Путь к зрительскому сердцу / Борис Горбачевский (Златоуст)

Выпуск №9-249/2022, Лица

Путь к зрительскому сердцу / Борис Горбачевский (Златоуст)

В старинном уральском городе Златоусте завершает свой 102-й сезон единственный в городе драматический театр «Омнибус», в 2011 году ставший лауреатом премии Правительства РФ им. Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.

Последнюю четверть века во главе творческого процесса стоит главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ Борис Сергеевич Горбачевский, проводящий в жизнь художественную политику в надежном тандеме с директором театра, заслуженным работником культуры РФ Александром Сергеевичем Романовым.

2022 год - юбилейный для главного режиссера, который отмечает свое 70-летие.

В Златоустовском театре он начинал свою творческую карьеру актером еще в 1975 году после окончания Новосибирского театрального училища. Но, как говорит Борис Сергеевич: «Я всегда понимал, что актерство не основная моя профессия. В 30 лет решил уйти в режиссуру». Поступил в ГИТИС, затем была Академия повышения квалификации в Москве, двухгодичная стажировка в Центральном академическом театре Советской Армии (художественный руководитель - народный артист РФ Л.Е. Хейфец), работа главным режиссером в театрах Таганрога и Улан-Удэ. В 1997 году Борис Сергеевич был приглашен в Златоустовский драматический театр на должность главного режиссера.

Четверть века в Златоустовской драме - интереснейшая эпоха творческих поисков, утверждения своих художественных принципов, которым верен всю жизнь. Русский психологический театр с его высокой нравственностью, художественными идеалами и поэтической образностью - охранная грамота главного режиссера «Омнибуса». И зрителю это пришлось по душе. Один из его первых спектаклей на малой сцене златоустовского театра - «Фрёкен Юлия» А. Стриндберга, глубокая философская драма с психологически точно проработанными персонажами, слаженным актерским ансамблем. Нужно сказать, что ансамблевость является одной из сильных сторон спектаклей Бориса Горбачевского. Умение работать с актерами, бережное отношение к спектаклям (главного режиссера часто можно увидеть на вечерних просмотрах) явились результатом того, что спектакли не теряют своей художественности, а некоторые надолго задерживаются в репертуаре.

За зрительским признанием и доверием пришло признание профессиональное на фестивалях различных уровней - от региональных до международных. Сегодня в творческой копилке театра участие более чем в сорока фестивалях. Это III, IV, V, X фестивали театров малых городов России (Москва, Лысьва, Верхний Волочёк), Всероссийский «ПостЕфремовское пространство» (Москва), IV Международный «Мелиховская весна 2003», «Чеховские чтения в Ялте», «Чеховские сезоны в Ялте 2005», фестиваль «Имени Горького» (Самара) и многие другие. Гран-при были удостоены такие спектакли Бориса Сергеевича Горбачевского, как «Васса Железнова» М. Горького (Москва); «Чайка» А.П. Чехова (решением критиков и журналистов Челябинска по итогам сезона); «Тартюф» Ж.-Б. Мольера и «Любовь, интриги и портфель» М. Зощенко (Челябинск). В 2010 году (Челябинск) спектакль «Кречинский» А.В. Сухово-Кобылина был отмечен дипломом «Лучшая режиссерская работа». Драма «На большой дороге» А.П. Чехова была с успехом показана в Ялте в 2017 году на XXXVI Международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте». Дипломом «За лучший актерский ансамбль» спектакль был отмечен в 2018 году на фестивале «Сцена - 2018» и в 2019 году на X Всероссийском фестивале Театров малых городов России «Надежды России» в Вышнем Волочке.

За этими наградами - путь. Непростой, но выверенный душой путь к зрительскому сердцу. Путь, утверждающий, созидающий жизнь, а не разрушающий ее. Как-то на вопрос о том, какая драматургия ближе по духу и как идти в ногу со временем, Борис Сергеевич ответил: «Ближе классика, русская и хорошая зарубежная, которая проверена веками, которая поднимает библейские темы: о душе человека, любви, Боге. Современная драматургия имеет конкретную цель: разрушение библейских тем - убить, обмануть, чтобы выжить. Двойная нравственная мораль, которая разрушает душу человека, работает против общества. Это не талантливо. Хотя выдается за талант. Не хочу ни ставить, ни смотреть подобное на сцене. Мы идем в ногу со временем не за счет современной драматургии - некоего послания эсэмэсок в зал, клиповости, что не дает возможности сопереживать. Это путь псевдосовременный, направленный на определенную моду. Через классику - самый современный путь».

Сегодня в репертуаре «Омнибуса» в постановке главного режиссера русская и зарубежная классика, современная драматургия: «Старший сын. Встречи в предместье» А. Вампилова, «Афинские вечера» П. Гладилина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера и другие, а на сайте театра можно посмотреть спектакли, которыми театр по праву гордится и которые вошли в «Золотую коллекцию» Златоустовской драмы. Среди них «Ущелье крылатых коней» К. Скворцова, «Любовь, интриги и портфель» М. Зощенко, «Труффальдино - слуга двух господ» К. Гольдони и другие.

Как-то в одном из интервью, рассказывая о своем детстве, Борис Сергеевич говорил, что ему в творчестве все было интересно: и музыкальная школа, и танцевальные коллективы, и народный театр. Этот интерес с годами не угас и, помимо основной деятельности, поспособствовал рождению новых проектов. Так, с 2013 года под руководством главного режиссера на общественных началах в театре работает творческая лаборатория для руководителей детских театральных коллективов. Это очень хорошая, порой необходимая методическая помощь, результаты которой можно увидеть на ежегодном городском фестивале детского самодеятельного театрального творчества «Арлекин». В «Омнибусе» с 1987 года реализуется уникальная творческая программа «Театральные уроки - спектакли для школьников», расширяющая рамки школьного урока литературы и воспитывающая юного зрителя. Главный режиссер поддерживает эту программу, пополняя афишу новыми уроками-спектаклями, а с 2014 года воплощает в жизнь программу для самых маленьких зрителей «Приглашение в мир сказки». О сути своей программы руководитель говорит так: «... Не уродливые куколки и монстры должны наполнять детское сознание. Детям нужно возвращать красоту мира. Поэтому в основу программы положен классический сказочный материал». Сейчас в «сказочной» афише «Омнибуса» любимые детьми «Приключения Буратино и его друзей» А.Н. Толстого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, «Принцесса и свинопас» Г.-Х. Андерсена, «Иван-царевич и Серый волк» В. Илюхова...

За годы работы в Златоустовской драме Борис Сергеевич поставил более семидесяти спектаклей, а всего в творческом багаже режиссера их свыше ста. За свою творческую деятельность он награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», грамотой губернатора Челябинской области, он лауреат Всероссийской театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», лауреат Государственной премии Челябинской области.

Впереди у юбиляра много планов, и коллектив театра желает своему главному режиссеру их успешного воплощения. Сейчас активно идет работа над спектаклем «Лес» по пьесе А.Н. Островского, которым откроется новый театральный сезон. Спектакль знаковый для «Омнибуса», ведь именно с него когда-то начиналась его история.


Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея