Сохранять интерес к творчеству / Светлана Тарбанакова (Горно-Алтайск)

Выпуск №9-249/2022, Лица

Сохранять интерес к творчеству / Светлана Тарбанакова (Горно-Алтайск)

Светлана Николаевна Тарбанакова, первый в Республике Алтай кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств республики, ученый и театровед, отметила в мае свой юбилей.

Она родилась в многодетной семье фронтовика Николая Сергеевича Тарбанакова, мама была партийным работником. Относясь к поколению шестидесятников, вошедших в историю страны в годы «оттепели», все одноклассники Светланы Тарбанаковой мечтали стать если уж не космонавтами, то геологами, инженерами, врачами, учеными. Сама она захотела связать жизнь с медициной, отправилась поступать в Алма-Атинский медицинский институт, но не сумела преодолеть огромный конкурс. Возвращаться домой «на щите», без студенческого билета, самолюбие не позволило, да и город очаровал своей красотой и приветливыми людьми. Светлана решила остаться и на основании уже полученных оценок поступила в Алма-Атинское медицинское училище. Успешно окончила его, стала работать в Казахском республиканском научно-исследовательском институте туберкулеза, но затем приняла неожиданное для всех решение вернуться домой.

Два года в Алма-Ате буквально перевернули судьбу Светланы Николаевны. Завязавшаяся дружба с землячкой, артисткой Алма-Атинского ТЮЗа Кларой Ушаковой (Ченчаевой), учившейся в ГИТИСе, с известной актрисой, заслуженной артисткой РСФСР Анной Балиной, изменили ее представление о жизни и своем будущем.

Случилось так, что именно в тот момент в автономной области объявили набор на актерское отделение Новосибирского театрального училища. Вместе с будущими своими соратниками по театру - Жанной Эндоковой, Игорем Тодошевым, Валерием Тюхтеневым, Виктором Чалаковым, Татьяной Лашутиной и другими - она поступила туда и в 1972 году с отличием окончила курс. Учеба оказалась интересной, возглавляла Новосибирское училище Софья Сороко, относившаяся к алтайской студии очень внимательно. Она была женой художника Ивана Васильевича Титкова, который объездил весь Горный Алтай, дружил с известным художником Г.И. Гуркиным, и Софья Болеславовна всегда стремилась, чтобы студийцы расширяли свой кругозор и в будущем стали основой алтайского театра. Педагоги училища заложили в своих учеников стремление к знаниям и постоянному самоусовершенствованию.

Не помню, кто из великих сказал: человек бывает особенно красив, когда смел и безогляден в своих поступках. Светлану Николаевну этими качествами судьба наградила сполна. После окончания театрального училища она полностью погрузилась в избранную профессию, играя на сцене в составе театральной бригады областного Концертно-эстрадного бюро, с точки зрения театральных учителей и зрителей - достаточно неплохо. Но зрела внутренняя неудовлетворенность, потому что по складу характера ее больше привлекала работа режиссера или театрального критика, который может поддерживать и направлять молодой театральный коллектив. И Светлана Тарбанакова совершила неожиданный для большинства коллег поступок: поступила в ГИТИС им. А.В. Луначарского на театроведческий факультет. Годы учебы в Москве были очень интересными, потому что перед ней открывался другой мир. По сей день Светлана Николаевна с благодарностью отзывается о своих педагогах: руководителе курса Николае Иосифовиче Эльяше, основавшем в ГИТИСе кафедру «Национальный театр СССР», докторе искусствоведения Георге Иосифовиче Гояне и его жене - кандидате искусствоведения Анне Федоровне Корсаковой, которые настояли на ее поступлении в аспирантуру и порекомендовали тему диссертации «Развитие театра у народов Южной Сибири». Конечно же, она вспоминает о талантливом театроведе, кандидате искусствоведения Юрии Сергеевиче Рыбакове, возглавившем кафедру после ухода из жизни прежних руководителей. У него Светлана Тарбанакова занималась в семинаре по театральной критике в лаборатории СТД РФ, познакомившись там с многими российскими театрами, под его руководством прошла стажировку в Институте искусствознания в Москве. И еще об Анне Анатольевне Степановой, под руководством которой написала и защитила кандидатскую диссертацию в 1988 году, став первым алтайским театроведом.

Светлана Николаевна внесла заметный вклад в развитие учреждений культуры и искусства автономной области, всегда уделяя большое внимание вопросу подготовки профессиональных кадров. При ее активном содействии творческие коллективы гастролировали в Хакасию, Туву, Башкирию, Киргизию, Казахстан, другие регионы страны. С творческими коллективами из Горного Алтая она участвовала в заключительных концертах Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся в 1977 году в Москве, была членом оргкомитета по проведению 60-летия Горно-Алтайской автономной области, Дней культуры и искусства в Башкирии, организатором и членом выставкома региональных, областных и всероссийских выставок «В горах Голубого Алтая», «Нивы Алтая» и других мероприятий.

