ВОТ. Новые театральные времена / Вологодский областной театральный фестиваль

Выпуск №9-249/2022, Фестивали

ВОТ. Новые театральные времена / Вологодский областной театральный фестиваль

Традиция проводить в Вологде фестивали театральных премьер берет начало в 2015 году. Фестиваль именовался «Итоги». «Формальное» название не устраивало ни учредителя (Вологодское региональное отделение Союза театральных деятелей России), ни театры. Искали название образное, емкое в смысловом плане. Так еще в 2019 году появилась короткая аббревиатура ВОТ (Вологодский областной театральный), в которой легко читается частица вот, служащая для указания на происходящее перед глазами здесь и сейчас. Фестиваль «ВОТ» 2022 года «указывает» на 15 лучших премьерных спектаклей трех предыдущих календарных лет, представленных на конкурс профессиональными театрами Вологды и Череповца.

Текущая пандемия коронавирусной инфекции не остановила жизнь театров Вологодчины и даже не стала препятствием для рождения новых и развития не так давно сложившихся театральных коллективов в Вологде и в Череповце - государственного Череповецкого театра для детей и молодежи, негосударственных «Свой театр», «ОккервильТеатр». Один из них - Театр-кабаре «АртРеприза» Вологодского Дома актера им. А. В. Семенова - стал не только участником фестиваля, но и его организатором. Фестиваль проходил при поддержке Правительства Вологодской области и Фонда президентских грантов

ВОТ - фестиваль конкурсный, то есть это не только театральный праздник для зрителя, но и «смотр достижений», глубокий анализ текущей театральной ситуации в регионе и творческого состояния каждого представленного в афише коллектива. За конкурсную и аналитическую составляющую работы фестиваля отвечало жюри, возглавляемое председателем Владимиром Спешковым (Челябинск), театральным критиком, неоднократно работавшим в экспертных советах и жюри крупных российских и международных театральных фестивалей. Результаты анализа текущей театральной ситуации члены жюри представили в последний день работы на итоговой конференции «Вологодские театры в контексте современного российского театрального процесса».

Фестивальную программу открыл спектакль Череповецкого театра для детей и молодежи «У ковчега в восемь» (режиссер Мария Красовская) по пьесе Ульриха Хуба, ставшей едва ли не тюзовским репертуарным хитом. Открытие фестиваля в не самые простые для театра времена спектаклем недавно родившегося профессионального театра (учрежден в апреле 2020 года) - событие знаковое, позволяющее с оптимизмом смотреть в театральное будущее. Об этом же говорит и полученный спектаклем лауреатский диплом «За яркий актерский ансамбль».

Далее в фестивальной афише доминировали спектакли по классической отечественной и зарубежной драматургии, что вполне ожидаемо, учитывая современные тенденции российского театрального процесса. Спектакль большой формы, поставленный по классическому тексту, позволяет театру выгодно презентовать себя фестивальному зрителю и полагаться на успех в конкурсной ситуации.

В самой престижной номинации фестиваля «Лучший спектакль большой формы» победителем стал «Каменный властелин» Вологодского театра для детей и молодежи в постановке художественного лидера театра Бориса Гранатова. В драматургической женской (пьеса Леси Украинки 1912 года) и современной режиссерской интерпретации (2019 год) «Каменный властелин» в истории Дон Жуана остро прозвучали темы жажды власти (Донна Анна в исполнении Дарьи Сахновской) и обреченности на гибель свободного человека, пошедшего на поводу у стремящейся к власти женщины (Дон Жуан Виктора Харжавина). Донна Анна в спектакле Б. Гранатова движима не только жаждой власти, но и идеей консерватизма, одерживающей победу и над любовью, и над свободой. Донна Анна Дарьи Сахновской - далеко не только лирическая героиня: она устоит перед неотразимым мужским обаянием Дон Жуана, без колебаний выйдет замуж по расчету за Командора, жизни с любимым человеком предпочтет открывающуюся в перспективе возможность жить при дворе. Убив Командора, Дон Жуан вынужден занять его место - место мужчины, задача которого обеспечить Донне Анне возможность не потерять власть. Сложную и очень интересную актерскую задачу, поставленную режиссером, Дарья Сахновская выполняет блестяще и закономерно побеждает в номинации «Лучшая женская роль». В актерском ансамбле спектакля выделяется и черная фигура Долорес Алёны Данченко. Страдающая жертвенница, вечная «невеста» Дон Жуана обеспечивает актрисе победу в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Спектакль «Каменный властелин» стал главным событием фестиваля. Сплавленные властью режиссера в сценическое действие яркий пластический рисунок спектакля (режиссер по пластике Наталья Петрова-Рудая), лаконичная и контрастная в цветовой гамме сценография Виктора Пушкина, органично «вросшие» в нее костюмы Ольги Резниченко, слаженно действующий актерский ансамбль производят сильное впечатление.

Лауреатов в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана» жюри обнаружило в ролях русской классической драматургии.

