Весна в Калмыкии / III Международный театральный фестиваль спектаклей для детей «Кееда» в Элисте

Выпуск №9-249/2022, Фестивали

Весна в Калмыкии / III Международный театральный фестиваль спектаклей для детей «Кееда» в Элисте

Этот фестиваль проходил в год знакового для Элисты и всей Калмыкии события - 85 летия со дня основания Национального государственного драматического театра им. Б. Басангова, который является сегодня достойным продолжением истории национального искусства Калмыкии. Приступая пять лет назад к созданию проекта Международного фестиваля «Кееда», его директор Галина Шураева и художественный руководитель Борис Манджиев определили воспитательную работу с детьми одной из приоритетных задач своей деятельности. И благодаря этому фестивалю сотням маленьких элистинцев открывается мир многонациональной культуры народов России и зарубежья.

«Кееда» проходил в начале апреля, создав в городе настоящий праздник. Элистинская детвора заполняла театр до отказа, в зале не было ни одного свободного места. Условием фестиваля (а заодно и подарком) было присутствие приезжающих коллективов от начала до конца - благодаря чему люди из разных регионов общались, смотрели все спектакли друг друга, заводили профессиональные контакты, путешествовали по городу и его окрестностям, а по вечерам организовывали арт-клубы и творческие встречи - всецело наслаждаясь фестивальной жизнью и сотворяя ее каждый день.

Белорусский государственный Академический ТЮЗ привез в Элисту сказку-скоморошину «Царевна-Лягушка» по пьесе Валерия Ткачука. Это веселое и нарядное действо, где все чудят, шутят и пляшут, где всё немного не всерьёз, и, в нарушение классических традиций, персонажи весьма далеки от своих прототипов. Царь (Иван Ушакевич), нелепый и трогательный простак, желает женить своего сына Васю (Павел Терехов), однако сам столь слабо ориентируется в жизни, что дает охмурить себя предприимчивой и жадной вдове Акулине (Анна Козлова), безнадежно попадая в ее плен. Меж тем исполнительница этой роли сама явилась и постановщиком спектакля, сыграв в нем фигуру самую эффектную и яркую и озарив своей чарующей улыбкой всё вокруг. Тут были еще и Царевна-Лягушка по имени Алёна (Екатерина Крылова), и знойный красавец Кощей Бессмертный (Андрей Королевич), и недотепа и миляга Змей Горыныч с тремя головами (Геннадий Гаранский), которого никто не боялся. Словом, весь ансамбль веселился от души, предлагая нам новый взгляд на старую сказку.

Республиканский театр кукол из Йошкар-Олы вносил акцент многожанровости в фестивальную программу, состоявшую преимущественно из драматических спектаклей. Сказку «Крошка Енот», написанную Лилиан Муур, разыграли две актрисы - Эльвира Лисицына и Марина Фёдорова. А весь волшебный и тонкий сказочный мир придумала режиссер и художник Татьяна Батракова. В маленьком кукольном пространстве возникало много чудес: загорались таинственные огоньки, летали мыльные пузыри, майские жуки, стрекозы и бабочки, цвели диковинные цветы - и среди всего этого волшебного мирка проходил школу жизни Крошка Енот, приобретая мужественность и взрослея, стараясь победить наивные страхи и делясь своим опытом с нами.

Уфимский ТЮЗ показывал детский вестерн «Похищение Джонни Дорсета» по мотивам рассказа О'Генри «Вождь краснокожих» в постановке Полины Шабаевой - спектакль для семейного просмотра, и для взрослых, и для детей. Двое авантюристов похищают у богача мальчишку Джонни (Михаил Вернигоров) и требуют за него выкуп. Однако истинным авантюристом оказывается сам Джонни, превративший жизнь двух взрослых дядек в настоящую пытку. Это поучительное приключение разыгрывается на фоне размашистых пейзажей американских прерий, где можно вволю развернуться и подурачиться как лихому пацану, так и двум злодеям-простакам, являющим колоритную комическую пару. Толстяк Билл (Сергей Дьячков) и длинный тощий Сэм (Дмитрий Широнин) смешны, нелепы и трогательны, напоминая нам вечные дуэты «толстого и тонкого», «злого и туповатого», «шустрого и заторможенного», представляя собой самостоятельный эстрадный спектакль, которого, вероятно, и не планировал О'Генри.

Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» вплел свою национальную жемчужину в разноцветное фестивальное ожерелье. Сказка «Санкун - горячее сердце» в постановке Каскара Чаптыкова - пример простого и наивного этнографического стиля. Написал ее исполнитель роли Чысхана - повелителя зимы Алексей Сагатаев. Молодому охотнику Айкану (Сергей Чепсараков) встретился в лесу говорящий олень Санкун, который, как оказалось, всем приносит удачу, к тому же спасает самого Айкана из плена повелителя зимы, да и грозного Чысхана согревает своей оленьей дружбой.

Простая и прозрачная постановка пленила всех своей безыскусностью и изяществом. Наверное, именно так и надо ставить для детей - в простоте формы позиционируя важные истины о добре и дружбе. Тут все герои предельно наивны, совсем никто не умеет хитрить, и особенно Олень, которого сыграла Юлия Минина - очаровательный глупыш с неотразимой харизмой. А уникальные хакасские костюмы и вся этника этого зрелища максимально приблизили к нам далекую загадочную Хакасию.

Закрывался фестиваль «вечной» русской сказкой «Морозко» в интерпретации Николая Коляды и в постановке Василия Пектеева, привезенной Чувашским ТЮЗом имени Михаила Сеспеля. Сказка красивая, очень живописная, рассказанная на фоне заснеженного русского леса, утопающего в белых сугробах. И «по соседству» с этими зимними красотами - великолепные расписные костюмы, играющие красками: герои одеты дорого, достойно, со вкусом и даже шиком. Сами же они словно вышли из наших детских книжек, сохранив любимые каноны типажей и лиц: нежная голубка Настенька (Надежда Сергеева), статный красавец Иванушка (Александр Васильев), смиренный и робкий настенькин отец (Николай Дмитриев), свирепая мачеха (Светлана Савельева) и ее дурная дочка Акулина (Вера Пайгильдина). Ну, и Морозко (Василий Павлов), словно вечный елочный Дед Мороз, спасающий добрых и карающий злых. Словом, все на своих местах - к всеобщему миру и удовольствию.

Все фестивальное пространство и время хозяева уделили именно гостям. Сами же, в подарок «Кееде», показали две своих последних премьеры - прелестную комедию Василия Шкваркина «Чужой ребенок» в постановке Сергея Бурлаченко и музыкалльную поэму «Я - Будда». Авторами литературной основы этого уникального проекта стали Борис Манджиев и Виктор Хаптаханов. Поставил спектакль Борис Манджиев, а музыку написал его брат, композитор Аркадий Манджиев. Эта постановка стала знаковым социально-культурным событием не только в жизни Калмыкии, но и всего мирового буддийского сообщества, открывая пути для популяризации буддизма и понимания его как единого во всем своем многообразии религиозного и культурного феномена. На сцене - история о том, как Сиддхартха Гаутама (Будда) приходит к постижению главного вопроса, на поиск которого он и положил всю свою жизнь. Открыв эту высшую истину, в основе которой морально-этические нормы и добродетели, он передает его своим ученикам и всем живым существам...

По дороге от Волгограда до Элисты, которая занимает пять часов, видишь вокруг бесконечные, простирающиеся до горизонта, калмыцкие степи. Степи, степи, степи. В этом ландшафтном пейзаже скрыт код самой нации, код ее культуры. И, не проехав насквозь через эти степи, ты, может быть, и не поймешь тайну Калмыкии. Меж тем, в окружении этого звенящего воздуха, этого удивительного города, окруженного сопками, с его величественным Хурулом, возвышающимся над нами, и запахом степей с распускающимися тюльпанами, и проходил фестиваль «Кееда».

Фотогалерея