Ивановна привыкла подчинять и направлять. Но ей не откажешь ни в лукавстве, ни в ироническом отношении к действительности, ни в чувстве юмора. Ни, как это ни странно, в удивительном жизнелюбии.

Ее дочь Татьяну, жертву домашней тирании, играет Маргарита Сидорова, демонстрируя новые грани своего дарования. Сдержанная и печальная, решительная в желании подарить матери счастье в последние дни ее существования. Но и ироничная - в разговоре с неожиданным гостем, и сильная - когда надо поставить на место и Игоря, и «свою дочь» Дину. А как заразительно она хохочет, столько в ней естественности и женского очарования, что становится ясно - не все потеряно, эту Татьяну еще ждет счастье. Данил Нуриханов в разных работах показал свое умение играть значительные, неординарные мужские характеры. За ним всегда интересно наблюдать. И здесь он и сильный мужчина, и человек, обладающий незаурядным чувством юмора. Он не боится показаться смешным и сентиментальным, когда проявляет искренний интерес к Софье Ивановне, и тонко показывает зарождение глубокого чувства к Татьяне.

Дина Динары Вахитовой вносит в действие фарсовую ноту, энергию и невероятную живость. Строгая собранная женщина с твердыми принципами Елена Сергеевна, порывистая юная Фируза в «Доме Бургана» и вот - прожженная оторва, в которой развязность прекрасно уживается с наивностью и трогательностью.

Конечно, четыре дня не так уж много для обстоятельного знакомства. Но очевидно одно - в Туймазы живет интересный коллектив, которому доступны самые сложные задачи. Энтузиазм, профессионализм и ответственность перед своим зрителем - это не так уж мало.

Фотогалерея