Сергей Павлов, актер Череповецкого Камерного театра по воле режиссера Евгения Зимина стремится максимально приблизить своего героя Павла Афанасьевича Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова к зрителю. Его Фамусов - типичный представитель современного чиновничества, одержимого личным обогащением и карьерой, грубая лесть и угодливость на этом пути - лучшие инструменты. Роль Фамусова, являясь одной из лучших мужских ролей отечественного репертуара, приносит Сергею Павлову победу в номинации «Лучшая мужская роль». Спектакль «Горе от ума» позволяет отметить и творческий рост молодых актеров Камерного театра: Матвея Пирушкина (Чацкий), Анастасии Мироновой (Софья Павловна), Анастасии Быковой (Лиза).

Мурад Халимбеков в труппе Вологодского драматического театра недавно, в его репертуаре уже есть большие роли (Борис Алиханов в «Заповеднике» С. Довлатова), у яркого, пластичного молодого актера в Вологде появился «свой зритель». Роль наглеца и подлеца лакея Яши в чеховском «Вишневом саде» в режиссуре Линаса-Мариюса Зайкаускаса - фестивальный успех Мурада Халимбекова в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». И это единственный фестивальный успех драматического театра, ожидаемо претендующего на роль флагмана театральной Вологды. В очередной раз оставшийся без творческого лидера, а значит и без отчетливо сформулированной художественной программы, театр пытается жить, приглашая режиссеров-гастролеров, не несущих ответственности за настоящее и тем более будущее театра.

Камерный театр, обживающий свое новое помещение, создающее и новые сценические возможности, предложил фестивалю спектакль «ВСЕЧЕЛОВЕКИ. Made in Russia» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Спектаклю суждено было стать самым сложным сценическим текстом фестиваля. Кажется, режиссеру Якову Рубину была не столько интересна конкурсная ситуация фестиваля, сколько возможность «поговорить» вместе с Достоевским с фестивальным зрителем и экспертами о бесконечных и не всегда светлых глубинах души русского «всечеловека». Режиссерские искания Якова Рубина отмечены дипломом «За глубокое режиссерское прочтение прозы Ф. М. Достоевского».

Проза Достоевского легла в основу еще одного фестивального спектакля - моноспектакля Всеволода Чубенко в режиссуре Андрея Камендова «Губернатор. Не бес» («Свой театр»). Спектакль не отмечен персональным лауреатским дипломом фестиваля, но привлек к себе внимание актуальным звучанием в современном контексте мысли Достоевского. Бесспорно, что «Бесы» сегодня - один из наиболее острых в смысловом плане русских классических текстов. Найти в романе «не беса» - это тоже способ услышать «бесовские идеи» и найти силы им противостоять. И способ действенный. Всеволод Чубенко - давний любимец вологодской публики, актер большого диапазона и обаяния. Лауреатский диплом фестиваля он получил вместе с Анной Терентьевой в номинации «Лучший актерский дуэт» за спектакль «Своего театра» «Однажды в Ялте» по прозаическому шедевру А. П.Чехова «Дама с собачкой».

Молодой режиссер и актер Андрей Камендов привлек внимание своими работами в негосударственных театрах Вологды. Его уверенные шаги на режиссерском пути и актерское творчество отмечены дипломом «За талантливую режиссерскую и актерскую работу на камерной сцене»: спектакли «Губернатор. Не бес», «Однажды в Ялте» «Своего театра», «Москва - Петушки» Театра-кабаре «АртРеприза» Вологодского Дома актера (в этом спектакле актер сыграл и единственную роль - Веничку Ерофеева).

Негосударственные театры закрепили за собой территорию эксперимента. Безусловным лидером на ней является «ОккервильТеатр», в фестивальном спектакле которого «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки (режиссер Николай Смирнов) используется инструментарий иммерсивного театра. Спектакль закономерно получил диплом «За смелый поиск современного театрального языка».

Современная драматургия с ее не просто остро, но и «неприятно» звучащими социальными проблемами тоже оказалась территорией негосударственного театра. В номинации «Лучший спектакль малой формы» лауреатом стал спектакль Театра-кабаре «АртРеприза» «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по пьесе Дороты Масловской (режиссер Василий Лимонов). Спектакль, после которого зрителю так важно поговорить об увиденном, задать вопросы не только актерам, но и самому себе.

Спектакли негосударственных театров Вологды стали ярко выраженной особенностью нынешнего фестиваля «ВОТ». Рождение в последние годы новых негосударственных театров, действенная помощь им со стороны Вологодского отделения СТД РФ, Дома актера, на сцене которого многие из них имеют возможность и репетировать, и показывать свои спектакли, идущие с аншлагом, подвижническая работа с негосударственными театрами заместителя председателя отделения СТД РФ Ирины Михайловны Горожановой - все это позволяет уверенно заявлять Вологду в ряду театральных городов России не только одним из самых ярких, но и обладающих «лица необщим выраженьем».

Фестиваль «ВОТ» подвел итоги, обозначил проблемы и оставил перспективу открытой. Наступают новые театральные времена, в которых фестивалю предстоит жить дальше и делать свою работу. 

Фотогалерея