АБАКАН. О прошлом, настоящем, и кажется, будущем...

Выпуск №10-250/2022, В России

АБАКАН. О прошлом, настоящем, и кажется, будущем...

«В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной. Из рассказов солдат петрищевские колхозники узнали обстоятельства поимки партизана. Он пробрался к важному военному объекту, сунул за пазуху наган, который держал в руке, достал из сумки бутылку с бензином, полил из нее и потом нагнулся, чтобы чиркнуть спичкой. В этот момент часовой подкрался к нему и обхватил сзади руками. Партизану удалось оттолкнуть немца и выхватить револьвер, но выстрелить он не успел», - звучат со сцены цитаты из очерка П. Лидина «Таня», опубликованного в газете «Правда» от 27 января 1942 года. Так начинается спектакль «Документальное рондо для бега с препятствиями» в Русском республиканском академическом драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова.

А дальше - стук подошв кроссовок о фанеру. Быстрый бег. Истощающий. Кричащий. Сердцебиение зрителей постепенно синхронизируется с ритмом этого бега. Темно и тихо. Театральный свет расставил акценты на декорациях. Теперь присутствующие сосредоточены и готовы к действию. Еще слышны голоса актеров: то грудные и глубокие, то резкие и отрезвляющие. Они рассказывают историю о нашем прошлом, настоящем и, кажется, будущем...

В программке спектакля нет жанра, но есть уточнение - «Спектакль вокруг мифа о Зое Космодемьянской», человеке, который жил во время Великой Отечественной, погиб на фронте в самом начале войны. Так кончилась физическая жизнь той, которую в дальнейшем продолжат оживлять: в памятниках, песнях, книгах.

Русский академический театр имени М.Ю. Лермонтова показывает зрителям, что происходит с человеком после его смерти, показывает через призму истории нашей страны со всеми ее взлетами и падениями. На сцене мы видим стол, на нем лампу. Стул. Трамплин. Белый экран. Актеры не уходят за кулисы. Они находятся здесь, в первом ряду, вместе со зрителями, слышат, как они шепчутся и дышат, замирают и вопрошают... Сценография Дарьи Самороковой помогает присутствующим визуализировать внутренние чувства. Прожить. Вникнуть. Еще одна важная часть тактильного реквизита, своевременного воспроизведения актерами - кодоскоп. Как оказалось - не настольная лампа. С помощью этого предмета участники спектакля в нужный момент демонстрировали фото, ноты, рисунки, советские открытки. Действие началось с фотографии истерзанного трупа юной девушки - Зои Космодемьянской. Тогда, после пыток, в селе Петрищево.

Постановкой занималась режиссер музыкального театра Елена Павлова. Она называет себя нетекстоцентричным режиссером, так как работает с материалом, как с музыкальной партитурой, но, возможно, «Документальное рондо для бега с препятствиями» ее самый текстоцентричный спектакль. Атмосферный и смыслообразующий. Парадокс в том, что, существуя по правилам музыкального театра, артисты остаются на территории драматического.

«Я хочу жить: хоть без ног, хоть с дурной болезнью, беззубой, страшной калекой, только жить! Весну увидеть, маму обнять. Пройти по Красной площади и Александровскому саду. Воздухом дышать, видеть, как встает солнце. Дедушка, заступник мой, сделай чудо, пусть я не умру. Я не знаю, как это можно, только пусть я не умру! Пусть я не умру!» - заканчивается спектакль монопьесой Дарьи Верясовой «Я не умру» и маленькой Зоей Космодемьянской. Только тогда артистка, начавшая свой бег вместе со статьей Лидова, остановится и сойдет со своего пьедестала.

Актеры ушли со сцены без поклона. В память о всех погибших во всех войнах. После этого нельзя говорить. Не можешь. Хочется остаться в тишине и поразмышлять...

Фотогалерея