Светлана Николаевна состоялась и как ученый. Из немногих сибирских театральных критиков именно ей удалось структурировать и осмыслить такие большие темы, как развитие и становление театрального искусства народов Южной Сибири - Хакасии, Тувы, Республики Алтай, а также увидеть в процессе накопления и развития художественных форм и стилей изначальное движение от народного искусства к профессиональному. Это о Тарбанаковой выдающийся российский театровед Ю.С. Рыбаков сказал: «С ее помощью заполняется существенный пробел в изучении истории театра народов, населяющих Российскую Федерацию».

С.Н. Тарбанакова проработала в Научно-исследовательским институте алтаистики Республики Алтай больше 30 лет, написала множество научных работ и статей, среди которых монография «Пути развития театров Южной Сибири», отдельные главы «Алтайская литература 30-х годов» и «Алтайская драматургия ХХ века», вошедшие в коллективный научный труд «Алтайская литература», а также глава «Развитие культуры Республики Алтай» в «Очерках по новейшей истории Республики Алтай (1991-2010) и другие.

Она стала составителем сборника «Тубалары. Черневые татары», составителем и редактором книг о творческом пути актрис Анны Балиной «Путеводная звезда», Анны Алтарыковой «О моей жизни и нашем театре» и «Национальный театр драмы им. П.В. Кучияка Республики Алтай». В 2022 году из печати вышел сборник «Яркие краски Алтая», объединивший публикации и статьи первого алтайского искусствоведа Владимира Эдокова, созданные с 1965 по 1995 год, и его составителем и редактором также выступила Светлана Тарбанакова.

В потоке вопросов к Светлане Николаевне внезапно ловлю себя на мысли, что не перестаю удивляться ее живому интересу к современному творческому процессу. Ее можно с полным правом назвать летописцем истории театров Южной Сибири и нашего республиканского театра. При этом заслуженная известность в культурных кругах республики и далеко за ее пределами ничуть не испортила эту скромную, общительную женщину с открытой улыбкой.

Для Светланы Николаевны жизнь всегда интересна во всех проявлениях, а ее умению и желанию прийти на помощь другому можно только удивляться. В этом не раз убеждался творческий коллектив театра, когда на протяжении 18 лет избирал Тарбанакову председателем Алтайского республиканского отделения Союза театральных деятелей. С ее подачи АРО СТД РФ проводило большую творческую работу по развитию профессионального мастерства: организация мастер-классов по сценической речи и сценическому движению для профессиональных актеров и участников любительских театральных коллективов; обсуждение спектаклей с приглашением известных российских критиков. Ежегодный конкурс на лучшую роль сезона «Jаркынду jылдыс» стал еще одной доброй традицией.

Членам СТД РФ выделяли творческие командировки в Москву и государственные стипендии, региональный творческий Союз отмечал юбилеи, вечера памяти ушедших актеров. Трудно переоценить участие Тарбанаковой в социальной поддержке членов творческого Союза, которые получали материальную помощь от СТД РФ в связи с тяжелым материальным положением, болезнью, направлялись в оздоровительно-лечебные комплексы.

По инициативе Светланы Тарбанаковой в республике проводятся творческие вечера «Лицом к лицу» с участием деятелей культуры и искусства, литераторов, ученых. При поддержке коллектива театра и Министерства культуры она организовала и провела три научно-практические конференции по развитию театрального искусства в Горном Алтае: региональную «Развитие театрального искусства в Республике Алтай: достижения, проблемы, перспективы», всероссийскую «Классика на национальной сцене» и международную театроведческую «Наследие народов Евразии в сценическом воплощении». Сама Светлана Николаевна участвовала с докладами о проблемах современного театра во многих международных научных конференциях и «круглых столах» в Якутске, Алма-Ате, Казани, Стамбуле, Кызыле, Москве, Уфе, Улан-Удэ. Она входила в состав жюри регионального хакасского театрального фестиваля «Волшебные кулисы» (2007) и Кочевого Международного фестиваля «Желанный берег» (Горно-Алтайск, 2011).

Может сложиться впечатление, что все в жизни Светланы Николаевны складывалось легко. Как любой ученый она шла к своему мастерству через признание и неприязнь, то попадая в число новаторов, то оказываясь среди «формалистов». Но это не сбивало ее с пути. И сегодня, отвечая на вопрос: согласна ли она вновь пройти тот же путь, Светлана Тарбанакова отвечает: «Не знаю, скорее всего - да, но с некоторыми переменами».

Зная не понаслышке, какая непростая жизнь у артистов, она всю свою жизнь старается бескорыстно помогать им в становлении, совершенствовании. «Человек считает себя обделенным, если не вырастил себе смену, не вложил чуточку души в других, - говорит Светлана Николаевна. - А я старалась помочь всем. И уже это дает основание думать, что жизнь прошла не зря».  

Фотогалерея